Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Киневой О.Н.
судей Никитенко Н.В., Чаус И.А.,
при секретаре Бабкине С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2016 года в городе Челябинске гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Южноуральского городского округа Челябинской области на решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 07 сентября 2015 года по иску Гребенщиковой А.Н. к администрации Южноуральского городского округа Челябинской области о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме.
Заслушав доклад судьи Киневой О.Н. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гребенщикова А.Н. обратилась в суд с иском к администрации Южноуральского городского округа Челябинской области об обязании признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Южноуральском городском округе на 2014-2020 годы", устранить нарушение ее прав.
В обоснование требований указано, что с 17 октября 2014 года истец проживает с супругом в квартире его бабушки по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., где зарегистрировано и проживает 6 человек, на каждого члена семьи приходится по **** кв.м. общей площади жилого помещения. 23 января 2015 года супруг истца Гребенщиков М.С. обратился к ответчику с заявлением об участии в вышеуказанной подпрограмме. Распоряжением администрации Южноуральского городского округа от 25 февраля 2015года N 78-р, полученным 13 мая 2015 года, в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по подпрограмме отказано, в связи с отчуждением Гребенщиковой А.Н. 09 октября 2014 года принадлежавшей ей на праве собственности 1/3 доли жилого помещения по адресу: ****. Полагает распоряжение незаконным, поскольку ее семья нуждается в улучшении жилищных условий, так как обеспеченна общей площадью
жилого помещения на каждого члена семьи менее учетной нормы, составляющей **** кв.м. Отчуждение в пользу матери принадлежавшей истцу 1/3 доли жилого помещения, в приватизации которого она участвовала малолетним ребенком, не может являться основанием для отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Истец Гребенщикова А.Н., ее представитель Шакирова О.П. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика администрации Южноуральского городского округа Челябинской области по доверенности Поротикова Э.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Третье лицо Гребенщиков М.С. в судебном заседании поддержал исковые требования.
Решением суда первой инстанции исковые требования Гребенщиковой А.Н. удовлетворены: семья Гребенщиковых в составе: Гребенщиковой А.Н., Гребенщикова М.С. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий; администрация Южноуральского городского округа обязана включить семью Гребенщиковых в состав участников подпрограммы "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан РФ" в Южноуральском городском округе на 2014-2020 годы".
В апелляционной жалобе администрация Южноуральского городского округа Челябинской области просит решение суда отменить, принять новое решение. Полагает, что семье Гребенщиковых обоснованно отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истец за 4 месяца до обращения в орган местного самоуправления произвела отчуждение принадлежавшего ей жилого помещения, чем ухудшила жилищные условия, что в силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ препятствует признанию ее нуждающейся в жилых помещениях. Доказательств того, что отчуждение жилого помещения не повлияло на нуждаемость в жилье, не представлено. При обращении в администрацию не были представлены документы в отношении зарегистрированного в квартире по адресу: **** М.В.В. , зарегистрированный в этой квартире Г.С.А. 08 декабря 2012 года произвел отчуждение принадлежавшей ему комнаты площадью **** кв.м. в квартире по адресу: ****.
В судебное заседании суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, представитель ответчика администрация Южноуральского городского округа в заявлении просил рассмотреть дело
/ Л ^
без его участия, в связи, с чем судебная коллегия на основании положений ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Как следует из материалов дела Гребенщикова (до брака Таскаева) А.Н. и Гребенщиков М.С. состоят в зарегистрированном браке с 05 июля 2014 года (л.д. 42).
Гребенщиковой А.Н. на праве собственности принадлежала 1/3 доля жилого дома по адресу: **** на основании договора N **** на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 03 августа 1993 года, постановления администрации Каменского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 09 октября 2014 года (л.д. 17, 23).
Гребенщикова А.Н. была зарегистрирована в вышеуказанном жилом доме с 15 мая 1992 года (л.д. 38).
19 сентября 2014 года между Гребенщиковой А.Н. (даритель) и Б.И.В. (одаряемая) заключен договор дарения, в соответствии с которым даритель подарила, а одаряемая приняла 1/3 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: **** (л.д. 18).
17 октября 2014 года Гребенщикова А.Н. снялась с регистрационного учета по адресу: **** и зарегистрировалась в трехкомнатной квартире, общей площадью **** кв.м., по адресу: ****, принадлежащей на праве собственности бабушке ее супруга Гребенщикова М.С. - М.Н.В. на основании договора купли-продажи от 31 января 2002 года (л.д. 5, 41, 55, 37-38).
На момент регистрации Гребенщиковой А.Н. в квартире по адресу: **** в ней были зарегистрированы: собственник М.Н.В. - с 12 февраля 2002 года, супруг истца Гребенщиков М.С. - с 01 февраля 2005 года, его брат Г.С.С. - с 01 июля 2005 года (л.д. 5).
06 ноября 2014 года в указанном жилом помещении также были зарегистрированы: М.Е.А., М.В.В. (л.д. 5).
Впоследствии в данной квартире был зарегистрирован свекор истца Г.С.А., что следует из справки МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства, транспорта и связи
Южноуральского городского округа" от 22 января 2015 года (л.д. 63).
23 января 2015 года Гребенщиков М.С. обратился в администрацию Южноуральского городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в составе своей семьи указал супругу Гребенщикову А.Н. (л.д. 22).
