Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.,
судей Лутфуллоевой P.P., Зеленовой Е.Ф.,
при секретаре Жильцовой М.,С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Челябинске в зале суда гражданское дело по апелляционной жалобе Танчук В.В., Глазкова А.А., Жаекбаевой Г.С., Айбулатовой О.Ф., Кочетовой Г.С. на решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 21 октября 2015 года по иску Маргацкой Т.И., Васильевой Е.В., Кинжиновой Б.М., Шагаловой О.В., Сеилова К.Х., Танчук В.В., Глазкова А.А., Жаекбаевой Г.С., Айбулатовой О.Ф., Кочетовой Г.С. к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Детский дом Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на получение компенсационных расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения, о возложении обязанности по исполнению Закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30 "О возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения педагогическим работникам областных, государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области.
Выслушав доклад судьи Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, истцов Айбулатову О.Ф., Кочетову Г.С, представителей истцов Толмачеву А.А., поддержавших апелляционную жалобу, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маргацкая Т.И., Васильева Е.В., Кинжинова Б.М., Шагалова О.В., Сеилов К.Х., Танчук В.В., Глазков А.А., Жаекбаева Г.С., Айбулатова О.Ф., Кочетова Г.С. обратились в суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Детский дом Нагайбакского муниципального района Челябинской области, Управлению социальной защиты населения
is'
Нагайбакского муниципального района Челябинской области (далее МОУ "Нагайбакский детский дом"), Министерству социальных отношений Челябинской области о признании права на получение компенсационных расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения и обязательное исполнение требований закона Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30 "О возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения педагогическим работникам областных, государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области".
В обоснование заявленных требований истцы указали на то, что являются работниками МОУ "Нагайбакский детский дом", льготы как педагогическим работникам, осуществляющим деятельность в сельской местности Челябинской области в виде компенсационных расходов на оплату жилых помещений, отоплении и освещения, установленные Законом Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30, им не предоставляются с 01 января 2015 года. Управление социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района Челябинской области, разъясняя причины не предоставления льгот, указало на то, что в соответствии с вышеуказанным законом льготы предоставляются педагогическим работникам образовательных учреждений, к которым МОУ "Нагайбакский детский дом" не относится, лицензии на осуществления образовательной деятельности либо на обучение не имеет, с чем они не согласны, поскольку осуществляют педагогическую деятельность.
В судебном заседании истцы Кочетова Г.С., Танчук В.В., Айбулатова О.Ф. Глазков А.А., Жаекбаева Г.С, Сеилов К.Х. исковые требования поддержали.
Истцы Васильева Е.В. Кинжинова Б.М. Шагалова О.В. Маргацкая Т.М. участие в судебном заседании не принимали.
Представители ответчиков МОУ "Нагайбакский детский дом" Мухаметжанова З.К., УСЗН Нагайбакского муниципального района Челябинской области Сеилова Г.А. исковые требования не признали, сославшись на отсутствие у МОУ "Нагайбакский детский дом" лицензии на осуществление образовательной деятельности, в связи с чем, педагогические работники данного учреждения права на выплаты не имеют.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области Антипова О.И. указала на то, что Министерство социальных отношений Челябинской области является ненадлежащим ответчиком по делу, так как не назначает компенсационные расходы педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций.
Суд принял решение, которым в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе истцы Танчук В.В., Глазков А.А., Жаекбаева Г.С., Айбулатова О.Ф., Кочетова Г.С., ссылаясь на незаконность решения суда, просят его отменить и принять новое решение, которым их требования удовлетворить. В жалобе истцы указывают на то, что являются работниками детского дома, осуществляют педагогическую деятельность, связанную с образовательной функцией и входят в категорию граждан, имеющих право на льготы по оплате коммунальных услуг. С января 2015 года им необоснованно была прекращена выплата, предусмотренной законом денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения. Считаю, что их права на выплату указанных льгот нарушены.
В возражениях на апелляционную жалобу представители ответчиков просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истцы Маргацкая Т.И., Васильева Е.В., Кинжинова Б.М., Шагалова О.В., Сеилов К.Х., Танчук В.В., Глазков А.А., Жаекбаева Г.С., представители ответчиков о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд апелляционной инстанции не явились, поэтому судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Судом первой инстанции установлено, что истцы работают в МОУ "Нагайбакский детский дом" в должности ***: Танчук В.В. с 01 февраля 2007 года, Глазков А.А. с 15 июля 2008 года, Жаекбаева Г.С. с 06 октября 2008 года, Айбулатова О.Ф. с 20 июня 2014 года, Кочетова Г.С. с 01 сентября 2011 года. В соответствии с Законом Челябинской области от 23 июня 2011 года N 142-30 "О возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области" истцы до 01 января 2015 года получали компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, что сторонами не оспаривается.
