Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шурыгиной Л.Г.
судей Гылкэ Д.И.,
Захаровой О.С.,
при секретаре Ушаковой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 12.02.2016 административное дело по административному исковому заявлению Удинцевой Н.С., Чеснокова А.С. к Администрации Ирбитского муниципального образования о признании незаконным бездействия, устранении допущенных нарушений,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Администрации Ирбитского муниципального образования - Завьяловой Т.О. на решение Ирбитского районного суда Свердловской области 28.10.2015.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя административных истцов Руф А.С., представителя административного ответчика Администрации Ирбитского муниципального образования Завьяловой Т.О., судебная коллегия
установила:
Чесноков А.С., Удинцева Н.С., действуя через представителя, обратились в суд с административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие Администрации Ирбитского муниципального образования, выразившееся в несовершении действий, предусмотренных ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О ведении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и нарушении сроков, предусмотренных ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"; возложить на Администрацию Ирбитского муниципального образования обязанность устранить в полном объеме допущенные нарушения, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. и расходы на оплату юридической помощи в сумме 20000 руб., вынести частное определение в отношении Администрации Ирбитского муниципального образования.
В обоснование административного иска указали, что 05.03.2015 они обратились в Администрацию Ирбитского муниципального образования с заявлением о включении земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта и установлении вида разрешенного использования земельного участка.
17.03.2015 по результатам рассмотрения заявления о включении земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта и установлении вида разрешенного использования земельного участка Администрацией Ирбитского муниципального образования направлен ответ, согласно которому вопрос о включении земельного участка будет рассмотрен при разработке генерального плана д. Дубская в 2015 году. Полагает такой ответ незаконным, поскольку заявление должно было быть рассмотрено в порядке, предусмотренном положениями ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", при этом орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, после чего направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступившее заявление о включении земельного участка в границу населенного пункта, прилагаемые к нему документы, заключение (п.п. 5, 13).
Административные истцы считают, что после 02.07.2015 административным ответчиком им должен быть направлен ответ по существу заявления от 05.03.2015 с решением о включении земельного участка в границы населенного пункта либо с отказом в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта. Однако такой ответ направлен не был. 10.08.2015 они вновь обратились в Администрацию Ирбитского муниципального образования с заявлением о предоставлении информации по вопросу рассмотрения ранее поданного заявления, данное заявление оставлено без ответа.
Административные истцы полагают, что со стороны Администрации Ирбитского муниципального образования имеет место незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении требований ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ. Указывают также на нарушение Администрацией срока рассмотрения заявления, установленного ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ".
Решением суда требования административного искового заявления удовлетворены, бездействие администрации Ирбитского муниципального образования, выразившееся в несовершении действий, при рассмотрении заявления Удинцевой Н.С., Чеснокова А.С. о включении земельного участка в границы населенного пункта и установлении вида разрешенного использования от 05.03.2015, предусмотренных ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О ведении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также не соблюдении положений ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" признано незаконным. На Администрацию Ирбитского муниципального образования возложена обязанность устранить допущенные нарушения, при рассмотрении заявления истцов Удинцевой Н.С., Чеснокова А.С. от 05.03.2015 в течение 45 дней со дня вступления данного решения в законную силу, совершить необходимые действия, предусмотренные ч.ч. 5, 13 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О ведении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с учетом целей включения земельного участка в границы населенного пункта; взыскать с Администрации Ирбитского муниципального образования в пользу Удинцевой Н.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 руб., уплаченную государственную пошлину в размере 150 руб., в пользу Чеснокова А.С. расходы на оплату услуг представителя в размере 7000 руб., уплаченную государственную пошлину в размере 150 руб.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Администрации Ирбитского муниципального образования просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов указывает, что суд применил норму, не подлежащую применению, поскольку положения ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О ведении в действие Градостроительного кодекса РФ" распространяются на обращения физических лиц, поданные до 31.12.2012. После указанной даты обращения физических лиц о включении в состав населенного пункта, переводе земель и изменении разрешенного использования должны рассматриваться в порядке ст. 8 Федерального закона N 172-ФЗ, то есть путем внесения изменений в генеральный план. Представитель полагает, что Администрация Ирбитского муниципального образования по обращению административных истцов выполнила все необходимые действия: направила поступившее заявление в проектную организацию, подготовленный проект генерального плана вынесен на публичные слушания, после чего все подготовленные материалы будут направлены в Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области для согласования.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Руф А.С., возражая против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения; представитель административного ответчика Администрации Ирбитского муниципального образования Завьялова Т.О., поддерживая доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить.
Административные истцы Удинцева Н.С. и Чесноков А.С., извещенные 05.02.2016 телефонограммой, представитель заинтересованного лица Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, извещенного 05.02.2016 посредством факсимильной связи, в заседание судебной коллегии не явились.
Таким образом, учитывая, что вышеуказанные лица о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии по настоящему делу совокупности таких условий.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Удинцевой Н.С. и Чеснокову А.С. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доли) принадлежит земельный участок с кадастровым номером N категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства площадью 1196 061 кв.м., расположенный в д. Дубская (л.д. 14-15).
