Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Р.Э.Курмашевой,
судей Г.А.Абдуллиной, А.М.Гильмутдинова
при секретаре судебного заседания Р.Р.Кутнаевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Э.Курмашевой гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Г.Уразаева на решение Советского районного суда г. Казани от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:
иск А.Р.Уразаева к Р.Г.Уразаеву о признании принявшим наследство удовлетворить.
Признать А.Р.Уразаева, "дата" года рождения, принявшим наследство после смерти ФИО1, "дата" года рождения, умершей "дата".
Взыскать с Р.Г.Уразаеву в пользу А.Р.Уразаева судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 10136 (десяти тысяч ста тридцати шести) рублей и на оплату услуг представителя в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав Р.Г.Уразаева и его представителя М.Н.Миннибаева в поддержку доводов жалобы, представителя А.Р.Уразаева - Р.И.Минхаирова, возражавшего против отмены решения суда, судебная коллегия
установила:
А.Р.Уразаев обратился к Р.Г.Уразаеву с иском о признании принявшим наследство.
В обоснование указал, что "дата" умерла его тетя - ФИО1, после смерти которой открылось наследство, состоящее из земельного участка и жилого дома по адресу: "адрес", а также предметов домашнего обихода.
Согласно завещанию от 12 сентября 2008 года, удостоверенному нотариусом М.М.Махмутовой, тетя завещала ему все принадлежавшее ей имущество.
В силу незнания требований закона он своевременно не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства, однако фактически принял его, поскольку совместно с членами своей семьи обрабатывал вышеуказанный земельный участок, выращивал на нем овощные культуры, произвел неотделимые улучшения жилого дома, в частности провел канализацию, установилновые окна, произвел иной текущий ремонт, а также нес бремя содержания наследственного имущества.
Кроме того, после получения свидетельства о праве собственности на земельный участок и жилой дом, он продал указанные объекты недвижимости ФИО2.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил признать его принявшим наследство после смерти ФИО1.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца - Р.И.Минхаиров исковые требования поддержал.
Ответчик и его представитель - М.Н.Миннибаев иск не признали.
Третье лицо - нотариус М.М.Махмутова в судебное заседание не явилась.
Суд постановилрешение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Р.Г.Уразаев просит об отмене решения суда, ссылаясь на недоказанность вывода суда о принятии истцом наследства. Указывает на подложность представленных А.Р.Уразаевым доказательств: договоров по установке станции очистки хозяйственных, бытовых, сточных вод и монтажа системы канализации, а также договора на доставку и монтаж пластиковых окон.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель А.Р.Уразаева - Р.И.Минхаиров просит оставить решение суда без изменения. При этом просит исключить из числа доказательств договоры, на которые ссылается ответчик в апелляционной жалобе.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Р.Г.Уразаев и его представитель М.Н.Миннибаев апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Представитель А.Р.Уразааева - Р.И.Минхаиров с доводами жалобы не согласился.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Статьей 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из материалов дела следует, что "дата" умерла ФИО1, которой при жизни принадлежали земельный участок и жилой дом, расположенные по "адрес"
Согласно завещанию от 12 сентября 2008 года, удостоверенному нотариусом М.М.Махмутовой, ФИО1 завещала А.Р.Уразаеву все свое имущество, в чем бы оно не заключалось, где бы оно не находилось, в том числе вышеуказанные земельный участок и жилой дом.
17 декабря 2009 года между А.Г.Уразаевой и А.Р.Уразаевым был заключен договор пожизненного содержания с иждивением.
Решением Советского районного суда г.Казани от 18 декабря 2014 года указанный договор пожизненного содержания с иждивением от 17 декабря 2009 года признан недействительным.
Решением Советского районного суда г.Казани от 22 июня 2015 года применены последствия недействительности сделки - договора пожизненного содержания с иждивением от 17 декабря 2009 года путем взыскания с А. Р.Уразаева в пользу Р. Г. Уразаева 1000000 рублей.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан от 27 августа 2015 года решение суда от 22 июня 2015 года отменено, вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Р.Г.Уразаева к А.Р.Уразаеву о применении последствий недействительности сделки отказано.
Кроме того, решением Советского районного суда г.Казани от 27 августа 2015 года отказано в удовлетворении иска Р.Г.Уразаева к А.Р.Уразаеву о признании недействительным завещания от 12 сентября 2008 года.
В установленный законом срок А.Р.Уразаев не обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для признания А.Р.Уразаева принявшим наследство.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
Так, правовое значение для признания наследника принявшим наследство имеет установление обстоятельств, свидетельствующих о совершении наследником в течение шести месяцев после открытия наследства действий, свидетельствующих о принятии наследства одним из способов, указанных в пункте 2 статьи 1153 гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно пункту 36 данного Постановления под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 Гражданского кодекса Российской Федерации, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В данном случае фактическое принятие наследства А.Р.Уразаевым после смерти ФИО1 подтверждается, помимо договоров по установке станции очистки хозяйственных, бытовых, сточных вод и монтажа системы канализации, а также договора на доставку и монтаж пластиковых окон, на подложность которых ссылается заявитель апелляционной жалобы, и другими обстоятельствами.
Так, на момент открытия наследства А.Р.Уразаев являлся собственником имущества, завещанного ... , в связи с чем осуществлял полномочия по владению и пользованию им.
Впоследствии, по договору купли-продажи истец реализовал его ФИО2, являющейся в настоящее время титульным собственником данного имущества.
Обстоятельства принятия истцом наследства в течение шести месяцев после смерти отца подтверждены также и показаниями допрошенного судом первой инстанции свидетеля ФИО3.
Таким образом, обжалуемое судебное постановление вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 199, 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Казани от 11 ноября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Р.Г.Уразаева - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.