Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Макаровой Ю.М.,
судей Русанова Р.А., Поповой Н.Н.,
при секретаре Шалаевой Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Русанова Р.А. гражданское дело по иску Администрации Железнодорожного района г.Красноярска к Рукосуеву "данные изъяты" о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки,
по апелляционной жалобе представителя Рукосуева Р.В. - Каримовой Л.Ф.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 15 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Администрации Железнодорожного района г.Красноярска удовлетворить.
Обязать Рукосуева "данные изъяты" обеспечить доступ представителям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска в жилое помещение по адресу: "адрес" для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Взыскать с Рукосуева "данные изъяты" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Железнодорожного района г.Красноярска обратилась в суд с иском к Рукосуеву Р.В. о возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки, мотивируя тем, что в администрацию Железнодорожного района г.Красноярска поступило обращение Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 16.12.2014 года о необходимости проведения осмотра жилого помещения "адрес" на предмет переустройства и (или) перепланировки, с указанием на то, что по обращению Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края 08.12.2014 года была проведена проверка по указанному адресу, в ходе которого выявить факт перепланировки указанного жилого помещения не представилось возможным, в связи с непредоставлением доступа в жилое помещение. Из содержания заявления Рукосуева Р.В., поступившего в адрес Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края, а также приложенных к нему документов, следует, что заявитель осуществил перепланировку принадлежащей ему на праве собственности квартиры N "данные изъяты" и являющихся государственной собственностью Красноярского края квартир N "данные изъяты" и N "данные изъяты", расположенных в доме "адрес" Специалистами администрации Железнодорожного района г.Красноярска неоднократно в период с декабря 2014 года направлялись уведомления собственнику квартиры N "данные изъяты" с просьбой обеспечить доступ в жилое помещение для проведения обследования квартиры на предмет переустройства и (или) перепланировки, а также осуществлялся выезд по указанному адресу, однако доступ представлен не был. Истец просил суд обязать Рукосуева Р.В. предоставить представителям администрации Железнодорожного района г.Красноярска доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес" для проведения мероприятий по осмотру данного жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Рукосуева Р.В. - Каримова Л.Ф. просит отменить решение суда, указывая, что срок исковой давности для Агентства истек в 2011 году для предъявления претензий по поводу перепланировки квартиры Рукосуева Р.В., который поставил вопросы в судебном порядке об узаконивании перепланировки после истечения срока исковой давности для возвращения подвального помещения в отдельные квартиры. Исковое заявление Администрации Железнодорожного района не имеет правовой основы и подано от ненадлежащего истца, поскольку Администрация района не является органом строительно-технического контроля и не имеет лицензии на данный вид деятельности. Кроме того, истец не указал, в чем конкретно могут иметь место нарушения прав и свобод третьих лиц, которые бы проживали с ответчиком.
Проверив материалы дела и решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и не ходатайствовавших о его отложении, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 7), осуществление муниципального жилищного контроля (пункт 9), определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений (пункт 9.1).
Согласно ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации уполномоченные органы местного самоуправления отдельными полномочиями по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии.
Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
При организации и осуществлении муниципального жилищного контроля органы муниципального жилищного контроля взаимодействуют с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный жилищный надзор, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 ЖК РФ должностные лица муниципального жилищного контроля вправе посещать с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах и проводить их обследования,
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Согласно ст. 29 ЖК РФ, самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Статьей 30 ЖК РФ установлены права и обязанности собственника жилого помещения, в том числе обязанность поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 4 ст. 17 ЖК РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года N 25 установлена обязанность собственника жилого помещения в многоквартирном доме пользоваться жилым помещением по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 17).
Как установлено судом и следует из материалов дела, квартира "данные изъяты" принадлежит на праве собственности ответчику Рукосуеву Р.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также свидетельством о государственной регистрации "данные изъяты" от 02.03.2009 года.
Квартира "адрес" принадлежит на праве собственности Непомнящей Л.Ф. согласно свидетельства о государственной регистрации "данные изъяты" от 02.03.2009 года.
