Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Марченко А.А.,
судей Винниковой Н.В., Чертовиковой Н.Я.,
при секретаре Жарковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Цепилова С.И., Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области на решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 26 октября 2015 года по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в лице Главного Управления лесами Челябинской области к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Цепилову С.И.об отмене распоряжения об утверждении схемы земельного участка, о признании права аренды и права частной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами *** и ***отсутствующим, отмене государственного кадастрового учета изменений земельных участков, истребовании из незаконного владения земельных участков.
Заслушав доклад судьи Марченко А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения ответчика Цепилова СИ., его представителя Шишкина М.Ю., представителя ответчика Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области Усатовой Ю.А.,. поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя третьего лица Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области Шуляповой М.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, представителей истцов прокурора Минкиной Л.В., Главного Управления лесами Челябинской области Пинаевой С.Н., возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Верхнего Уфалея Челябинской области обратился в суд с иском (с учетом уточнений) в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в лице Главного Управления лесами Челябинской области к Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, Управлению имущественных отношений Верхнеуфалейского
городского округа Челябинской области, Цепилову С.И.о признании незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ***, признании договора аренды и договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***и договора аренды земельного участка с кадастровым номером *** ничтожными, аннулировании записи о государственной регистрации права собственности и права аренды на указанные земельные участки соответственно, отмене государственного кадастрового учета изменений от 13 мая 2010 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ***и от 15 октября 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером *** и восстановлении сведений в государственном кадастре недвижимости в отношении указанных земельных участков, существовавших до отменных учетов изменений, обязании Цепилова СИ. привести земельные участки в первоначальное состояние до передачи данных земельных участков в аренду и собственность (т.2 л.д. 179-188).
В обоснование исковых требований прокурор указал, что спорные земельные участки согласно материалам лесоустройства расположены в выделе 30 квартала 59 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" и относятся к землям лесного фонда, право собственности на которые принадлежит Российской Федерации на основании свидетельства о праве собственности от 01 декабря 2009 года. Из собственности Российской Федерации земельные участки не изымались, в иную категорию не переводились.
В судебном заседании прокурор Самойлова О. В. исковые требования полностью поддержала.
Представитель истца Главного управления лесами Челябинской области Курбангалин А.Г. иск прокурора поддержал полностью.
Представители ответчиков Администрации Верхнеуфалейского городского округа Зарафутдинов Р.Ф., Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Усатова Ю.А. с иском прокурора не согласились.
Ответчик Цепилов СИ., его представители Беляев СА. и Шишкин М.Ю. с исковыми требованиями не согласились, заявили о пропуске исковой давности по заявленным требованиям.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области, в письменных отзывах просили рассмотреть дело в их отсутствие, вынести решение на усмотрение суда.
Решением суда были признаны незаконными распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером *** и от 13 ноября 2012 года N *** о передачи данного земельного участка в аренду Цепилову СИ., признаны ничтожными договор аренды и договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***, взысканы с Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа в пользу Цепилова СИ., уплаченные по договору купли продажи от 21 октября 2010 года денежные средства в размере *** рублей ***копеек, истребован из незаконного владения Цепилова СИ. земельный участок с кадастровым номером ***с обязанием его освободить от недвижимости и привести в первоначальное состояние до передачи в аренду и собственность, признан ничтожным договор аренды земельного участка с кадастровым номером ***, истребован из незаконного владения Цепилова СИ. земельный участок с кадастровым номером *** с обязанием его освободить от недвижимости и привести в первоначальное состояние до передачи в аренду, аннулированы записи о государственной регистрации права собственности и права аренды на указанные земельные участки соответственно, отмены государственный кадастровый учет изменений от 13 мая 2010 года в отношении земельного участка с кадастровым номером ***и от 15 октября 2012 года в отношении земельного участка с кадастровым номером *** и восстановлены сведения в государственном кадастре недвижимости в отношении указанных земельных участков, существовавшие до отменных учетов изменений (т.З л.д.215-217).
