Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Ивановой В.А., судей Казанцевой Т.Б., Назимовой П.С., при секретаре Доржиеве Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 2 УФСИН России по РБ к Бурятскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях об оспаривании представления в части,
по апелляционной жалобе начальника Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 2 УФСИН России по РБ Дементьева А.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 октября 2015г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Т.Б., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 2 УФСИН России по РБ Костромину А.С., прокурора Болдоеву Э.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N2 УФСИН России по РБ (далее - ФКУ ИК-2) обратилось с иском о признании незаконным представления Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях N " ... " от 20.07.2015г. в части указания на незаконный характер действий ФКУ ИК-2 по водворения в штрафной изолятор осужденного М.
после выписки из стационара без внесения медицинского заключения, признать законными указанные действия ФКУ ИК-2.
В обоснование требований истец указал, что 10.06.2015г. начальником ФКУ ИК-2 на осужденного М. наложено взыскание в виде водворения в штрафной изолятор (ШИЗО) на 10 суток. Перед водворением в ШИЗО осужденному проведен медицинский осмотр, по результатам которого врачом вынесено медицинское заключение о возможности его содержания в ШИЗО, находясь в котором 11.06.2015г. М. совершил членовредительство и был госпитализирован в больницу " ... ", где находился на стационарном лечении до 18.06.2015г. После выписки из стационара М. вновь был возвращен в ШИЗО, где находился до окончания срока взыскания - 20.06.2015. После проведенной прокурором проверки по обращению осужденного в адрес учреждения внесено представление о несоответствии закону действий администрации по возвращению осужденного в ШИЗО 18.06.2015г. без медицинского заключения. Ссылаясь на то, что медицинский осмотр был проведен М. перед его помещением в ШИЗО 10.06.2015г., после стационарного лечения осужденный осужденный был выписан в удовлетворительном состоянии, что само по себе свидетельствует о возможности пребывания в ШИЗО, куда он был возвращен для продолжения отбывания наказания, в связи с чем проведение повторного медицинского осмотра не требовалось. В связи с изложенным истец указал о незаконности вынесенного предписания.
В судебном заседании представитель истца ФКУ ИК-2 Костромина А.С. поддержала исковые требования, привела доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика - заместитель прокурора Никонов А.И. исковые требования не признал, ссылаясь на то, что содержание осужденных в изоляторе предполагает предварительный медицинский осмотр в целях установления возможности осужденного по состоянию здоровья содержаться в изолированной камере длительное время. Такой осмотр проводится непосредственно перед водворением. Мазайтис А.М. был госпитализирован в связи с невозможностью по состоянию здоровья содержаться в штрафном изоляторе, необходимостью оказания неотложной медицинской помощи. Врач при выписке из стационара не имеет информации о направлении заключенного в ШИЗО. Следовательно, при возвращении в ШИЗО, ему должны были провести медицинский осмотр. Деятельность Учреждения должна быть направлена на максимальное обеспечение соблюдения прав осужденных.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-2 Дементьев А.В. просит отменить решение, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Является противоречивым вывод суда о законности предписания прокурора при неурегулированности порядка помещения в ШИЗО для продолжения отбывания взыскания. Полагал необоснованной ссылку суда на нормы международного права, поскольку в представлении прокурора ссылка на нарушение данных норм отсутствует. Суд неправомерно отказал в привлечении к участию в деле заинтересованного лица - " ... ". Необоснованным является вывод о том, что учреждением не соблюдаются требования по ежедневному медицинскому осмотру лиц, помещенных в более строгие условия содержания в ШИЗО. Недопустимым является применение судом норм ГПК РФ. В нарушение ч. 3 ст.62 КАС РФ суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, фактически рассмотрел требования, не заявленные учреждением.
Заместителем Бурятского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Никоновым А.И. на апелляционную жалобу принесены возражения.
В судебном заседании представитель административного истца Костромина А.С. поддержала доводы, изложенные в жалобе, против которых возражала прокурор Болдоева Э.В.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, проверив законность и обоснованность решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания заключенных и заключенных под стражу являются, в частности, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
Согласно статье 33 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе, в том числе, требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора (часть 1).
В силу статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (часть 1).
Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (часть 3).
