Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Губаевой Н.А.,
судей Мелихова А.В., Садыковой Э.И.,
при секретаре Зариповой А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Губаевой Н.А. гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан на решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года, которым постановлено:
иск Гилязова Д.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ в части отказа Гилязову Д.А. включения в стаж педагогической деятельности период службы в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года из расчета один день военной службы за два дня.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ включить Гилязову Д.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии период службы в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года из расчета один день военной службы за два дня.
Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ в пользу Гилязова Д.А. в счет оплаты услуг адвоката 3000 рублей и в счет возврата государственной пошлины 150 рублей.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступления представителя ГУ-УПФ РФ в Алексеевском районе Республики Татарстан - Пузыревой Э.И. в поддержку жалобы, представителя Гилязова Д.А. - Юсупова И.И., возражавшего против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гилязов Д.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ (далее УПФ РФ) о признании незаконным отказа о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. В обоснование иска указал, что 10 сентября 2015 года он обратился в УПФР с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи со специальным трудовым стажем. Однако решением пенсионного органа ему было отказано. Ответчик не засчитал ему в стаж педагогической деятельности периоды работы в МБОУ " Алексеевская начальная школа - детский сад N 4" в должности учителя начальных классов с 01 сентября 2013 года по настоящее время и службу в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года включил в календарном порядке, тогда как этот период подлежит включению в льготном исчислении - один день службы за два дня. Просил включить указанные периоды в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
В судебном заседании представитель истца - Юсупов И.И. поддержал исковые требования.
Представитель ответчика иск не признал.
Суд исковые требования удовлетворил частично и вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе УПФР в Алексеевском районе просит отменить решение суда в части удовлетворенных требований и принять новое решение об отказе в указанной части требований. В обосновании жалобы указано, что период службы в Советской Армии с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года включен в специальный стаж в календарном исчислении и не подлежит включению в льготном порядке.
Судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в части удовлетворения иска по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В силу пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (вступившего в силу с 01.01.2015 года) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Конституционный суд РФ в Постановлении от 29 января 2004 года N2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ действовавшего на момент приобретения права.
В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам, и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях, и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что настоящее решение суда обжалуется ответчиком в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, период службы в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989, поэтому проверка законности данного решения апелляционной инстанцией осуществляется в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в обжалуемой части по доводам жалобы, поскольку отсутствуют основания для проверки решения в полном объеме.
Согласно п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:- служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции.
В соответствии с п. 4 того же Положения - время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Согласно материалам дела Гилязов Д.А. 10 сентября 2015 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Решением УПФР N 1912/14 от 23 сентября 2015 года было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, ввиду отсутствия требуемого стажа 25 лет. Всего засчитано 20 лет 1 месяц 14 дней.
При этом ответчиком включен период службы в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года в календарном исчислении.
Удовлетворяя заявленные Гилязовым Д.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета спорного периода в специальный стаж истца, дающий право на льготное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением педагогической деятельности в льготном исчислении.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
Как усматривается из военного билета серии НП N 8702677, Гилязов Д.А. проходил службу в Вооруженных Силах РФ с с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года.
Удовлетворяя требования в этой части, суд не учел, что на момент прохождения военной службы истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года N 1397, согласно которому пенсии за выслугу лет учителям и работникам просвещения подлежали назначению при стаже работы по специальности не менее 25 лет. Указанным Постановлением утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Согласно п. 1 указанного Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается: служба в составе Вооруженных Сил СССР. Согласно п. 4 Положения, время работы, указанной в п. 1, 2, 3 Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Поскольку ни пенсионным законодательством, действовавшим на момент службы истца в Вооруженных Силах, ни пенсионным законодательством, действующим в настоящее время, включение в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах в льготном исчислении не предусмотрено, выводы суда о наличии правовых оснований для включения периода службы истца в Вооруженных Силах СССР в льготном исчислении, судебная коллегия находит необоснованными.
Таким образом, решение суда в обжалуемой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Поскольку оснований для взыскания с ответчика в пользу истца судебных расходов не имеется в связи с тем, что судебные расходы согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд присуждает стороне, в пользу которой состоялось решение суда, таким образом, оснований для взыскания с ответчика в пользу истца в счет оплаты услуг представителя не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст. 199, п.1 ст.328, ст.329, п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алексеевского районного суда Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года по данному делу отменить в части удовлетворения иска и взыскании судебных расходов и принять в этой части новое решение.
В удовлетворении иска Гилязова Д.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Алексеевском районе Республики Татарстан о признании незаконным решения решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Алексеевском районе РТ в части отказа Гилязову Д.А. включить в стаж педагогической деятельности период службы в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года из расчета один день военной службы за два дня и включении в специальный в стаж педагогической деятельности периода службы в рядах ВС СССР с 19 мая 1986 года по 20 апреля 1989 года из расчета один день военной службы за два дня и взыскании судебных расходов отказать.
Это же решение в остальной части оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.