В апелляционной жалобе Цепилов СИ. просит решение суда отменить, указывает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами ***и *** расположены на землях лесного фонда в выделах 30 и 8 квартала 59 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" и относятся к федеральной собственности, поскольку представленное истцом свидетельство от 01 декабря 2009 года *** о государственной регистрации права на участок лесного фонда с кадастровым номером ***площадью 179 970 000 кв.м. не может являться надлежащим доказательством подтверждения права собственности Российской Федерации, поскольку в нем отсутствует ссылка на основания для государственной регистрации права Российской Федерации, право собственности установлено декларативно. Установление и закрепление на местности границы лесного участка с кадастровым номером ***площадью 179 970 000 кв.м. в натуре не осуществлялось, границы участка определены в соответствии с его отображением на картографическом материале прошлых лет, описание участка содержит сведения о границах участка, определенных картографическим методом. В отсутствие надлежащих материалов лесоустройства (включая проект, лесной реестр, лесохозяйственный регламент, согласование и установление границ
лестного участка на местности) невозможно идентифицировать лесной участок ***. Планшет N*** лесонасаждений Иткульского участкового лесничества, составленный на основании материалов лесоустройства 1999 года также не является допустимым доказательством, позволяющим достоверно определить месторасположение границ лесного участка. Суд не учел, что с 01 января 2009 года ранее действовавшая лесоустроительная документация утрачивает силу, так как в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации должен быть введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент на основании проведенного по новым требованиям лесоустройства (статья 87 Лесного кодекса Российской Федерации). Также суд при вынесении решения не учел, что лесоустроительный Планшет N *** и иная лесоустроительная документация не могут являться доказательствами нахождения спорного земельного участка в составе лесного фонда, поскольку согласно части статьи 14 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" данные документы используются для охраны и защиты воспроизведения лесов, кроме того, истец не представил в суд утверждения указанных документов в установленном законом порядке. Планшет N*** не содержит сведений, что данные земли лесного фонда относятся именно к ЧОБУ "Уфалейское лесничество", а также он отображает, что на указанных землях располагается "деревня Сильки", тогда как спорные земельные участки, принадлежащие Цепилову СИ. находятся в "поселке Сельки" г. Верхнего Уфалея, кроме того из данных материалов лесоустройства невозможно достоверно идентифицировать лесной участок с кадастровым номером ***площадью 179970000 кв.м. и спорные земельные участки, принадлежащие Цепилову СИ., в связи с чем его следовало исключить из числа допустимых доказательств. Других доказательств, подтверждающих обстоятельства нахождения земельных участков с кадастровыми номерами ***и *** на землях Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество", истцом в ходе рассмотрения дела представлено не было. Из заключения эксперта ООО "Судебная экспертиза и оценка" Г.М.С N335С-09 от 14 сентября 2015 года следует, что границы земельных участков с кадастровыми номерами ***и *** полностью расположены в пределах границ населенного пункта - п. Сельки, входящего в состав Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, что соответствует Генеральному плану Верхнеуфалейского городского округа, утвержденного Решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа N***от 22 февраля 2012 года. Соответственно, спорные земельные участки с кадастровыми номерами ***, ***, находясь на территории земель населенного пункта, были получены Цепиловым СИ. в аренду и в собственность на законных основаниях. Более того, в соответствии с Распоряжением Главы администрации Верхнеуфалейского городского округа от 28 июня 2012 года N*** "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, участок,
расположенный в 305 м. северо-западнее жилого дома N11 по ул. Проезжая", спорный земельный участок с кадастровым номером *** был отнесен к категории земель населенных пунктов, утверждена схема его границ в соответствии с Генеральным планом Верхнеуфалейского городского округа, утвержденным решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа N***от 22 февраля 2012 года, законность которого истцом, в свою очередь, не оспаривалась. При вынесении судом решения не было принято во внимание и то, что органами кадастрового учета и государственной регистрации не было выявлено оснований для приостановления государственного кадастрового учета или оснований для отказа в государственной регистрации, в том числе, ввиду пересечения либо наложения границ данных участков на границы лесного участка (т.З л.д. 19-22).
