Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Курмашевой Р.Э.,
судей Абдуллиной Г.А., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания Вдовиной Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционной жалобе Карбаева А.Л. на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
11 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Карбаева А.Л. к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании отказа федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в передаче истцу и его семье в собственность квартиры "адрес" незаконным, признании договора социального найма жилого помещения N ... от 24 сентября 2012 года недействительным, признании за истцом и членами его семьи Карбаевой Е.В., Карбаевой Е.А., ФИО1 права собственности на квартиру "адрес".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Карбаева А.Л., его представителя - адвоката
Никитина Д.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карбаев А.Л. обратился к Министерству обороны Российской Федерации (далее по тексту - Минобороны России), федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России), федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России) с иском о признании отказа ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России в передаче истцу и его семье в собственность квартиры "адрес" незаконным, признании договора социального найма жилого помещения N ... от 24 сентября 2012 года недействительным, признании за истцом и членами его семьи Карбаевой Е.В., Карбаевой Е.А., ФИО1 права собственности на квартиру "адрес".
В обоснование требований указано, что 24 сентября 2012 года между Карбаевым А.Л. и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России заключен договор социального найма жилого помещения, на основании которого истцу, его супруге Карбаевой Е.В., дочери Карбаевой Е.А., сыну ФИО1 в бессрочное владение и пользование передана квартира "адрес". Ранее истец и члены его семьи принимали участие в приватизации жилого помещения, в связи с чем не имеют возможность признать право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации. Срок службы истца в Вооруженных силах Российской Федерации составляет более 20 лет, в связи с чем Карбаев А.Л. полагает, что на основании абзаца 4 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на предоставление спорной квартиры в собственность.
В суде первой инстанции Карбаев А.Л. иск поддержал.
Представители ответчиков - Минобороны России, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в суд не явились, извещены надлежащим образом. От представителя Минобороны России поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третьи лица - Карбаева Е.А., Карбаева Е.В. в суд не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Судом вынесено решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Карбаев А.Л. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Ссылается на положения статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", указывая, что в данной статье законодатель закрепил наличие права выбора военнослужащего на получение положенного ему по закону жилого помещения в собственность или по договору социального найма. Также указывает, что отсутствие процедуры нормативного закрепления передачи квартиры в собственность в соответствии с вышеуказанным законом не должно препятствовать реализации жилищных прав истца.
В суде апелляционной инстанции Карбаев А.Л., его представитель поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчиков - Минобороны России, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, третьи лица - Карбаевы Е.А., Е.В. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены. Поскольку каких-либо сведений о наличии существенных препятствий для участия указанных лиц в судебном заседании не имеется, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В силу статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года N 8
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как нормами Федерального закона
"О статусе военнослужащих", так и нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), принятыми в соответствии с ЖК РФ другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что Карбаев А.Л. служил в Вооружённых силах Российской Федерации с 05 августа 1983 года по 15 мая 2004 года в должности офицерского состава, календарная выслуга составляет 20 лет 9 месяцев, что подтверждается справкой начальника отдела военного комиссариата Республики Татарстан по Советскому району г. Казани от 28 мая 2015 года.
Согласно выписке из решения о предоставлении жилых помещений по договору социального найма от 24 сентября 2012 года N ... Карбаеву А.Л. совместно с супругой Карбаевой Е.В., дочерью Карбаевой Е.А., сыном ФИО1 предоставлено по договору социального найма жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
В тот же день между Карбаевым А.Л. и ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России заключен договор социального найма жилого помещения N ... , на основании которого истцу и членам его семьи в бессрочное владение и пользование передана однокомнатная квартира по вышеуказанному адресу.
При этом спорная квартира предоставлена истцу и членам его семьи с учётом уже имеющейся в их собственности жилой площади.
Вступившим в законную силу заочным решением Советского районного суда г. Казани от 14 февраля 2012 года за Карбаевым А.Л., Карбаевой Е.В., Карбаевой Е.А., ФИО1 признано право собственности в порядке приватизации по 1/4 доли за каждым на квартиру по адресу: "адрес".
На основании вышеуказанного решения суда за истцом и членами его семьи зарегистрировано право общей долевой собственности на указанное жилое помещение.
Из ответа ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России от 26 октября 2012 года на обращение Карбаева А.Л. следует, что в Минобороны России отсутствует процедура передачи жилья в собственность, поэтому данное учреждение не имеет возможности в установленном законом порядке заключить договор передачи квартиры в собственность.
Согласно ответу ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России от 30 декабря 2014 года на обращение Карбаева А.Л. также указал на невозможность осуществления передачи спорного помещения, так как процедура передачи полученного ранее по договору социального найма помещения в собственность не регламентирована. Департамент жилищного обеспечения Минобороны России в настоящее время уполномочен передавать жилое помещение в собственность бесплатно (по желанию военнослужащего) только при первоначальном предоставлении.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Карбаева А.Л., поскольку по выбору истца с ним заключен договор социального найма в отношении спорной квартиры. При этом решение 4 отдела ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России о предоставлении жилых помещений по договору социального найма о 24 сентября 2012 года N ... истцом не оспорено, в установленном законном порядке недействительным не признано.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьёй 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Таким образом, истец, подписав договор социального найма спорного жилого помещения, воспользовался правом выбора вида обеспечения его жильём, предусмотренным статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В силу указанных обстоятельств доводы истца о том, что отсутствие процедуры нормативного закрепления передачи квартиры в собственность в соответствии с вышеуказанным законом не должно препятствовать реализации жилищных прав истца, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.
Иные доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию Карбаева А.Л., выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом при разрешении заявленных исковых требований правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, на основании которых суд постановилзаконное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от
11 сентября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Карбаева А.Л. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.