Распоряжением Федерального Агентства по управлению Федеральным имуществом Территориального Управления по Красноярскому краю N "данные изъяты" от 22.12.2006 года осуществлена безвозмездная передача федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, в государственную собственность Красноярского края, согласно Приложению.
В соответствии с перечнем федеральных государственных учреждений (лесхозов), как имущественных комплексов, подлежащих передаче в государственную собственность Красноярского края, передаче подлежит Федеральное государственное учреждение "Красноярский лесхоз".
Передача Федерального государственного учреждения "Красноярский лесхоз" в государственную собственность Красноярского края была осуществлена, что подтверждается актом приема-передачи от 10.01.2007 года.
Согласно Приложения к акту приема-передачи от 10.01.2007 года, в состав ФГУ "Красноярский лесхоз" входит жилой дом по "данные изъяты". Квартиры N "данные изъяты" в жилом доме "адрес" вошли в перечень объектов, учитываемых на момент передачи имущества в реестре федерального имущества в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.07.1998 года N "данные изъяты", распоряжением Министерства государственного имущества РФ от 30.07.1998 года N "данные изъяты" и подлежащие передаче в составе имущественных комплексов федеральных государственных учреждений (лесхозов).
Впоследствии Рукосуев Р.В. и Непомнящая Л.Ф. приватизировали квартиры N "данные изъяты" и N "данные изъяты" в указанном выше доме.
В соответствии с актом проверки N "данные изъяты", утвержденным руководителем Агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края 26.05.2014 года, в ходе проверки по адресу: "адрес" квартир N "данные изъяты" и N "данные изъяты" при визуальном осмотре объектов проверяющими выявлена перепланировка, в результате которой указанные квартиры объединены в одну. Квартира используется для проживания граждан, визуально находится в удовлетворительном состоянии (требуется проведение капитального ремонта). Перепланировка с Агентством не согласована, разрешительные документы на ее проведение, завершение и ввод объекта в эксплуатацию проверяющим не представлены, в связи с чем проверяющие считают, что перепланировка указанных объектов является самовольной.
08.12.2014 года Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края был составлен акт N "данные изъяты", в соответствии с которым Рукосуев Р.В. не обеспечил доступ в жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
11.12.2014 года службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края направлено письмо в Администрацию Железнодорожного района г.Красноярска N "данные изъяты" с просьбой провести осмотр жилого помещения N "адрес" а также принять меры в рамках предоставленной компетенции в случае подтверждения факта самовольной перепланировки и (или) переустройства.
24.12.2014 года администрацией Железнодорожного района г.Красноярска Рукосуеву Р.В. направлено уведомление N "данные изъяты" о том, что 25.12.2014 года в 10-00 часов состоится обследование жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" для установления факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, с просьбой обеспечить присутствие полномочного представителя при проведении обследования жилого помещения по адресу: "данные изъяты" и доступ в жилое помещение должностных лиц, уполномоченных на проведение обследования жилого помещения по адресу: "адрес"
Однако, доступ в жилое помещение для установления факта самовольной перепланировки собственником не был предоставлен. Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска направлено уведомление собственнику о необходимости предоставления доступа в жилое помещение для проверки факта перепланировки, с указанием о том, что после предоставления доступа будет составлен акт об установлении факта самовольной перепланировки жилого помещения и приняты меры в отношении собственника.
20.01.2015 года, 20.02.2015 года Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска были направлены письма в адрес Рукосуева Р.В. с просьбой предоставить доступ в жилое помещение по адресу: "адрес"
Разрешая спор и удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции обоснованно не принял возражения ответчика, указав, что к полномочиям Администрации Железнодорожного района г.Красноярска законом отнесено согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществление муниципального жилищного контроля, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, ввиду чего доступ в жилое помещение ответчика необходим истцу для осуществления своих законных полномочий, вытекающих из приведенных выше норм жилищного законодательства.