В апелляционной жалобе представитель Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области полагает, что судом первой инстанции были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит решение суда отменить в части признания государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером ***и восстановления сведений о нем, существовавших до отменного учета изменений, поскольку с момента постановки на учет указанного земельного участка учет его изменений не производился. На основании отменного судом решения от 13 мая 2010 года NГ.была произведена постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером ***. Таким образом, исполнение требований о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером ***, существовавшими до принятия решения органа кадастрового учета от 13 мая 2010 года не представляется возможным, так как сведения о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости отсутствовали. Также указывают, что при отмене произведенного органом кадастрового учета изменений от 15 октября 2012 года по решению N***и восстановлении сведений о земельном участке с кадастровым номером ***, существовавших до принятия решения N***, органом кадастрового учета будет изменен вид разрешенного использования с "под строительство индивидуального жилого дома" на "под закрытую наземную стоянку для временного хранения автомобилей". Земельный участок поставлен на учет на основании заявления от 29 июня 2012 года о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и межевого плана от 28 июня 2012 года, включающего в себя распоряжение Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области N *** от 28 июня 2012 года (т.З л.д.9-12).
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области указывает, что доказательствами отнесения земельного участка к землям лесного фонда помимо свидетельства о
праве собственности являются надлежаще заверенные выписки и таксационного описания, копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений и карт-схем лесничества, в связи с чем невозможно определить границы лесного фонда, поскольку документального подтверждения представлено не было. В связи с изложенным просят апелляционную жалобу Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области удовлетворить, решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области отменить.
В отзыве на апелляционные жалобы Управление имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области сообщает, что согласно с апелляционными жалобами в полном объеме, доводы изложенные в них считает обоснованы, поскольку согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенного пункта, а также включение земельного участка в границы населенного пункта является переводом земель или земельных участков в состав таких земель из других категорий в земли населенных пунктов решением Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа N***от 22 февраля 2012 года утвержден Генеральный план Вепхнеуфалейского городского округ, в том числе, населенного пункта - поселка Сельки, спорные участки в соответствии со сведениями содержащимися в настоящее время и при предоставлении входят в границы населенного пункта, в связи с чем Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области соблюдены нормы земельного и градостроительного законодательства. Согласно с доводами апелляционной жалобы Цепилова СИ., что свидетельство о праве собственности не может являться надлежащим доказательством вхождения спорных земельных участков в земли лесного фонда, ЧОБУ "Уфалейское лесничество" использует не актуализированный материал.
Представители ответчика Администрации Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, третьего лица Управления Росреестра по Челябинской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом (т.З л.д.39,40), в связи с чем судебная коллегия на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ответчика Цепилова СИ., его представителя Шишкина М.Ю., представителя ответчика Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области Усатовой Ю.А.,. поддержавших доводы апелляционных жалоб, представителя третьего лица Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области Шуляповой М.П., поддержавшей доводы апелляционной жалобы Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по
Челябинской области, представителей истцов прокурора Минкиной Л.В., Главного Управления лесами Челябинской области Пинаевой С.Н., возражавших против доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу пункта 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Согласно статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Статьей 608 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
На основании абзаца 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления муниципальных районов распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и земельными участками находящимися в муниципальной собственности района, в том числе принимают решения по их образованию и предоставлению в аренду в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.
В силу пункта 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными
участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
От имени Российской Федерации полномочия правообладателя федерального имущества вправе осуществлять соответствующий уполномоченный орган исполнительной власти Российской Федерации, а именно, территориальное управление на основании постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278.
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает субъектам Российской Федерации полномочия по ведению государственного лесного реестра, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда, организацию использования лесов, их охраны, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора и т.п.