Распоряжением администрации Южноуральского городского округа от 25 февраля 2015 года N 75-р Гребенщикову М.С. отказано в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан в Российской Федерации" в Южноуральском городском округе на 2014-2020 годы", в связи с отчуждением Гребенщиковой А.Н. 09 октября 2014 года жилого помещения по адресу: ****, принадлежавшего ей на праве общей долевой собственности (л.д. 4).
Признавая семью Гребенщиковых А.Н. и М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязывая администрацию Южноуральского городского округа включить ее в состав участников вышеуказанной подпрограммы, суд первой инстанции исходил из того, что семья Гребенщиковых является нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, отчуждение Гребенщиковой А.Н. принадлежавшей ей 1/3 доли жилого дома по адресу: **** не повлекло ухудшение жилищных условий ее семьи, поскольку при условии проживания семьи Гребенщиковых А.Н. и М.С. совместно с Б.И.В. и Т.И.В. в этом доме на одного человека приходилось бы по **** кв.м. общей площади жилого помещения (**** кв.м. : 4 чел.), что ниже учетной нормы (**** кв.м.) в Южноуральском городском округе.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, требованиям закона, регулирующим спорные правоотношения.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 -2020 годы. В ее состав включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением N 4 к подпрограмме (далее по тексту - Правила) участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим требованиям: возраст каждого из супругов
/
либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В силу пункта 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 года N 349-П утверждена государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы", которая действует в рамках вышеуказанной федеральной целевой программы. В ее состав включена подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В силу ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых
помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2007 года N 258-0-0, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с решением Собрания депутатов Южноуральского городского округа Челябинской области от 26 октября 2010 года N 116 учетная норма площади жилого помещения, в пределах которой жители Южноуральского городского округа и члены их семей признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий и подлежат постановке на учет составляет не более 12 (двенадцати) кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Доводы апелляционной жалобы о совершении Гребенщиковой А.Н. действий по отчуждению принадлежавшего ей жилого помещения, в результате которых ее семья может быть признана нуждающейся в жилых помещениях, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания.
Гребенщиковой А.Н. принадлежала 1/3 доля жилого дома по адресу. ****, общей площадью **** кв.м., составляющая **** кв.м. (**** кв.м.: 3 = **** кв.м.).
До отчуждения Гребенщиковой А.Н. по договору дарения от 19 сентября 2014 года принадлежавшей ей 1/3 доли жилого дома ее супруг Гребенщиков М.С. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ****, общей площадью **** кв.м., где на тот момент было зарегистрировано три человека (М.Н.В., Гребенщиков М.С, Г.С.С.), следовательно приходящаяся на него общая площадь жилого помещения составляла **** кв.м. (**** кв.м. : 3 чел. = **** кв.м.).
Таким образом, до отчуждения Гребенщиковой А.Н. по договору дарения от 19 сентября 2014 года принадлежавшей ей 1/3 доли жилого дома на каждого члена семьи приходилось по **** кв.м. общей площади жилого помещения (**** кв.м. + **** кв.м. = **** кв.м.; **** кв.м. : 2 = **** кв.м.), что более учетной нормы.
На момент обращения Гребенщикова М.С. в администрацию Южноуральского городского округа (23 января 2015 года) на каждого члена семьи Гребенщиковых (Гребенщикову А.Н. и Гребенщикова М.С.) приходилось по **** кв.м. общей площади жилого помещения (**** кв.м. : 7 чел. = **** кв.м.), что менее учетной нормы.
В случае наличия в указанный момент в собственности Г.А.С. 1/3 доли жилого дома, обеспеченность ее семьи общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составляла бы по **** кв.м. (**** кв.м. + **** кв.м. + **** кв.м. = **** кв.м.; **** кв.м. : 2 = **** кв.м.), что более учетной нормы.
Таким образом отчуждение Г.А.С. 1/3 доли жилого дома путем дарения в пользу матери являлось умышленным действием, привело к нуждаемости ее семьи в жилых помещениях, требующей участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении ее другим жильем, поэтому отказ администрации Южноуральского городского округа в признании молодой семьи Гребенщиковых А.Н. и М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий для участия в подпрограмме "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Южноуральском городском округе на 2014-2020 годы" являлся обоснованным. Поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований Гребенщиковой А.Н.
В связи с чем, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Ссылка истца на то, что она участвовала в приватизации жилого дома в несовершеннолетнем возрасте, поэтому дарение 1/3 доли в пользу матери не свидетельствует об ухудшении жилищных условий, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку не основана на законе.
При этом судебная коллегия отмечает, что указание в апелляционной жалобе на то, что в администрацию не были представлены документы в отношении зарегистрированного в квартире по адресу: **** М.В.В., а зарегистрированный в этой квартире Г.С.А. 08 декабря 2012 года произвел отчуждение принадлежавшей ему комнаты площадью **** кв.м. в квартире по адресу: ****, не могло являться основанием для отказа в признании семьи Гребенщиковых А.Н. и М.С. нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку данные лица членами молодой семьи не являются.
" I
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Южноуральского городского суда Челябинской области от 07 сентября 2015 года отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Гребенщиковой А.Н. об обязании администрации Южноуральтского городского округа Челябинской области признать ее семью нуждающейся в улучшении жилищных условий по программе "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий" муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Южноуральском городском округе на 2014-2020 годы", устранить нарушение ее прав - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
(
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.