05.03.2015 Удинцева Н.С. и Чесноков А.С. обратились в Администрацию Ирбитского муниципального образования с заявлением о включении указанного земельного участка в границы населенного пункта д. Дубская Ирбитского района и установлении вида разрешенного использования земельного участка "малоэтажная жилая застройка (индивидуальное жилищное строительство, размещение дачных домов и садовых домов)", "среднеэтажная жилая застройка", "коммунальное обслуживание", "бытовое обслуживание", "здравоохранение", "образование и просвещение", "культурное развитие", "магазины", "общественное питание", "развлечения" (л.д. 11).
По результатам рассмотрения указанного заявления и.о. главы администрации муниципального образования в письме от 17.03.2015 N 01-987 сообщено, что вопрос о включении земельного участка будет рассмотрен при разработке генерального плана д. Дубская в 2015 году согласно муниципальной программы "Подготовка документов территориального планирования в Ирбитском муниципальном образовании на 2014-2017 годы" (л.д. 12).
10.08.2015 истцы повторно обратились в администрацию Ирбитского городского округа с заявлением о предоставлении информации по вопросам, изложенным в заявлении от 05.03.2015 (л.д. 13).
По результатам рассмотрения указанного обращения главой администрации муниципального образования письмом от 07.09.2015 N 01-3713 сообщено о нецелесообразности включения земельного участка с кадастровым номером N в границы населенного пункта д. Дубская, исходя из численности населения д. Дубская и демографического прогноза населения д. Дубская (л.д. 34).
По мнению административных истцов, в связи с несовершением действий, предусмотренных ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", при рассмотрении вышеуказанного заявления Администрацией Ирбитского муниципального образования допущено незаконное бездействие, с чем согласился суд первой инстанции.
В силу ч. 1.1 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов до 31 декабря 2012 года, при наличии генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов изменение границ населенных пунктов, расположенных на территории Московской области, до 31 декабря 2014 года, а для обеспечения использования в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", находящихся в федеральной собственности земельных участков и земельных участков Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства осуществляет распоряжение на основании поручения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, до 31 декабря 2016 года может осуществляться путем внесения изменений в указанные генеральные планы, схемы территориального планирования в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации либо путем включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей.
По смыслу вышеприведенной правовой нормы после 31.12.2012 изменение границ населенных пунктов путем включения земельных участков в границы населенных пунктов исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по заявлениям физических и юридических лиц не осуществляется. Такой порядок до 31.12.2016 применяется только по заявлениям Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроитлеьного кодекса Российской Федерации" на территории Свердловской области порядок подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков на основании мотивированных заявлений Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства установлен Законом Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ "О подготовке и принятии решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об измени видов разрешенного использования земельных участков на территории Свердловской области".
Следовательно, положения ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ и Закона Свердловской области от 20.02.2009 N 5-ОЗ неприменимы к спорным правоотношениям. При таких обстоятельствах доводы административных истцов о незаконном бездействии органа местного самоуправления ввиду не выполнения процедур, предусмотренных ч.ч. 5, 13 ст. 4.1 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании правовых норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе земель других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно абз. 4 п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 ст. 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
Генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (входящих в состав городского округа (п. 3 ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, изменение границ населенных пунктов по инициативе физических лиц возможно только путем направления предложений и внесении изменений в документ территориального планирования муниципального образования (ч. 16 ст. 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, включение принадлежащего административным истцам земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта д. Дубская может быть осуществлено путем изменения границы данного населенного пункта при внесении изменений в генеральный план Ирбитского муниципального образования, утвержденный решением Думы Ирбитского муниципального образования от 23.03.2013 N 147. При этом уполномоченным органом на рассмотрение предложений физических лиц о внесении изменений в Генеральный план Ирбитского муниципального образования является Администрация Ирбитского муниципального образования.
Такой порядок включения земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в границы населенного пункта не противоречит абз. 2 п. 4 ч. 1 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в силу п. 2 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов городского округа земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Генеральный план Ирбитского муниципального образования утвержден постановлением Думы Ирбитского муниципального образования от 27.03.2013 N 147. опубликован 10.04.2013 в газете Ирбитского муниципального образования "Родники ирбитские", кроме того, текст Положения Генерального плана городского округа Ирбитское муниципальное образование размещен на сайте Ирбитского муниципального образования http/www irbitskoemo.ru. в разделе "Градостроительство". Данный документ территориального планирования предусматривает изменение границ ряда населенных пунктов, в том числе д. Дубская.
В исполнение мероприятий по реализации Генерального плана Ирбитского муниципального образования постановлением главы Ирбитского муниципального образования от 12.10.2015 N 101-ПГ на публичные слушания вынесен проект внесения изменений в Генеральный план городского округа Ирбитское муниципальное образование применительно к территории деревни Дубская, публичные слушания назначены на 24.11.2015.
Как следует из материалов дела, заявление Удинцевой Н.С. и Чеснокова А.С. принято во внимание Администрацией Ирбитского муниципального образования при внесении изменений в генеральный план Ирбитского муниципального образования применительно к д. Дубская в 2015 году, о чем и был соответствующий ответ 17.03.2015.
В дальнейшем от проектной организации поступило заключение о нецелесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта д. Дубская, об этом заявители были уведомлены письмом от 07.09.2015 N 01-3713.
Срок рассмотрения заявлений, установленный ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", судом не нарушен.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что Администрацией Ирбитского муниципального образования допущено незаконное бездействие не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства РФ), с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ирбитского районного суда Свердловской области 28.10.2015 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленных требований административным истцам отказать.
Председательствующий: Шурыгина Л.Г.
Судьи: Гылкэ Д.И.
Захарова О.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.