Полномочиями по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование на территории Челябинской области в соответствии с Постановление Губернатора Челябинской области от 22.12.2006 N 385 наделено Главное управление лесами Челябинской области.
Таким образом, принимая во внимание содержание приведенных норм права, для установления лица, которому принадлежат полномочия по образованию и по распоряжению земельным участком, следует установить правовой режим использования спорного участка.
Как следует из кадастрового дела земельный участок с кадастровым номером ***площадью 1600 кв. м., категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства поставлен на кадастровый учет 13 мая 2010 года на основании межевого плана от 05 мая 2010 года, подготовленного по заказу Цепилова СИ. на основании распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 14 декабря 2009 года N *** "О предоставлении в аренду земельного участка гр. Цепилову СИ. для ведения личного подсобного хозяйства" (т.1 л.д. 162-189).
Согласно регистрационным делам на основании договора аренды земельного участка N *** от 02 июня 2010 года, заключенного с Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа,
Цепилову СИ. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером ***, а впоследствии на основании договора купли-продажи N 131-11 от 21 октября 2011 года приобретен им в собственность по цене *** рубля***копеек (т.1 л.д. 190-213).
Согласно кадастровому делу земельный участок с кадастровым номером *** площадью 2526 кв. м., расположенный по адресу : Челябинская обл., г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. Проезжая, ориентир жилой дом N11, категория земель - "земли населенных пунктов" поставлен на кадастровый учет 26 июля 2012 года с разрешенным видом использования под закрытую наземную стоянку для временного хранения автомобилей на основании межевого плана подготовленного по заказу Цепилова И.С в соответствии с распоряжением Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года N *** "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская облласть, г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. Проезжая, ориентир жилой дом N 11". В последствие на основании распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 88 сентября 2012 года N *** "Об изменении разрешенного использования земельного участка, местоположение которого определено относительно ориентира жилой дом N 11" решением органа кадастрового учета N Ф***от 15 октября 2012 года измен вид разрешенного использования с "использования под закрытую наземную стоянку для временного хранения автомобилей" на "строительство индивидуального жилого дома" (т.1 л.д.63-81).
На основании договора аренды земельного участка N 156 от 21 ноября 2012 года, заключенного с Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Цепилову СИ. предоставлен в аренду указанный земельный участок сроком на 49 лет, с 21 ноября 2012 года по 21 ноября 2061 года, государственная регистрация которого проведена 14 декабря 2012 года (т. 1 л.д.21-38).
Согласно сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании со статьи 4.4 Федерального закона от 04 декабря N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" 24 апреля 2008 года зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок - категория земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства площадью 179970000 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г. В.Уфалей, Областное государственное учреждение "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество, кварталы 1-97 (т.1 л.д. 16) Границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства.
Согласно заключению эксперта ООО "Судебная экспертиза и оценка" г. Челябинска Г.М. С. N 335С-09. 2015 от 14 сентября 2015 года
границы земельного участка с кадастровым номером *** и земельного участка с кадастровым номером ***по данным государственного кадастра недвижимости полностью расположены в пределах границ населенного пункта - п. Сельки, входящего в состав Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, при этом согласно материалам лесоустройства участок с кадастровым номером ***полностью расположен в выделе N 8 квартала N59 Иткульского участкового лесничества, участок с кадастровым номером *** - полностью в выделе N30 квартала N 59 Иткульского участкового лесничества. Установить параметры наложения фактических границ данных участков на земли лесного фонда Российской Федерации не представляется возможным, поскольку границы участков не выделены в натуре.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции верно применив приведенные выше нормы права, установив, что спорные земельные участки по материалам лесоустройства относятся к землям лесного фонда, являющиеся в силу закона федеральной собственностью, пришел к обоснованному выводу, что законных оснований на распоряжение землями государственного лесного фонда у органов местного самоуправления не имелось, в связи с чем признал ничтожными сделки совершенные Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области с земельными участками с кадастровыми номерами ***и *** и с учетом положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" и части 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.09.2013) применил последствия в отношении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером ***от 21 октября 2011 года, аннулировал сведения оправах Цепилова СИ. на спорные земельные участки.
