Судья Верховного Суда Республики Татарстан С.М. Федонин,
при секретаре судебного заседания А.Ш. Хасановой,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Ф.Ф. Закирова на решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 26 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Ф.Ф. Закирова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан Л.Ф. Актимирову, возражавшую против удовлетворения жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее по тексту - УФАС по Республике Татарстан) от 3 сентября 2015 года N ... /2015 года, оставленным без изменения решением судьи Вахитовского районного суда города Казани от 26 ноября 2015 года, заместитель председателя МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" Ф.Ф. Закиров (далее по тексту - заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному штрафу в размере 15000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, заявитель, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, просит постановление должностного лица и судебное решение отменить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и проверка доводов жалобы свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту Федеральный закон N44-ФЗ).
В соответствии со статьями 25, 56 Федерального закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях: 1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации.
Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу положений частей 1, 3 статьи 30 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в частности непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела усматривается, что антимонопольным органом Ф.Ф. Закирову вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при следующих обстоятельствах.
Комиссией УФАС по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 14 августа 2015 года в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ рассмотрена проведением внеплановой проверки жалоба индивидуального предпринимателя Е.В. З. на действия комиссии уполномоченного органа МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан", муниципальных заказчиков согласно извещению при проведении совместного конкурса с ограниченным участием N ... , на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)".
По результатам проверки 14 августа 2015 года комиссией УФАС по Республике Татарстан принято решение N ... -кз/2015, которым уполномоченный орган МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" муниципальных заказчиков согласно извещению, признан нарушившим требования части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42, частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе проверки антимонопольным органом установлено следующее.
Извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N ... на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)" размещено в последней редакции на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 8 июля 2015 года.
Уполномоченный орган - МКУ "Палата перспективного социально- экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан".
Муниципальные заказчики - согласно извещениям.
Начальные (максимальные) цены контрактов по извещению N ... :
1) МБДОУ " "данные изъяты"" ЕМР Республики Татарстан - 429000 рублей;
2) МБДОУ " "данные изъяты""" ЕМР Республики Татарстан - 714541 рублей;
3) МБДОУ " "данные изъяты""" ЕМР Республики Татарстан - 727500 рублей;
4) МБДОУ " "данные изъяты"" ЕМР Республики Татарстан - 18000 рублей;
5) МБДОУ " "данные изъяты"" ЕМР Республики Татарстан - 24000 рублей;
6) МБДОУ " "данные изъяты"" ЕМР Республики Татарстан - 33000 рублей.
Извещение о проведении совместного конкурса с ограниченным участием содержит информацию о преимуществах, предоставляемых заказчиком в соответствии со статьей 30 Федерального закона N44-ФЗ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Вместе с тем, в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием указано: "Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (согласно пункту 4 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ) - согласно конкурсной документации".
Кроме того, в конкурсной документации не указано об ограничениях, предоставляемых субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям. Согласно пункту 1.4.1 раздела 1.4 конкурсной документации, в конкурсе может принять участие любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Следовательно, уполномоченным органом, муниципальными заказчиками не установлено ограничение в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
На основании указанной проверки, антимонопольным органом установлено, что бездействие уполномоченного органа, муниципальных заказчиков в виде не указания в извещении о проведении совместного конкурса с ограниченным участием ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации, при осуществлении закупки у субъектов малого предпринимательства и социально некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе, противоречит требованиям части 3 статьи 30, пункта 4 статьи 42 Федерального Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, решение Комиссии УФАС по Республике Татарстан также содержит вывод о нарушении уполномоченным органом требований частей 5 и 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Данный вывод Комиссии УФАС по Республике Татарстан обоснован следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее по тексту - Постановление N 99) установлены случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием согласно приложению N 2 к указанному постановлению. Соответствие участников закупки указанным требованиям должно подтверждаться документами, предусмотренными приложением N 2 к данному постановлению.
Согласно пункту 6 приложения N2 к Постановлению N 99 к вышеуказанным случаям отнесено оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей.
Пунктом 6 приложения N 2 к Постановлению N 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право, заключить который проводится конкурс.
Как указано выше, в соответствии с извещением о проведении совместного конкурса с ограниченным участием N ... на предмет: "Право заключения муниципального контракта на поставку продуктов питания (мясо)", установлены начальные (максимальные) цены контрактов для каждого муниципального заказчика. При этом начальные (максимальные) цены контрактов МБДОУ " "данные изъяты" не превышает 500000руб.
Изложенное свидетельствует о том, что уполномоченным органом неправомерно были установлены дополнительные требования к участникам закупки путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием, что является нарушением частей 5 и 6 статьи 31 Федерального законы N 44-ФЗ.
Таким образом, действия уполномоченного органа - МКУ "Палата перспективного социально-экономического развития Елабужского муниципального района Республики Татарстан" содержат признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таком положении, в соответствии с частью 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поводом к возбуждению в отношении заявителя дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило непосредственное обнаружение должностным лицом УФАС по Республике Татарстан объективных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Принимая обжалуемое решение, судья районного суда исходил из доказанности вины заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Принимая во внимание изложенное с данным выводом судьи районного суда следует согласиться.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению в частности подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и виновность Ф.Ф. Закирова в его совершении, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения; решением комиссии УФАС по Республике Татарстан по делу N ... -кз/2015 от 14 августа 2015 года и другими представленными в дело доказательствами, оцененными судьей районного суда по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, обоснованность привлечения Ф.Ф. Закирова к административной ответственности, предусмотренной частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сомнений не вызывает.
Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Ф.Ф. Закирову в пределах санкции части 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, в целом сводящиеся к утверждению об отсутствии состава вмененного Ф.Ф. Закирову административного правонарушения, со ссылкой на нарушение и неправильное применение норм материального права аналогичны доводам жалобы на постановление должностного лица УФАС по Республике Татарстан, были предметом проверки судьи районного суда и отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении.
Оснований не согласиться с установленными по делу фактическими обстоятельствами и проведенной судьей районного суда оценкой представленных в дело доказательств не имеется.
Иные доводы жалобы, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность судебного решения, и направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Вопреки доводам жалобы, нормы материального права применены и истолкованы судьей районного суда правильно, нарушений процессуальных норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе производства по делу не допущено. Решение судьи районного суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Вахитовского районного суда города Казани от 26 ноября 2015 года, вынесенное в отношении Ф.Ф. Закирова по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Ф.Ф. Закирова - без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.