Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Пашковского Д.И.,
при секретаре судебного заседания Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коробенкова "данные изъяты" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация "данные изъяты" района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
УСТАНОВИЛ:
Коробенков А.А. (далее административный истец), являясь собственником "данные изъяты" земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"; "данные изъяты" расположенных в "данные изъяты" обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения от 17.11.2015) к федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра"), Правительству Красноярского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрации Емельяновского района Красноярского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости, определённой заключением эксперта от 25.09.2015.
Заявленное требование мотивировано тем, что внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости вышеуказанных "данные изъяты" земельных участков (от "данные изъяты"., в зависимости от площади каждого из них) не соответствуют их рыночной стоимости, а это влечёт взимание с административного истца экономически необоснованного земельного налога, чем нарушены права Коробенкова А.А.
В судебном заседании административный истец заявленное требование уточнил, просил об установлении кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков в размере их рыночной стоимости установленной заключением эксперта от 25.09.2015.
В судебное заседание представитель Правительства Красноярского края, а также представители администрации Березовского района Красноярского края и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд посчитал возможным в соответствии с положениями ч. 4 ст. 247 КАС РФ рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения административного истца Коробенкова А.А. и его представителя Лемайкиной И.М., представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" по доверенности Самозванцевой П.В., изучив материалы административного дела, Красноярский краевой суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) и арендная плата.
Согласно п. 5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статья 24.18 ФЗ от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон об оценочной деятельности) в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", расположенные в "данные изъяты" принадлежат на праве собственности Коробенкову А.А., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права (т. 1 л.д. 11-15).
Согласно кадастровым паспортам земельных участков от 16.12.2014 (N 24/14-885482; N 24/14-887182; N 24/14-885492; N 24/14-886783) и от 23.10.2014 N 24/14-747083 они входят в категорию земель населенных пунктов, разрешенное использование - "одноквартирные индивидуальные отдельно стоящие дома", их кадастровая стоимость составляет:
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., - "данные изъяты".;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., - "данные изъяты".;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., - "данные изъяты".;
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., - "данные изъяты".;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., - "данные изъяты". (т. 1 л.д. 16-24).
Постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Красноярского края".
Земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" в перечень объектов, кадастровая стоимость которых утверждена данным постановлением не вошли, поскольку на момент проведения государственной кадастровой оценки эти участки не были сформированы и учтёны в государственном кадастре недвижимости.
Из кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 31.12.2014 следует, что кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты"; "данные изъяты" составляет "данные изъяты". (каждый), на кадастровый учет данные участки поставлены 27.12.2013 (т. 1 л.д. 83, 84, 142).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30.12.2013 определена с применением УПКС установленного постановлением Правительства Красноярского края от 22.11.2011 N 708-п и утверждена на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков от 31.12.2013 органом кадастрового учета в размере "данные изъяты". (т. 2 л.д. 169-171).
Кроме того, 23.10.2014, в связи с изменением вида разрешенного использования, органом кадастрового учета в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 была определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере "данные изъяты". (т. 2 л.д. 172-174).
Оспаривая данную кадастровую стоимость (с учетом уточнения от 17.11.2015), Коробенков А.А. представил в материалы дела отчеты об оценке от 17.02.2015 N 5-2015; N 6-2015 и от 04.02.2015 N 40, выполненные оценщиком Смирновой Ю.О., согласно которым рыночная стоимость земельных участков:
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 09.01.2014 составляет - "данные изъяты".;
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 09.01.2014 составляет - "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 31.12.2013 составляет - "данные изъяты".;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 31.12.2013 составляет - "данные изъяты"
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., по состоянию на 23.10.2014 составляет - "данные изъяты". (т. 1 л.д. 25-197).
Соответствие отчетов требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности, проведенный оценщиком подтверждается положительными экспертными заключениями от 07.05.2015 N 382/05/015; N 383/05/015; N 384/05/015 некоммерческого партнёрства "Саморегулируемая организация "СИБИРЬ", членом которого является оценщик "данные изъяты" Ю.О. (т. 1 л.д. 198-251).