Факт расположения спорных земельных участков по сведениям государственного кадастра недвижимости в выделах N 8 и 30 квартала N59 Иткульского участкового лесничества, являющихся частью земельного участка лесного фонда с условным номером ***, находящегося в федеральной собственности, подтверждается совокупностью доказательств: выкопировками из плана лесонасаждений Иткульского лесничества Уфалейского лесхоза Челябинской области 1999 года, таксационного описания Иткульского лесничества Уфалейского лесхоза Челябинской области 1999 года, заключением эксперта ООО "Судебная экспертиза и оценка" Г.М. С. N 335С-09. 2015 от 14 сентября 2015 года.
Всем доказательствам суд первой инстанции дал оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем,
полном объективном и непосредственном их исследовании, с учетом их относимости и допустимости.
Оснований для применения срока исковой давности по заявленным требованиям, заявление, о применении которого было подано ответчиками, у суда первой инстанции не имелось.
В соответствии с частью 1 статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела, Главному управлению лесами Челябинской области о предоставлении органом местного самоуправления в собственность и в аренду спорных земельных участков из земель государственного лесного фонда стало известно в ходе проведения проверки фактов изложенных в обращении Я.Г.Н. отделом федерального государственного лесного надзора, о чем письмом от 01 декабря 2014 года сообщено Прокурору г. Верхнего Уфалея, для принятия мер прокурорского реагирования.
Как пояснил представитель Главного управления лесами Челябинской области в судебном заседании проверки проводились в ноябре 2014 года, ранее о нарушении права Российской Федерации, не знали.
Судебная коллегия, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, экспертное заключение, которым установлен факт того, что земельные участки Цепиловым СИ. не огорожены, на земельном участке с кадастровым номером ***находится лесной массив, строений не имеется, приходит к выводу, что отсутствие фактического использования земельного участка с момента его предоставления в аренду и по сегодняшний день не позволяло сотрудникам Главного управления лесами Челябинской области и иным уполномоченным на обслуживание земель лесного фонда должностным лицам установить нарушение права собственности Российской Федерации в отношении данного лесного участка.
Факт расположения объектов незавершенного строительства на земельном участке с кадастровым номером *** не имеет правового значения, поскольку земельный участок поставлен на кадастровый учет, заключен договор аренды, передан арендатору и начат эксплуатироваться Цепиловым СИ. после вынесения распоряжения Управления имущественных
отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года N *** "Об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская обл., г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. Проезжая, ориентир жилой дом N 11", следовательно, срок исковой давности не может начать свое течение ранее издания распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что срок исковой данности не истек, поскольку исковое заявление подано прокурором в суд 23 апреля 2015 года.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности, однако утверждение истца о времени с которого истцы узнали или должны были узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску, стороной ответчика доказательно не опровергнуто.
Статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению. Правовым основанием иска о возврате самовольно занятого земельного участка является также положение пункта 2 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующее, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Помимо требования о возврате земельного участка, истец может предъявить иные требования, направленные на восстановление нарушенных прав, связанных с незаконным пользованием земельным участком на основании статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации.