С 01 января 2015 года вступил в силу Закон Челябинской области от 18 декабря 2014 года N 89-30 "О возмещении расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Челябинской области", в соответствии с которым указанные льготы предоставляются пелагическим работникам областных государственных и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах ... , в том числе вышедшим на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах ... , имеющим стаж работы в соответствующих организациях не менее 10 лет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд правильно исходил из того, что обязательным условием предоставления названных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг является работа в образовательной организации, к которой учреждение, в котором работают истцы, не относится.
Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из смысла приведенной нормы следует, что указанная компенсация предоставляется названной категории педагогических работников, состоящих в трудовых отношениях именно с государственными или муниципальными образовательными организациями (учреждениями).
Понятие образовательной организации содержится в п. 18 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому образовательной организацией является некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Организация, осуществляющая обучение - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19).
В соответствии с ч. 21 ст. 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
В силу ст. 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Из материалов дела следует, что МОУ "Нагайбакский детский дом" является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом начальника Управления социальной защиты населения Нагайбакского муниципального района N 53 от 23 декабря 2011 года. Основным видом деятельности является -содержание и воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно лицензии N 21 1353 регистрационный номер N 2366, выданной Министерством образования науки Челябинской области 09 августа 2006 года МОУ "Нагайбакский детский дом" осуществлял образовательную деятельность до 09 августа 2011 года. В соответствии с приложением N1 к лицензии МОУ "Нагайбакский детский дом" имеет право ведения деятельности по содержанию, воспитанию и социальной адаптации воспитанников, которая в соответствии с Законом Российской Федерации от
10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действовавшем до 01 сентября 2013 года, подлежала лицензированию.
После окончания действия лицензии с 09 августа 2011 года МОУ "Нагайбакский детский дом" осуществляет деятельность по содержанию и воспитанию воспитанников в отсутствие лицензии, со дня вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании" указанная деятельность лицензированию не подлежит.
В соответствии с указанным Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по реализации образовательных программ -образовательная деятельность. Осуществляемый МОУ "Нагайбакский детский дом" вид деятельности - содержание и воспитание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не относится к образовательной деятельности.
Учитывая, что МОУ "Нагайбакский детский дом" не относится к числу образовательных организаций, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцы не имеют право на получение мер социальной поддержки в соответствии с указанными нормативными правовыми актами, поэтому правомерно отказал в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы Танчук В.В., Глазков А.А., Жаекбаева Г.С, Айбулатова О.Ф., Кочетова Г.С. являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, с которой судебная коллегия согласна.
Не могут быть приняты во внимание и ссылки истцов на то, что фактически образовательная деятельность в детском доме ведется, они осуществляют реализацию образовательных программ, поскольку данные обстоятельства не подтверждаются ответчиком МОУ "Нагайбакский детский дом", в частности из отзыва за апелляционную жалобу МОУ "Нагайбакский детский дом" следует, что учреждение не осуществляет образовательную деятельность и не реализует образовательные программы.
То обстоятельство, что до 01 января 2015 года истцам предоставлялись льготы, не является основанием для удовлетворения исковых требований.
Ссылки истцов на то, что работодатель в одностороннем порядке изменил условия их трудовых договоров, не предоставив с 01 января 2015 года льготы, не предупредил их о предстоящих изменениях заблаговременно в соответствии со ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации, являются ошибочными, поскольку указанные льготы носят социальный характер, предоставляются в соответствии с Федерального закона "Об образовании",
Законом Челябинской области N 89-ФЗ от 18 декабря 2014 года и за счет средств бюджета, а не работодателя.
Также не могут быть приняты во внимание доводы истцов о том, что льготы им полагаются до момента переименования МОУ "Нагайбакский детский дом" в учреждение социального обслуживания, что произошло только в декабре 2015 года, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что до переименование МОУ "Нагайбакский детский дом" осуществляло образовательную деятельность.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нагайбакского районного суда Челябинской области от 21 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Танчук В.В., Глазкова А.А., Жаекбаевой Г.С., Айбулатовой О.Ф., Кочетовой Г.С. - без удовлетворения.
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.