Во исполнение требований жилищного законодательства Администрацией города определен порядок согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г.Красноярска. При этом, полномочия по осмотру жилых помещений на предмет их перепланировки и переустройства, переданы администрациям районов, на которые также возложены полномочия по обращению в суд от имени муниципального образования с исками к гражданам по вопросам, отнесенным к компетенции администрации района.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые доводами апелляционной жалобы под сомнение не ставятся.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исковое заявление не имеет правовой основы, поскольку подано от ненадлежащего истца, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они являлись предметом судебного разбирательства, тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая правовая оценка. Исковое заявление истца обосновано конкретными фактическими обстоятельствами и нормами закона, подано в суд уполномоченным лицом - Администрацией Железнодорожного района г.Красноярска.
Так, в силу вышеприведенных правовых норм, районная администрация в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, правовыми актами Красноярского края, Уставом и иными правовыми актами города Красноярска и Положением. В сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством районная администрация участвует в приемке работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в порядке, установленном правовыми актами города, а также устанавливает факты самовольного переустройства и (или) перепланировки жилых помещений и составляет акты об их установлении, выносит собственнику жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или нанимателю такого жилого помещения по договору социального найма, предупреждение о приведении жилого помещения в прежнее состояние, а в случае неустранения нарушений жилищного законодательства в установленный срок, обращается в суд с исковым заявлением о приведении жилого помещения в прежнее состояние (до перепланировки и (или) переустройства) или продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения (в отношении жилых помещений, находящихся в частной собственности), о расторжении договора социального найма (в отношении муниципальных жилых помещений, занимаемых гражданами по договорам социального найма.
При представлении интересов муниципального образования город Красноярск районная администрация вправе в пределах предоставленных полномочий предъявлять и подписывать иски, обжаловать судебные акты, а также иметь права и нести обязанности, предусмотренные Гражданским процессуальным и Арбитражным процессуальным кодексами Российской Федерации.
В целях реализации положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 года N 266 "Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения", Администрацией г.Красноярска принято Постановление от 14.11.2005 года N 572 "Об утверждении Положения о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г.Красноярска", в соответствии с которым на администрации районов возложена обязанность утвердить состав комиссий, компетенцией которых является: приемка работ по произведенному переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в соответствии с Положением о порядке согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, расположенных на территории г. Красноярска; выявление фактов самовольного переустройства и (или) перепланировки; составление актов об установлении факта самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
В силу пункта 5.3 указанного Положения, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести жилое помещение в прежнее состояние в срок и в порядке, установленном администрацией района в городе. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в пункте 5.3 настоящего Положения срок, управляющая организация либо муниципальное казенное учреждение города Красноярска "Управление дорог, инфраструктуры и благоустройства" представляет в администрацию района в городе акт, подтверждающий, что жилое помещение не приведено в прежнее состояние, после чего администрация района в городе обращается в суд в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 5.4).
Таким образом, федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления отнесено согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществление муниципального жилищного контроля, а также определение порядка такого согласования и принятие соответствующих мер в случае выявления фактов самовольного осуществления гражданами перепланировок помещений.
Также судом верно отмечено в решении, что в данном случае представитель администрации не требует дать ему разрешение на проникновение в жилище, а просит обязать собственника этого жилища предоставить его представителю для осмотра, что не является проникновением.
Не основана на нормах права и материалах дела ссылка ответчика о том, что им не нарушаются требования законодательства, а также права и законные интересы граждан, жильцов дома.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене постановленного судом решения, так как о нарушении норм материального и процессуального права не свидетельствуют, сводятся фактически к воспроизведению приводимых в суде первой инстанции доводов, получивших в решении суда надлежащую правовую оценку.
При таких установленных по делу фактических обстоятельствах и требованиях законодательства, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции, правомерно удовлетворил исковые требования Администрации Железнодорожного района г.Красноярска, обязав Рукосуева Р.В. обеспечить доступ представителям истцу в жилое помещение по адресу: "адрес", для проведения мероприятий по осмотру жилого помещения на предмет переустройства и (или) перепланировки в течение месяца с момента вступления решения в законную силу.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда города Красноярска от 15 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Рукосуева Р.В. - Каримовой Л.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.