Собственник земельного участка вправе требовать по суду, чтобы собственник недвижимости после прекращения права пользования участком освободил его от недвижимости и привел участок в первоначальное состояние часть 2 статьи 272 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как следует из заключения эксперта ООО "Судебная экспертиза и оценка" г. Челябинска Г.М. С. N 335С-09. 2015 от 14 сентября 2015 года спорные земельные участки не имеют ограждений, в пределах земельного участка с кадастровым номером *** расположены объекты
незавершенного строительства, на территории земельного участка ***расположен лесной массив, жилой дом N 2 по ул. Уральская и нежилое строение, расположены за пределами обоих земельных участков.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что правообладатель земельного участка с кадастровым номером *** не предоставлял его под строительство индивидуального жилого дома, возведение на нем жилого дома и вспомогательных объектов не отвечает целевому назначению земель данной категории, суд обосновано удовлетворил требования об освобождении от недвижимости и приведении в первоначальное состояние до передачи в аренду земельного участка с кадастровым номером ***.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с решением в части возложения на Цепилова СИ. обязанности освободить от недвижимости и привести в первоначальное состояние до передачи в аренду и собственность земельный участок с кадастровым номером ***, поскольку как установлено экспертным заключением каких либо объектов на нем ответчиком не возведено, надлежащих доказательств, подтверждающих нарушение его первоначального состояния и необходимости совершения каких либо работ в отношении него в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцами не представлено.
В суде апелляционной инстанции прокурор Минкина Л.В. и представитель Главного Управления лесами Челябинской области Пинаева СН. пояснили, что таких доказательств у них нет, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда в части возложения обязанности на Цепилова СИ. по освобождению земельного участка с кадастровым номером ***от недвижимости и приведении его в первоначальное состояние до передачи в аренду подлежит отмене с принятием нового об отказе в удовлетворении требований, как принятое без учета фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия находит заслуживающими внимание доводы Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Челябинской области относительно неисполнимости решения суда в части восстановления в государственном кадастре недвижимого имущества сведений о земельном участке с кадастровым номером ***, существовавших до принятия решения органа кадастрового учета от 13.05.2010 N ***, поскольку копиями кадастровых дел подтверждено, что на основании указанного решения органа кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером ***производилась кадастровая процедура - постановка на кадастровый учет, в связи с чем его отмена влечет снятие данного земельного участка с кадастрового учета.
Также судебная коллегия, принимая во внимание, что решением суда
признано незаконным распоряжение Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года N 409р об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ***, поскольку правовых оснований для формирования земельного участка Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области на землях лесного фонда не имелось, а также правовые основания заявленного иска, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения органа кадастрового учета, которым в отношении земельного участка с кадастровым номером *** производился учет изменений в части вида разрешенного использования, поскольку нарушенные права Российской федерации в лице Главного управления лесами Челябинской области, выразившиеся существовании индивидуально-определенного земельного участка с категорией - "земли населенных пунктов" в границах государственного лесного фонда.
При этом само признание незаконным распоряжения Управлением имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 28 июня 2012 года N ***об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером ***, являющегося основанием для формирования и постановки на кадастровый учет спорного земельного участка, влечет за собой снятие его с государственного кадастрового учета, как сформированного неуполномоченным лицом.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части отмены произведенного на основании решения органа кадастрового учета от 13.05.2010 N ***, государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, и восстановления в государственном кадастре недвижимого имущества сведений о нем существовавших до принятия решения органа кадастрового учета от 13.05.2010 N ***, отмены произведенного на основании решения органа кадастрового учета от 15.10.2012 г. N ***государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером *** и восстановления в Государственном кадастре недвижимого имущества сведения о нем существовавшие до принятия решения органа кадастрового учета от 15.10.2012 г. N ***подлежит отмене с принятием нового, о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1600 кв. метров, расположенный по адресу: Челябинская область, Челябинская область, город Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. *** и земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 2526 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, Челябинская область, город Верхний Уфалей, пос. Сельки, уд. Проезжая ориентир жилой дом N11, участок находится примерно в 305 метрах от ориентира по направлению на северо- запад.
Судебная коллегия, руководствуясь часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и не может выйти за их пределы, и принимая во внимание, что требований о признания незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 13.11.2012 г N *** "О передаче в аренду Цепилову С.И.земельного участка площадью 2526 кв.м., с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. Проезжая, из земель населенных пунктов под строительство индивидуального жилого дома" истцом не заявлялось, приходит к выводу, что у суда не было оснований для изменения материально-правового требования истца к ответчику, в связи с чем решение в этой части подлежит отмене.
