Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Чекалкиной Е.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Багаутдинова И.И.,
при секретаре судебного заседания Фатхутдиновой Р.Ж.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Хайрутдиновой Р.Х. на решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении иска Хайрутдиновой Р.Х. к Управлению пенсионного фонда в Балтасинском районе о включении периодов работы с 25 июня 1990 года по 31 октября 1999 года, с 13 ноября 2002 года по 11 июня 2003 года, с 12 июня 2003 года по 30 июня 2005 года, с 01 июля 2005 года по 14 декабря 2006 года медработником в Организация 1, Организация 2 и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности не менее 25 лет - отказать
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хайрутдинова Р.Х. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда России в Балтасинском районе Республики Татарстан о включении в специальный трудовой стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии.
В обоснование иска указано, что 27 июля 2015 года Хайрутдинова Р.Х. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии. Решением пенсионного органа от 07 августа 2015 года в назначении ей досрочной трудовой пенсии было отказано в виду отсутствия необходимого специального стажа. В специальный трудовой стаж не включены периоды работы истицы с 25 июня 1990 года по 31 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года, с 13 ноября 2002 года по 11 июня 2003 года, с 12 июня 2003 года по 30 июня 2005 года в качестве медработника в Организация 1 и период работы с 01 июля 2005 года по 14 декабря 2006 года в качестве медработника в Организация 2 Не согласившись с указанным решением, истица просила суд возложить на ответчика обязанность включить в ее специальный трудовой стаж вышеуказанные периоды работы и назначить досрочную пенсию с 27 июля 2015 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истица исковые требования поддержала, представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе истица просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. При этом в своей жалобе она приводит те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что ее требования должны быть удовлетворены. Истица полагает, что право на получение пенсии не может быть поставлено в зависимость формы собственности организации, в которой ею осуществлялась лечебная деятельность.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Истица в суд апелляционной инстанции не явилась, извещена надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 27 июля 2015 года Хайрутдинова Р.Х. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Балтасинском районе РТ с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с наличием у нее, как она полагала, необходимого медицинского стажа - 25 лет.
Решением ответчика от 07 августа 2015 года истице отказано в досрочном назначении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа. Пенсионным органом в специальный стаж истицы включены периоды работы, продолжительностью 9 лет 5 месяцев 28 день; отказано во включении в специальный стаж истицы периодов ее работы с 25 июня 1990 года по 31 октября 1999 года, с 01 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года, с 13 ноября 2002 года по 11 июня 2003 года, с 12 июня 2003 года по 30 июня 2005 года в качестве медработника в Организация 1 и периода работы с 01 июля 2005 года по 14 декабря 2006 года в качестве медсестры в Организация 2
Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на правильном толковании и применении действующего пенсионного законодательства, верно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в спорные периоды истица работала в организациях, которые относятся к хозяйствующим коммерческим строительным организациям, не занимающимся лечебной и иной профилактической деятельностью по охране здоровья населения, при этом истицей не представлено допустимых доказательств, подтверждающих работу в спорные периоды в здравпункте, являющимся структурным подразделением организации, что необходимо для исчисления специального стажа лечебной деятельности.
Из трудовой книжки истицы усматривается, что в спорные периоды она работала в должности медсестры в Балтасинской МСО, фельдшером здравпункта в Организация 1, медсестрой в Организация 2
Суд, проверив доводы истицы, пришел к верному выводу о том, что в спорные периоды истица выполняла работу в организациях, не входящих в систему здравоохранения, доказательств того, что в вышеуказанных организациях был создан, как структурное подразделение, здравпункт, суду не представлено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку в данном случае отсутствовали правовые основания для удовлетворения настоящего иска.
Пенсионное законодательство, действовавшее на момент возникновения спорных отношений, с 25 июня 1990 года и до настоящего времени, не предусматривало возможности зачета в специальный медицинский стаж работы в должностях медсестры, фельдшера в организациях по своей организационно-правовой форме, не относящимся к учреждениям, и не занимающимся лечебно-профилактической, санитарно-эпидемиологической и иной оздоровительной деятельностью в качестве приоритетного направления.
Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В соответствии с пунктом 17 Постановления Пленума Верховного Суда от 11 декабря 2012 года N 30 при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Применительно к рассматриваемому спору следует отметить, что ни Балтасинская межхозяйственная строительная организация, ни ООО "Альтаир", по своей организационно-правовой форме не являются учреждениями, данные организации относятся к хозяйствующим субъектам - коммерческим организациям.
Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29.10.2002, предусмотрено, что работа в должностях, указанных в списке (а должность медицинской сестры имеется в списке) засчитывается в стаж на общих основаниях, если она проходила в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (ренгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Несмотря на то, что истица работала в должностях, поименованных ныне действующим списком, однако медицинскую деятельность она осуществляла непосредственно в организациях, в которых в установленном законом порядке не были созданы медицинские пункты, здравпункты как структурные подразделения.
Как следует из письма Минздрава России от 15.12.2002 N 02-5-08/20-АР602 функционирование здравпунктов как структурных подразделений хозяйственных субъектов возможно при условии отражения в их уставе медицинской деятельности. Техническое оснащение здравпунктов должно позволять им выполнять следующие задачи: оказание первичной медико-санитарной помощи, транспортировку больных и пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, проведение лечебных и профилактических мероприятий.
В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30, медицинская деятельность относится к числу видов деятельности, для осуществления которой требуется лицензия, причем исключения для случая, когда указанная деятельность осуществляется для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, не предусмотрено. Пунктом 5 вышеназванного положения предусмотрено, что в случае если медицинский персонал здравпункта предприятия числится в штате или привлекается на ином законном основании непосредственно предприятием, для функционирования здравпункта ему необходимо самостоятельно получить соответствующую лицензию на оказание медицинских услуг.
Исходя из принципа диспозитивности, судебная коллегия считает, что истицей не доказаны обстоятельства наличия у Организация 1 и Организация 2 лицензий на осуществление медицинской деятельности. Положений о структурных подразделениях Организация 1 и Организация 2 которые были бы поименованы в пункте 6 Правил, истицей не представлено.
Более того, ни Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", ни Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, ни Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. N 1066, не позволяют включить спорные периоды в специальный стаж, поскольку лечебная деятельность протекала в организациях, не относящихся к лечебно-профилактическим учреждениям.
Таким образом, суд первой инстанции обосновано отказал Хайрутдиновой Р.Х. в назначении досрочной трудовой пенсии, вынес законное и обоснованное решение. Дело рассмотрено с соблюдением требований закона, оснований для отмены, изменения решения не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения и иную оценку установленных судом обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Балтасинского районного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Хайрутдиновой Р.Х. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.