Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Погореловой Е.А.,
судей Ануфриевой Н.В., Иванова А.В.
с участием прокурора Вециной Т.А.
при секретаре Кашкаровой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 26 января 2016 года гражданское дело по исковому заявлению Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению "Шилкинская средняя общеобразовательная школа N 51", Администрации муниципального района "Шилкинский район", Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края об обязании совершить определенные действия
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края
на решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 24 сентября 2015 года, которым постановлено:
Удовлетворить исковые требования Шилкинского межрайонного прокурора частично.
Обязать МОУ "Шилкинская СОШ N 51" провести специальную оценку условий труда рабочих мест: заместителя директора по УВР (2,5 ед.), заведующей хозяйственной деятельностью (1 ед.), рабочий комплексного обслуживания здания (2 ед.), программист (1 ед.), делопроизводитель (0,75 ед.), лаборант (0,5 ед.), уборщик служебных помещений (8,75 ед.), гардеробщик (2 ед.), сторож (2,5 ед.), дворник (0,5 ед.), кухонный работник (2 ед.), учитель (44,94 ед.), педагог - психолог (1 ед.), социальный педагог (1 ед.), педагог организатор (2 ед.), педагог - преподаватель ОБЖ (1 ед.)
При недостаточности денежных средств у МОУ "Шилкинская СОШ N 51" на выполнение мероприятий по специальной оценке условий труда рабочих мест, возложить на администрацию муниципального района "Шилкинский район" обязанность по финансированию МОУ "Шилкинская СОШ N 51" денежными средствами на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
Взыскать с МОУ "Шилкинская СОШ N 51" в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством госпошлину в размере "данные изъяты"
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что в ходе проведенной проверки МОУ "Шилкинская СОШ N 51" на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны труда установлено, что в МОУ "Шилкинская СОШ N 51" специальная оценка условий труда, в нарушение трудового законодательства и Федерального закона "О специальной оценке условий труда", проведена не в полном объёме. В связи с чем, просил суд обязать МОУ "Шилкинская СОШ N 51" провести специальную оценку условий труда рабочих мест: заместителя директора по УВР, заведующего хозяйственной деятельностью, рабочего комплексного обслуживания здания, программиста, делопроизводителя, лаборанта, уборщика служебных помещений, гардеробщика, сторожа, дворника, кухонного работника, учителя, педагога - психолога, социального педагог, педагога организатора, педагога - преподавателя ОБЖ. Возложить на Администрацию муниципального района "Шилкинский район" обязанность произвести финансирование данных расходов учреждения.
Определением судьи от 26 августа 2015 года к участию в качестве соответчиков привлечены Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Забайкальского края по доверенности Бондаренко И.А. полагает решение суда в части указания на средства субвенций в качестве источника финансирования проведения специальной оценки условий труда рабочих мест МОУ "Шилкинская СОШ N 51" незаконным. Указывает на то, что требования о финансировании мероприятий по специальной оценке условий труда рабочих мест МОУ "Шилкинская СОШ N 51" за счёт средств бюджета Забайкальского края прокурором не заявлялось и нормативно-правового обоснования такого требования иск не содержит, тогда как суд первой инстанции, в нарушение положений статьи 12 ГПК РФ, подменяя истца, самостоятельно сформулировал требование и основание для удовлетворения исковых требований за счёт средств бюджета Забайкальского края, что не допустимо. Обращает внимание суда на то, что Министерство финансов Забайкальского края, являясь финансовым органом Забайкальского края, организует исполнение утверждённого бюджета Забайкальского края, в рамках действующего бюджетного законодательства. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края, и в том объёме бюджетных ассигнований, который утверждён законом о краевом бюджете. Осуществление специальной оценки условий труда в муниципальных учреждениях, в т.ч. образовательных организациях, не является расходным обязательством Забайкальского края и не финансируется из средств краевого бюджета. Мероприятия по специальной оценки условий труда рабочих мест муниципального бюджетного учреждения (в т.ч. образовательной организации) не являются расходами на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек, которые в соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" субъект должен финансировать путем предоставления местным бюджетам субвенций. Забайкальский край не отвечает средствами бюджета по обязательствам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения, а также по обязательствам администрации муниципального образования. Заявитель жалобы считает, что возложение на Администрацию муниципального района "Шилкинский район" обязанности по финансированию МОУ "Шилкинская СОШ N 51" денежными средствами на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест за счёт и в пределах выделенных на эти цели субвенций, не обосновано нормами права и противоречит действующему законодательству. Обращает внимание на то, что исполнение решения суда первой инстанции приведёт к нецелевому использованию администрацией муниципального района "Шилкинский район" средств субвенции из краевого бюджета, предоставленных на обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. В связи с чем полагает, что обязанность по проведению специальной оценки условий труда должна быть возложена на МОУ "Шилкинская СОШ N 51", на администрацию муниципального района "Шилкинский район" должна быть возложена обязанность по финансированию указанных мероприятий в подведомственном бюджетном учреждении. Бондаренко И.А. просит решение суда в части указания на средства субвенций в качестве источника финансирования проведения специальной оценки условий труда рабочих мест МОУ "Шилкинская СОШ N 51" отменить.