Не состоятельными являются доводы о том, что суд необоснованно пришел к выводу, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами ***и *** расположены на землях лесного фонда в выделах 30 и 8 квартала 59 Иткульского участкового лесничества ЧОБУ "Уфалейское лесничество" и относятся к федеральной собственности, поскольку представленные доказательства не являются надлежащими, установление и закрепление на местности границы лесного участка в натуре не осуществлялось, границы участка определены в соответствии с его отображением на картографическом материале прошлых лет, описание участка содержит сведения о границах участка, определенных картографическим методом, при этом суд не учел, что с 01 января 2009 года ранее действовавшая лесоустроительная документация утрачивает силу, так как в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации должен быть введен в действие соответствующий лесохозяйственный регламент на основании проведенного по новым требованиям лесоустройства.
Согласно пункту 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие). В силу пункта 2 данной нормы порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.
Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда - лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (статьи 6 (пункты 1 и 3) и 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации). Аналогичные положения об определении границ участков лесного
фонда в лесоустроительной документации содержатся в статьях 72 и 73 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 4.1 Федерального закона от N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков их местоположение, границы и площадь. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра.
В силу статьи 4.2 названного Федерального закона лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01 января 2015 года признается юридически действительным.
Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда может быть осуществлено на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной проектной документации.
Представленная в материалы дела лесоустроительная документация, в виде выкопировок Плана лесонасаждений Иткульского лесничества Уфалейского лесхоза Челябинской области (лесоустройство 1999 год), таксационного описания Иткульского лесничества Уфалейского лесхоза Челябинской области (лесоустройство 1999 год) том III, книга -2 , планшета N ***(лесоустройство 1999 год) (т.1 л.д. 12-15, т.2 л.д.34-39) в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является допустимым доказательством, с учетом которой эксперт Г.М.С. при проведении судебной землеустроительной экспертизы пришла к однозначному выводу о полном вхождении спорных земельных участков в выделы 8 и 30 квартала 59 Иткульского лесничества Уфалейского лесхоза Челябинской области. Данные, содержащиеся в Таксационном описании и в Плане лесонасаждений, не опровергнуты ответчиком надлежащими и достаточными доказательствами.
Откланяется ссылка апеллянта, что лесоустроительная документация используется только для охраны и защиты воспроизведения лесов и не может свидетельствовать о границах лесных участков, по мотивам изложенным выше.
Не являются основанием для отмены решения суда доводы о том, что на планшете N ***отображена деревня Сильки, тогда как спорные земельные участки, принадлежащие Цепилову СИ. находятся в поселке Сельки г.
Верхнего Уфалея.
Как следует из экспертного заключения, экспертом были сопоставлены границы п. Сельки согласно карте градостроительного зонирования Верхнеуфалейского городского округа из Генерального плана со сведениями государственного кадастра недвижимости и графическим материалом лесоустройства (планшет N ***) по характерным объектом местности, результаты сопоставления отображены на рисунке 8, из которого следует совпадение места нахождения дороги, озера, в том числе их изгибы и конфигурации.
В связи с чем судебная коллегия не находит оснований сомневаться в правильности сопоставления графических материалов лесоустройства и карты градостроительного зонирования Верхнеуфалейского городского округа по причине указания неверного наименования населенного пункта в материалах лесоустройства, поскольку, проводивший исследования эксперт имеющий специальное профессиональное образование по специальности "Городской кадастр", квалификационный аттестат кадастрового инженера, стаж работы 7 лет, в качестве судебного эксперта 5 лет, предупрежденной об уголовной ответственности сопоставление проводил не по наименованию населенного пункта, а по характерным объектом местности, также ею были проведены натурные исследования. Надлежащих доказательств, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о неверном сопоставлении картографических материалов, стороной ответчика не представлено.
