Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре Б., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО "Розница К-1" на решение судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 26 ноября 2015 г., которым постановление старшего государственного инспектора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области от 14.09.2015 в отношении ООО "Розница К-1" о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения, заслушав должностное лицо, вынесшее постановление Федорова К.В., представителя лица, вынесшего постановление Гилеву С.Ю.,
установила:
Постановлением старшего государственного инспектора департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области Федоровым К.В. от 14 сентября 2015 года ООО "Розница К-1" привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, за которое назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ООО "Розница К-1" обжаловало его в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
Решением судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 26 ноября 2015 года постановление по делу об административном правонарушении от 14 сентября 2015 года оставлено без изменения, жалоба ООО "Розница К-1" без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 КоАП РФ, ООО "Розница К-1" просит отменить, постановленные в отношении общества, акты и прекратить производство по делу.
В обоснование доводов жалобы указывает, что постановлением от 15.07.2014 заявитель привлекался к административной ответственности за совершение данного правонарушения.
Кроме того, заявитель указал, что на момент проведения проверки был заключен договор с ООО "ЭкоСибирь-Проект", разработаны проекты паспортов отходов, проведены лабораторные исследования, дальнейшие действия невозможны без согласования с Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды. Судом при рассмотрении жалобы не установлена вина ООО "Розница К-1" в совершенном правонарушении.
А также заявитель указал, что судом неправомерно отказано в снижении суммы штрафа.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок со дня получения копии постановления, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Ознакомившись с доводами жалобы, проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, прихожу к следующему.
Административная ответственность по статье 8.2 КоАП РФ предусмотрена за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно части 3 статье 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона РФ от 24июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
На основании статьи 1 вышеуказанного закона, обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что при проектировании жилых зданий, а также предприятий, зданий, строений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) для сбора таких отходов в соответствии с установленными правилами, нормативами и требованиями в области обращения с отходами.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации (пункты 2 и 3 статьи 14).
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Из пункта 1 статьи 19 Федерального закона РФ от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" следует, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона РФ от 24июня 1998 года N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Согласно пункту 2 статьи 26 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Отказывая в удовлетворении жалобы ООО "Розница К-1", судья исходил из того, что собранные и исследованные по делу доказательства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Розница К-1", вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, а именно: актом проверки от 10 августа 2015 года N 562, протоколом об административном правонарушении от 28 августа 2015 года N 562/2, предписанием от 19 июня 2014 года N 417/4 об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды и другими доказательствами. Указанным доказательствам и иным материалам дела судьей была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, полагаю, что и должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях ООО "Розница К-1" вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела в ходе проведения Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области внеплановой выездной проверки установлено, что в результате производственной деятельности ООО "Розница К-1" образуются следующие отходы осуществления розничной торговли пищевыми продуктами:
- ртутьсодержащие люминесцентные трубки;
- мусор от офисных и бытовых помещений несортированный;
- мусор и смет уличный с прилегающей территории.
ООО "Розница К-1", в результате осуществления деятельности в области охраны окружающей среды обязано соблюдать требования Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.
При этом материалами дела установлено, что у ООО "Розница К-1" отсутствует подтверждение отнесения к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды следующих отходов: отходы упаковочных материалов из бумаги и картона незагрязненные; отходы продуктов питания, потерявшие потребительские свойства (с истекшим сроком годности); осадки из выгребных ям и хозяйственно-бытовые.
В нарушение пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у ООО "Розница К-1" отсутствует разработанный и утвержденный в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В нарушение пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Приказа Ростехнадзора N 570 от 15 августа 2007 года "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" у ООО "Розница К-1" отсутствует составленный паспорт на отходы IV класса опасности, в установленном законодательством порядке, а именно: мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), код ФККО N
В нарушение пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" у ООО "Розница К-1" не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
В нарушение пункта 2 статьи 26 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в ООО "Розница К-1" не разработан и не согласован с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами.
В нарушение пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01 сентября 2011 года N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" ООО "Розница К-1" не ведет учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов по установленной форме.
Таким образом, должностным лицом и судьей районного суда обосновано сделан вывод, что ООО "Розница К-1" осуществляло свою деятельность, нарушая требования действующего природоохранного законодательства, в связи с чем было привлечено к административной ответственности.
Довод жалобы о том, что общество не может быть привлечено к административной ответственности повторно за одно правонарушение, не нашел своего подтверждения в материалах дела.
Как усматривается из материалов дела, внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды и природоохранного законодательства проведена в отношении ООО "Розница К-1" с 14.07.2015 по 10.08.2015 по адресам: "адрес" и "адрес". 15.07.2014 ООО "Розница К-1" было привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, совершенного в г. Каргате. Кроме того 15.07.2014 ООО "Розница К-1" вменялось отсутствие паспортов на отходы IV класса. В настоящем деле в вину вменяется дополнительно отсутствие паспортов на отходы ещё и I класса.
По результатам предыдущей проверки было выдано предписание об исправлении выявленных недостатков до ноября 2014 года. Проверка, результаты которой послужили основанием для возбуждения данного дела об административном правонарушении, проведена после установленного представлением срока.
Таким образом, нельзя говорить о повторности привлечения к административной ответственности общества за одно правонарушение, поскольку место и время совершения правонарушения не совпадают.
Кроме того, материалы дела не содержат: паспортов на отходы, документов, свидетельствующих о профессиональной подготовке лиц, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. В связи с чем, довод жалобы о том, что вина общества не установлена, подлежит отклонению.
Довод жалобы о том, что действия по оформлению паспортов не совершены в результате отсутствия ответа Департамента на обращение ООО "Розница К-1", не нашел своего подтверждения. Письмо о согласовании ООО "Розница К-1" направлено в адрес Департамента после проведения проверки - 18.09.2015.
Также подлежит отклонению довод о неправомерности отказа судом в снижении назначенного штрафа, поскольку доказательств наличия исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, для снижения штрафа суду не представлено.
Постановление о привлечении ООО "Розница К-1" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также должностным лицом, уполномоченным на его вынесение.
Административное наказание назначено ООО "Розница К-1" в соответствии с санкцией, установленной статьей 8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, постановленное решение по делу является законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, жалобу ООО "Розница К-1" - без удовлетворения.
Судья "подпись" Л.А.Куранова
КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела N 7-48-2016
Судья-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.