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии с ч 2 ст. 327.1 ГПК РФ, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суд первой инстанции только в обжалуемой части.
Поскольку решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 24 сентября 2015 года обжалуется представителем ответчика Бондаренко И.А. только в части указания на средства субвенций в качестве источника финансирования проведения специальной оценки условий труда рабочих мест муниципального образовательного учреждения, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части.
Проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Вецину Т.А., полагавшую решение законным, обоснованным и не подлежащим изменению, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в МОУ "Шилкинская СОШ N 51" специальная оценка условий труда рабочих мест проведена не в полном объеме, а именно не проведена специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест: заместителя директора по УВР, заведующей хозяйственной деятельностью, рабочего комплексного обслуживания здания, программиста, делопроизводителя, лаборанта, уборщика служебных помещений, гардеробщика, сторожа, дворника, кухонного работника, учителя, педагога, психолога, социального педагога, педагога организатора, педагога - преподавателя ОБЖ.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пришел к выводу о том, что финансирование расходов на проведение мероприятий по специальной оценки условий труда образовательного учреждения должно осуществляться за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Забайкальского края от 22.07.2014 г. N 1017-ЗЗК "О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определения размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных образовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях" утверждены: "Методика расчета норматива финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося", "Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях на одного обучающегося", "Методика расчета размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях.
В указанных нормативах расходы бюджета субъекта на мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест муниципальных бюджетных образовательных учреждений не предусмотрены.
Учитывая, что мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест не являются расходами на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, а также не предусмотрены Методикой расчета размера субвенций из средств бюджета субъекта Забайкальского края местным бюджетам, возлагать обязанность по финансированию расходов на проведение мероприятий по специальной оценке условий труда рабочих мест муниципального учреждения за счет и в пределах выделенных из бюджета субъекта субвенций у суда первой инстанции не было оснований. При таком положении, выводы суда в указанной части подлежат исключению из решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 1.4 Устава муниципального общеобразовательного учреждения "Шилкинская средняя общеобразовательная школа N 51", учредителем образовательного учреждения является муниципальный район "Шилкинский район". Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются: средства бюджета муниципального района "Шилкинский район"; доходы, полученные от приносящей доход деятельности; добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан; иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, учитывая, что работы по проведению специальной оценки труда выполнены ответчиком не в полном объеме, судебная коллегия полагает, что обязанность провести мероприятия по специальной оценке условий труда рабочих мест должна быть возложена на муниципальное общеобразовательное учреждение "Шилкинская средняя общеобразовательная школа N 51". В случае недостаточности денежных средств у учреждения финансирование указанных мероприятий должно быть возложено на администрацию муниципального района "Шилкинский район".
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению. Из резолютивной части решения необходимо исключить указание о финансировании МОУ "Шилкинская СОШ N 51" денежными средствами на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение суда судебная коллегия находит подлежащим оставлению без изменения, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шилкинского районного суда Забайкальского края от 24 сентября 2015 года изменить.
Исключить из резолютивной части решения суда указание о финансировании денежными средствами за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи А.В. Иванов
Н.В. Ануфриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.