Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Закировой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества " административный истец" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество " административный истец" обратилось в суд с административным исковым заявлением к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: производственные здания и сооружения завода), расположенных по адресу: "адрес".
В обоснование своих доводов административный истец указывает, что кадастровая стоимость принадлежащих ему на праве собственности земельных участков установлена в следующих размерах:
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей 56 копеек;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... рублей 48 копеек;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей 68 копеек;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рубля 50 копеек;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей 12 копеек.
Полагая, что такой размер кадастровой стоимости земельных участков является завышенным, административный истец указывает на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости и просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости в следующих размерах:
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей.
В судебном заседании представитель административного истца представитель истца поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан представитель 1 представитель федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" представитель 2 с требованиями административного истца не согласились, просили в удовлетворении административного иска отказать.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования города Казани, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили, о причинах неявки представителей суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как указано в статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Этой же нормой закона в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости указано установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Судом установлено, что открытому акционерному обществу административный истец" принадлежат на праве собственности земельные участки, расположенные по адресу: "адрес": площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... , площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... , площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... , площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... , площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... , что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 1 декабря 2013 года (т. 1, л.д. 21-25).
По данным кадастровых паспортов земельных участков (т.1, л.д. 181-190) земельные участки относятся к категории земель: земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования: производственные здания и сооружения завода.
Согласно кадастровым справкам о кадастровой стоимости земельных участков (т. 1, л.д. 191-195) кадастровая стоимость земельных участков определена в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 ноября 2013 года N 927 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенного пункта г. Казани" по состоянию на 1 января 2013 года. При этом кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составляет ... рублей 56 копеек; земельного участка с кадастровым номером ... рублей 48 копеек; земельного участка с кадастровым номером ... рублей 68 копеек; земельного участка с кадастровым номером ... рубля 50 копеек; земельного участка с кадастровым номером ... рублей 12 копеек.
Не согласившись с величиной кадастровой стоимости земельный участок, открытое акционерное общество "Казанский завод медицинской аппаратуры" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан с соответствующим заявлением, которое поступило в Комиссию 19 июня 2015 года. 16 июля 2015 года Комиссией принято решение об отклонении заявления (т. 1, л.д. 10-17).
В силу статьи 62, части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", на административного истца также возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.
В подтверждение своих доводов административный истец представил отчет от 12 февраля 2015 года N 002-15 об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью ... квадратных метров, расположенных по адресу: "адрес" (по состоянию на 1 января 2013 года). Отчет составлен обществом с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" по инициативе открытого акционерного общества " административный истец". Согласно данному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... составила ... рублей; земельного участка с кадастровым номером ... рублей; земельного участка с кадастровым номером ... рублей; земельного участка с кадастровым номером ... рублей; земельного участка с кадастровым номером ... рублей (т. 1, л.д. 75-154).
Отчет подготовлен оценщиком оценщик., квалификация которого подтверждается приложенными к отчету документами об образовании (т. 1, л.д. 152-153). Оценщик является членом саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" (т.1, л.д. 151). Ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована в страховом открытом акционерном обществе "данные изъяты"" (т. 1, л.д. 154).
В отношении указанного отчета экспертом саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации " "данные изъяты"" эксперт 1 проведена экспертиза на подтверждение стоимости, о чем составлено экспертное заключение от 2 марта 2015 года N ... (т. 1, л.д. 155-168).
Кабинетом Министров Республики Татарстан представлены возражения, в которых указано на некорректный подбор объектов-аналогов, выбор аналогов с наименьшей стоимостью, несопоставимых с объектом оценки по местоположению, неверный расчет корректировки на площадь земельного участка, нарушение пункта 19 федерального стандарта оценки N 1, пункта 12 федерального стандарта оценки N 3, пунктов 10, 22, 30 федерального стандарта оценки N 7 (т.1, л.д. 196-204).
Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, определением Верховного Суда Республики Татарстан от 13 октября 2015 года назначена судебная экспертиза для проверки соответствия представленного административным истцом отчета об определении рыночной стоимости спорных земельных участков требованиям законодательства, достоверности и правильности определения их рыночной стоимости. Проведение экспертизы поручено федеральному бюджетному учреждению "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы" Министерства юстиции Российской Федерации, производство по делу приостановлено. В связи с поступлением сообщения о невозможности своевременного проведения экспертизы производство по делу возобновлено, на обсуждение поставлен вопрос о возможности рассмотрения дела по имеющимся в деле доказательствам.
По ходатайству представителя Кабинета Министров Республики Татарстан Набиева Р.И. определением Верховного Суда Республики Татарстан от 8 декабря 2015 года вновь назначена экспертиза по тем же вопросам, проведение которой поручено эксперту эксперт 2 общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"". При этом во исполнение требований части 1 статьи 109 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о предварительном внесении денежных сумм, подлежащих выплате эксперту, на счет соответствующего суда, на Кабинет Министров Республики Татарстан возложена обязанность по оплате расходов на проведение экспертизы путем внесения денежных средств, подлежащих выплате эксперту, в размере ... рублей, на счет Верховного Суда Республики Татарстан в пятнадцатидневный срок со дня вынесения указанного определения.
Между тем в установленный срок данная обязанность Кабинетом Министров Республики Татарстан не исполнена, денежные средства, подлежащие выплате эксперту, на указанный счет не внесены, в связи с чем определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 2 февраля 2016 года производство по делу возобновлено.
К моменту рассмотрения административного дела в судебном заседании денежные средства на счет Верховного Суда Республики Татарстан не поступили.
Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.
С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным рассмотреть дело по имеющимся в деле доказательствам установления рыночной стоимости земельных участков, кадастровая стоимость которых оспаривается административным истцом.
Согласно статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
При исследовании отчета от 12 февраля 2015 года ... об оценке рыночной стоимости земельных участков общей площадью ... квадратных метров, расположенных по адресу: "адрес" (по состоянию на 1 января 2013 года) суд установил, что лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрен специальный порядок проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, а также и в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете, - путем проведения соответствующей экспертизы. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.
Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки или в случаях, установленных федеральными стандартами оценки, также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.
Согласно экспертному заключению от 2 марта 2015 года ... , составленному экспертом саморегулируемой организации оценщиков - Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", вышеназванный отчет соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки, стандартам саморегулируемой организации, заданию на оценку. Выводы, сделанные оценщиком о величине рыночной стоимости объекта оценки, признаны обоснованными.
Содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства не опровергнуто, допустимых доказательств об иной величине рыночной стоимости спорных земельных участков административными ответчиками не представлено, в связи с чем у суда не имеется оснований считать недостоверной их рыночную стоимость, определенную в отчете от 12 февраля 2015 года ... и подтвержденную экспертным заключением от 2 марта 2015 года ...
При таких обстоятельствах подлежат удовлетворению требования открытого акционерного общества "Казанский завод медицинской аппаратуры" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года в размере ... рублей, ... рублей, ... рублей, ... рублей и ... рублей.
Согласно части пятой статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Частью шестой этой же статьи установлено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
С учетом того, что открытое акционерное общество " административный истец" обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Республики Татарстан 19 июня 2015 года, указанные сведения о кадастровой стоимости подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2015 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление открытого акционерного общества " административный истец" к Кабинету Министров Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: производственные здания и сооружения завода), расположенных по адресу: "адрес", указав ее равной рыночной стоимости в следующих размерах:
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метра с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей;
в отношении земельного участка площадью ... квадратных метров с кадастровым номером ... рублей.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором открытым акционерным обществом "Казанский завод медицинской аппаратуры" подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, то есть с 1 января 2015 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 19 июня 2015 года.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Судья Сафина М.М.
Справка: решение принято в окончательной форме 12 февраля 2016 года.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.