Между тем, по ходатайству представителя административного истца Лемайкиной И.М., учитывая что у административных соответчиков и заинтересованных лиц вызывает сомнение соответствие отчетов и положительных экспертных заключений требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также, в связи с тем, что рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" определена по состоянию на 09.01.2014, с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 31.12.2013, а не на дату последней оценки 27.12.2013, с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на 31.12.2013, а не на дату последней оценки 30.12.2013, определением Красноярского краевого суда от 28.08.2015 назначена судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости данных земельных участков, а именно: земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" по состоянию на 27.12.2013; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 30.12.2013; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 23.10.2014 (т. 2 л.д. 66).
По заключению судебной экспертизы, проведенной экспертом "данные изъяты" А.П. 25.09.2015, являющегося членом саморегулируемой организации оценщиков "Саморегулируемая межрегиональная ассоциация оценщиков" рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" с учетом округления по состоянию на 27.12.2013 составляет - "данные изъяты". (каждый); земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" с учетом округления по состоянию на 30.12.2013 составляет "данные изъяты"; земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", с учетом округления по состоянию на 23.10.2014 составляет 1 011 000руб. (т. 2 л.д. 123-155).
Суд не находит оснований не согласиться с заключением данной судебной экспертизы.
Заключение отвечает требованиям законодательства об оценочной деятельности. Выводы эксперта подробно мотивированы со ссылкой на нормативные акты. Оснований не доверять эксперту, составившему заключение, не имеется. Эксперт имеет необходимую квалификацию, был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, согласно требованиям ст. 4 Закона об оценочной деятельности, является членом саморегулируемой организации оценщиков. Экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям ст. 82 КАС РФ.
В представленном экспертном заключении суд не усматривает наличия каких-либо противоречий или необоснованности сделанных экспертом выводов по заданным вопросам, выводы эксперта понятны, исследования каких-либо иных обстоятельств, а также дополнительных разъяснений не требуется.
Конкретных доказательств необоснованности установленной экспертом рыночной стоимости данных земельных участков административными ответчиками и заинтересованными лицами, возражавшими против заявленных требований, не представлено.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка:
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., должна быть определена равной рыночной в размере "данные изъяты"., по состоянию на 27.12.2013;
- с кадастровым номером "данные изъяты" общей площадью "данные изъяты" кв.м., должна быть определена равной рыночной в размере "данные изъяты"., по состоянию на 27.12.2013;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., должна быть определена равной рыночной в размере "данные изъяты"., по состоянию на 27.12.2013;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., должна быть определена равной рыночной в размере "данные изъяты"., по состоянию на 30.12.2013;
- с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м., должна быть определена равной рыночной в размере "данные изъяты"., по состоянию на 23.10.2014.
В силу п. 3 ст. 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Коробенков А.А. является плательщиком земельного налога, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость земельного участка (п. 1 ст. 388, п. 1 ст. 390 НК РФ). Следовательно, внесённые в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, не соответствующие действительной рыночной стоимости указанных выше объектов налогообложения, нарушают права Коробенкова А.А., подлежащие восстановлению путём установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости.
Рыночная стоимость указанных выше земельных участков установлена судебной экспертизой.
При таких обстоятельствах, заявленное Коробенковым А.А. требование подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180 КАС РФ, Красноярский краевой суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Коробенкова "данные изъяты" удовлетворить.
1. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты" расположенного по адресу: "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 27.12.2013;
2. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 27.12.2013;
3. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты" "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 27.12.2013;
4. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты" "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 30.12.2013;
5. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "данные изъяты", "данные изъяты", в размере его рыночной стоимости - "данные изъяты" рублей, определенной по состоянию на 23.10.2014.
Датой обращения Коробенкова "данные изъяты" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеуказанных "данные изъяты" земельных участков считать 28.05.2015.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Д.И. Пашковский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.