Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Седых Е.Г., Фефеловой З.С.,
при секретаре судебного заседания Ситкиной Н.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Максихиной Н.П. к Администрации Новолялинского городского округа о начислении районного коэффициента, перерасчете пенсии и взыскании недоплаты,
по апелляционной жалобе истца на решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 21.10.2015.
Заслушав доклад судьи Фефеловой З.С., истца Максихину Н.П., представителя истца Машканцева А.Ю., представителей ответчика по доверенности Яценко А.А., Овешкову Л.А., судебная коллегия
установила:
Максихина Н.П. обратилась в суд с иском к Администрации Новолялинского городского округа об обязании производить ей выплату пенсии за выслугу лет с применением районного коэффициента, предусмотренного для Новолялинского района, начиная с октября 2015 года, взыскать в ее пользу с ответчика недоплату районного коэффициента при выплате пенсии за выслугу лет за период с ( / / ) по ( / / ) в сумме ( / / ) рублей ( / / ) копейки, взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере ( / / ) рублей.
Новолялинским районным судом Свердловской области 21.10.2015 постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Истец Максихина Н.П. с решением суда не согласилась, подав апелляционную жалобу, в которой она просит решение суда отменить. Указывая, что в соответствии с законодательством о муниципальной службе определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. При этом, применение уральского коэффициента при выплате пенсии за выслугу лет предусмотрено п.18 Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 13.05.2013 N 612-ПП. В связи с чем полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению к спорным правоотношениям. Просит исковые требования удовлетворить.
Истец Максихина Н.П. и ее представитель Машканцев А.Ю. в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представители ответчика Администрации Новолялинского городского округа Яценко А.А., Овешкова Л.А., действующие на основании доверенностей, просили решение суда оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (ст. 3, Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Согласно п. п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона РФ от 02 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Также ст. 44 Устава Новолялинского городского округа закреплено, что в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Свердловской области. Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом Свердловской области соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы Свердловской области.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 53 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.
В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальных служащих в Новолялинском городском округе, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы принятым Постановлением Главы Новолялинского городского округа от 25.05.2011 N 500 "Об утверждении Положения о назначении и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Новолялинского городского округа".
Пункт 2.9 которого предусматривает, что для исчисления размера пенсии за выслугу лет принимается должностной оклад заявителя по замещаемой должности на день достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в соответствии с Федеральными законами от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" или на день увольнения с муниципальной должности, должности муниципальной службы, по выбору лица, обратившегося за ее установлением.
То есть поименованным пунктом Положения при установлении размера пенсии за выслугу лет исчисление районного коэффициента на сумму пенсии за выслугу лет не закреплено.
В свою очередь, постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02.07.1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Урала, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, в следующих размерах:
в Гаринском, Таборинском районах и на территориях, находящихся в административном подчинении Ивдельского, Карпинского, Краснотурьинского и Североуральского горсоветов (включая города), Свердловской области, в Гайнском районе Коми-Пермяцкого автономного округа, Красновишерском и Чердынском районах Пермской области - 1,20;
в остальных районах и городах Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской и Челябинской областей, Башкирской АССР и Удмуртской АССР - 1,15, который подлежит применению и в целях пенсионного обеспечения.
При таком положении судебная коллегия исходит из того, что на территории Свердловской области, в том числе и Новолялинского городского округа, установлен районный коэффициент к заработной плате 1,15, а поэтому пенсионерам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, пенсия подлежит выплате с учетом этого районного коэффициента. Иное противоречило бы положениям ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Таким образом, поскольку заявитель является получателем пенсии за выслугу лет как муниципальный служащий, проживает в Новолялинском городском округе, где служащим установлен к заработной плате районный коэффициент 1,15, то расчет пенсии должен производиться с учетом районного коэффициента 1,15.
Пунктом 18 Постановления Правительства Свердловской области от 13.05.2013 N 612-ПП "Об утверждении Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Свердловской области" предусмотрено, что пенсия за выслугу лет выплачивается с применением уральского коэффициента. В муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия выплачивается с учетом коэффициента, предусмотренного для соответствующей местности.
При таких обстоятельствах оспариваемое судебное постановление не отвечает критериям законности и обоснованности, подлежит отмене в силу неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения судом норм материального права.
В связи с этим на ответчика следует возложить обязанность выплаты истцу Максихиной Н.П. пенсии с учетом районного коэффициента 1,15, произвести перерасчет выплачиваемой заявителю пенсии с учетом районного коэффициента 1,15 с ( / / ).
Поскольку требования Максихиной Н.П. удовлетворены, в силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика Администрации Новолялинского городского округа в ее пользу подлежат взысканию понесенные в связи с рассмотрением гражданского дела судебные расходы по оплате государственной пошлины в общем размере 450 руб.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 327.1, п. 2 ст. 328, ст. 329, п. 1,4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новолялинского районного суда Свердловской области от 21.10.2015 отменить, принять новое решение.
Удовлетворить исковые требований Максихиной Н.П. об обязании Администрацию Новолялинского городского округа осуществлять выплату пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента. Произвести перерасчет выплачиваемой заявителю пенсии с учетом районного коэффициента 1,15 с 01.02.2015. Взыскать с Администрации Новолялинского городского округа в пользу Максихиной Н.П. судебные расходы в общем размере ( / / ) рублей.
Председательствующий: В.П.Игнатьев
Судьи: Е.Г.Седых
З.С.Фефелова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.