Судья Челябинского областного суда Сапрыгина Л.Ю., при секретаре Слащевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по жалобе Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на постановление судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 30 ноября 2015 года,
установил:
Постановлением судьи Калининского районного суда г. Челябинска от 30 ноября 2015г. Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях далее (КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа 100 000 рублей.
В жалобе, адресованной в Челябинский областной суд, Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ) просит постановление суда отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на истечение срока для привлечения к административной ответственности, а также на то, что является ненадлежащим субъектом административного правонарушения. Считает, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку не указано время совершения административного правонарушения. Указывает на то, что суд необоснованно сделал выводы о совершении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ административного правонарушения, не дав должной оценке письмам от 19 августа 2015г. и 15 июля 2015г., которыми подтверждается, что Учреждением были осуществлены все возможные действия по недопущению уничтожения объектов. При рассмотрении дела
судом нарушен принцип презумпции невиновности. Ссылается на то, что ранее за аналогичное правонарушение общество привлекалось к ответственности, поэтому привлечение к ответственности за то же самое правонарушение недопустимо.
В судебном заседании законный представитель ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ Плешко Д.П. доводы жалобы поддержал в полном объеме, сославшись на изложенные в ней обстоятельства.
Представитель Министерства культуры Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, выслушав представителя ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ Плешко Д.П. изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи Калининского районного суда города Челябинска от 30 ноября 2015 года по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия.
Частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях. Санкция части 3 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия.
В соответствии с пунктами 1 -4 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации", и ст. 16 Закона Челябинской области от 21 декабря 2007 года N235-30 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Челябинской области" работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, с согласованием проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия областного значения, выявленных объектов культурного наследия(далее - задание) выдается областным органом охраны объектов культурного наследия на основании письменного заявления собственника или пользователя объекта культурного наследия.
Разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия областного значения, выявленных объектов культурного наследия (далее - разрешение) выдается областным органом охраны объектов культурного наследия после рассмотрения и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия областного значения, выявленного объекта культурного наследия.
Разрешение выдается областным органом охраны объектов культурного наследия на основании письменного заявления собственника или пользователя объекта культурного наследия. Форма заявления, а также перечень прилагаемых к нему документов утверждаются Правительством Челябинской области.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).
Как установлено судом и следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: г. Челябинск пр. Победы, 187, приказом Министра Культуры Челябинской области от 11.03.2009 г. N 37 "Об утверждении списка выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую художественную или иную культурную ценность" отнесено к выявленным объектам культурного наследия как "Комплекс Зданий "Красные казармы".
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ владеет на праве оперативного управления нежилыми зданиями (казармой) общей площадью 1 303 кв.м., 1507 кв.м. расположенными по адресу: г. Челябинск упр. Победы, д. 187 на основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.01.2011 г. (л.д. 60,61). Как следует из материалов дела, государственным контрактом на выполнение работ по ремонту объектов военного городка N 1 в г. Челябинске, было достигнуто соглашение о выполнении комплекса работ
по текущему ремонту на объектах имущественного комплекса военного городка N 1, расположенных по адресу: г. Челябинск ул. Победы, д. 187 (л.д. 204-277).
По результатам внеплановой выездной (документарной) проверки в период с 05 августа 2015 года по 27 августа 2015 года выявлены нарушения п.п. 3,4 ч.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.06.2002г. N 73-ФЗ), выразившиеся в бездействии ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ по принятию мер для обеспечения сохранности и неизменности облика выявленного объекта культурного наследия -"Комплекс зданий "Красные казармы", расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, пр-т. Победы, 187, в результате которого в период с 14.08.2014г. по 08.12.2014г. на объекте проведены работы, изменившие облик, объемно - планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия - "Комплекс зданий "Красные казармы", в случае если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (государственная историко-культурная экспертиза по включению Объекта в Реестр объектов культурного наследия РФ не проводилась, научно-проектная документация "Комплексные научные исследования, предмет охраны" не разрабатывалась), а именно, проведены строительно-ремонтные работы без получения задания и разрешения, выданных органом охраны объектов культурного наследия, работы выполнены без осуществления авторского и технического надзора, в отсутствие проектной документации, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, что привел к повреждению выявленного объекта культурного наследия, что подтверждается актом осмотра от 10.08.2015 г. N 15-36 составленного на основании Приказа Министерства Культура Челябинской области N 267 от 30.07.2015 г., согласно которого был проведен осмотр объекта культурного наследия регионального и значения "Комплекса зданий "Красные казармы": учебного корпуса, корпуса N 2, корпуса N 3, корпуса N 4, в результате осмотра зафиксировано проведение несанкционированных строительных работ корпуса N 3,4: переустройство и перепланировка внутренних помещений посредством демонтажа и установки перегородок, пробивки дополнительных проемов во внутренних несущих стенах; демонтаж и замена на новые, выполненные из железобетонных плит, межэтажных и чердачных перекрытий, а также перекрытий над лестничным маршем (своды Монье). Для опирания ж/б перекрытий выполнено усиление продольной внутренней несущей стены, установка несущих колонн; организация из чердачного помещения мансардного этажа путем замены конструкции крыши с наклонной стропильной системой на конструкции крыши двухскатной мансардной стропильной системой. Замена кровельного покрытия; замена деревянных заполнений оконных проемов на окна из ПВХ профиля без сохранения
формы и расстекловки рам, соответствующих историческому облику Объекта; проведение отделочных работ переустроенных помещений. При этом работы выполнены без задания и разрешения, выданных органом государственной охраны объектов культурного наследия, а также без согласования проектной документации, осуществления авторского и технического надзора (л.д. 9-13), фототаблицей (л.д. 14-26), актом проверки N 08-08/08-2015 от 05 августа -27 августа 2015 г., согласно которого выявлены нарушения ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ требований законодательства в выразившиеся в необеспечении сохранности и неизменности облика выявленного объекта культурного наследия "Комплекс зданий "Красные казармы", расположенные по адресу: г. Челябинск пр. Победы, д. 187 (л.д. 27-32), предписанием от 27.08.2015 г. (л.д. 33-34).