Судом при рассмотрении дела установлено, что в ходе проведенной прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверки в адрес начальника ФКУ ИК-2 внесено представление от 20.07.2015 г. N " ... " о незаконности действий администрации учреждения по водворению осужденного М. в ШИЗО 18.06.2015г. без заключения врача о возможности нахождения осужденного по состоянию здоровья в ограниченных условиях содержания.
Разрешая указанные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях является законным, прав заявителя не нарушает, в связи с чем отказал в удовлетворении требований.
Данные выводы суда судебная коллегия находит обоснованными, решение постановлено на основе правильного применения норм материального, в том числе международного права.
Порядок применения мер взыскания к осужденным к лишению свободы установлен в ст. 117 УИК РФ.
Согласно ч. 4 ст. 117 УИК РФ водворение осужденных в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья. Порядок проведения медицинского осмотра и выдачи указанного медицинского заключения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Минюста РФ от 09 августа 2011 г. N 282 утвержден Порядок проведения медицинского осмотра перед переводом осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры, а также водворением в штрафные и дисциплинарные изоляторы и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в указанных помещениях по состоянию здоровья, который предусматривает, что медицинский осмотр осужденного осуществляется на основании постановления начальника учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, или лица, его замещающего, о применении к осужденному взыскания в виде перевода в помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, одиночную камеру, а также водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор (п. 3).
После завершения процедур, непосредственно связанных с медицинским осмотром и оформлением медицинской документации, медицинский работник, проводивший осмотр осужденного, на постановлении о применении к осужденному взыскания выносит медицинское заключение, оформляемое собственноручно, с указанием времени и даты проведенного медицинского осмотра (п. 12).
Как следует из материалов дела, 10.06.2015 г. начальником ФКУ ИК-2 на осужденного М. наложено взыскание в виде водворения в ШИЗО на 10 суток, о чем вынесено постановление, осужденному проведен медицинский осмотр, по результатам которого вынесено медицинское заключение о возможности его содержания в ШИЗО.
11.06.2015 г. М. был госпитализирован в больницу " ... ", где находился на стационарном лечении до 18.06.2015г. Согласно выписному эпикризу перед выпиской М. проведено обследование и сделан вывод, что состояние больного улучшилось, выписывается в удовлетворительном состоянии. Рекомендовано наблюдение у психиатра, обработка раны, прием препаратов повышающих показатель красной крови, лечение у терапевта медицинской части.
После выписки из стационара М. вновь был возвращен в ШИЗО, где находился до окончания срока взыскания - 20.06.2015 г.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, регулируется Приказом Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 N 640/190.
В соответствии с п. 46 указанного приказа, перед водворением подозреваемых, обвиняемых, осужденных в одиночную камеру или карцер, в штрафной изолятор, дисциплинарный изолятор, помещение камерного типа, единое помещение камерного типа, изолированные помещения строгих условий отбывания наказания, после вынесения решения о наказании производится медицинский осмотр с письменным заключением врача (фельдшера) о возможности содержания его в перечисленных помещениях. Основанием для вынесения медицинского заключения о невозможности содержания наказанного лица в данных помещениях может быть заболевание, травма либо иное состояние, требующее оказания неотложной помощи, лечения либо наблюдения в стационарных условиях (в том числе медицинской части).
В данном Мазайтис был помещен в штрафной изолятор после стационарного лечения, при этом, как следует из выписного эпикриза, ему было рекомендовано наблюдение у психиатра, обработка раны, прием препаратов повышающих показатель красной крови, лечение у терапевта медицинской части. Таким образом, его состояние требовало прохождения дальнейшего лечения, что в силу приведенной нормы исключало его водворение в ШИЗО. Сведений о возможности помещения в штрафной изолятор указанный документ не содержит, иное письменное заключения врача о возможности содержания М. в ШИЗО отсутствует.
Таким образом с учетом установленных фактических обстоятельств, применительно к которым суд правильно применил нормы материального права, представление прокурора о несоответствии закону действий администрации ФКУ ИК-2 по возвращению осужденного в ШИЗО без медицинского осмотра и дачи медицинского заключения было вынесено в пределах компетенции прокурора в соответствии с законом, регулирующим указанные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не являются безусловным основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Ссылки не неправильное применение процессуального закона внимание быть приняты не могут, поскольку не привели к вынесению незаконного решения.
Иных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу ст.310 КАС РФ являются основанием для отмены или изменения решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 27 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А. Иванова
Судьи: Т.Б. Казанцева
П.С. Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.