Опровергается материалами дела довод о том, что из данных материалов лесоустройства невозможно достоверно идентифицировать лесной участок с кадастровым номером ***площадью 179970000 кв.м. и спорные земельные участки, принадлежащие Цепилову СИ., в связи с чем его следовало исключить из числа допустимых доказательств, поскольку картографический материал и таксационное описание содержат нумерацию кварталов и выделов в них, в том числе, входящие в состав земельного участка - категория земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства площадью 179970000 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г. В.Уфалей, Областное государственное учреждение "Уфалейское лесничество" Иткульское участковое лесничество, кварталы 1-97.
Является ошибочным довод апелляционной жалобы о том, что спорные участки входят в границы населенного пункта, что исключает их отнесение к землям лесного фонда, поскольку нахождение лесных участков на землях населенных пунктов само по себе не изменяет правового статуса лесных участков, а является основанием для проведения процедуры перевода лесных участков в нелесные земли и изъятия их из земель лесного фонда в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Обязательность процедуры перевода земель лесного фонда в земли поселений (населенных пунктов) подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной им в постановлении от 09.01.1998 N 1-П по делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд верно не принял во внимание факт нахождения спорных земельных участков в пределах черты населенного пункта, при отсутствии доказательств осуществления перевода земель лесного фонда в земли населенных пунктов.
То обстоятельство, что органами кадастрового учета и государственной регистрации не было выявлено оснований для приостановления государственного кадастрового учета или оснований для отказа в государственной регистрации, в том числе, ввиду пересечения либо наложения границ данных участков на границы лесного участка не имеет правового значения, поскольку на этих этапах выявить пересечения вновь образуемого участка с землями лесного фонда, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, не представляется возможным (т.З л.д. 19-22).
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Верхнеуфалейского городского суда Челябинской области от 26 октября 2015 года в части понуждения Цепилова С.И. освободить земельный участок площадью 1600 кв.м., с кадастровым номером ***, находящийся по адресу: г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. Уральская, 2, от недвижимости и привести данный земельный участок в первоначальное состояние до передачи данного земельного участка в аренду и в собственность, отмены произведенного на основании решения органа кадастрового учета от 13.05.2010 N *** государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, и восстановления в государственном кадастре недвижимого имущества сведений о нем существовавших до принятия решения органа кадастрового учета от 13.05.2010 N ***, отмены произведенного на основании решения органа кадастрового учета от 15.10.2012 г. N ***государственного кадастрового учета изменений в отношении земельного участка с кадастровым номером *** и восстановления в Государственном кадастре недвижимого имущества сведения о нем существовавшие до принятия решения органа кадастрового учета от 15.10.2012 г. N ***, отменить.
В отменной части принять новое решение.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 1600 кв. метров, расположенный по адресу: Челябинская область, Челябинская область, город Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. ***.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером ***, площадью 2526 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, Челябинская область, город Верхний Уфалей, пос. Сельки, уд. ***, участок находится примерно в 305 метрах от ориентира по направлению на северо- запад.
В удовлетворении требований прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного Управления лесами Челябинской области к Цепилову С.И.о приведении земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1600 кв. метров, расположенный по адресу: Челябинская область, Челябинская область, город Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. *** в первоначальное состояние до передачи данного земельного участка в аренду и в собственность отказать.
Это же решение в части признания незаконным распоряжения Управления имущественных отношений Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 13.11.2012 г N *** "О передаче в аренду Цепилову С.И.земельного участка площадью 2526 кв.м., с кадастровым номером ***, находящегося по адресу: г. Верхний Уфалей, пос. Сельки, ул. Проезжая, из земель населенных пунктов под строительство индивидуального жилого дома" отменить.
В остальной части решение Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области от 26 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Цепилова С.И. - без удовлетворения.
Председательствующтий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.