Оснований не доверять собранным и исследованным по делу доказательствам, у судьи районного суда как и судьи областного суда, не имеется, поскольку они противоречий не имеют, согласуются между
собой, дополняют и уточняют друг друга, ничем не опорочены.
Указанные действия правильно квалифицированы судьей по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: актом осмотра объекта, предписанием об устранении нарушений, протоколом об административном правонарушении и иными исследованными материалами дела.
Протокол об административном правонарушении в отношении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ составлен должностным лицом - главным специалистом управления государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Челябинской области Р.Е.А. в пределах его полномочий, соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ о том, что протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку не указано время совершения административного правонарушения, считаю несостоятельными поскольку в протоколе указано время совершения административного правонарушения 05 августа - 27 августа 2015 года.
Судьей первой инстанции совокупность собранных по делу доказательств обоснованно признана достаточной для принятия решения по делу. Принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 1.5 КоАП РФ, не нарушен. Доказательства с очевидностью свидетельствуют о наличии в действиях ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ события
и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ. Порядок привлечения к ответственности не нарушен.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ в совершении вмененного ему административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Доводы жалобы о том, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ является ненадлежащим субъектом административного правонарушения считаю несостоятельными исходя их следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что за ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ на праве оперативного управления закреплены здания, расположенные по адресу: г. Челябинск пр. Победы, д. 187, являющиеся объектами культурного наследия.
Согласно п.п. 3,4 ч.1 ст. 47.3 Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)народов Российской Федерации" При содержании и
использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного
наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ч.1 ст. 3).
В соответствии со ст.47.6 указанного закона если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу о том, что именно на ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ лежит ответственность за закрепленное за ним на праве оперативного управления, а, соответственно, и ответственность за его повреждение.
Доводы жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ об истечении срока для привлечения к административной ответственности, считаю необоснованными.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) составляет один год со дня совершения административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение было выявлено в результате проверки, имевшей место в период с 05 по 27 августа 2015 года. Таким образом, на момент вынесения решения судьей районного суда срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
Вопреки доводам жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ письмам Учреждения от 19 августа 2015г. и 15 июля 2015г. направленные в Министерство культуры и в адрес гендподрядчика не свидетельствуют о том, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ приняты все возможные действия по недопущению нарушения сохранности объектов культурного наследия.
Доводы жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ о том, что ранее за аналогичное правонарушение учреждение привлекалось к ответственности, поэтому привлечение к ответственности за то же самое правонарушение недопустимо, основаны на неверном толковании норм права, поскольку 30 ноября 2015 года ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.7.14 КоАП РФ, то есть за совершение административного правонарушения выразившегося в повреждении выявленного объекта культурного наследия, в то время как ст.7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны.
Иные доводы жалобы не содержат оснований для пересмотра принятых по делу актов, направлены на переоценку выводов судьи районного суда.
Оснований для удовлетворения жалобы и отмены вынесенного по делу постановления не имеется.
При назначении ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ административного наказания судьей районного суда требования ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ были соблюдены. Наказание, назначенное ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны РФ в пределах санкции ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ в минимальном размере, является обоснованным и справедливым.
Материалы дела не содержат сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.
Доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Челябинского областного суда,
решил:
решение судьи Калининского районного суда Челябинской области от 30 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации оставить без изменения, жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Судья
Л.Ю. Сапрыгина
/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.