Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н.
судей Дышлового И.В., Кравченко А.И.
при секретаре Половове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрку С.В. к ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" о взыскании недополученной пенсии и возобновлении ее выплаты по апелляционной жалобе ответчика на решение Советского районного суда города Владивостока от 17 ноября 2015 года, которым исковые требования удовлетворены: с ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" в пользу истца взыскана недополученная пенсия за выслугу лет за период с 14 мая 2014 года по 17 ноября 2015 года в размере 539240,92 рублей; на ответчика возложена обязанность возобновить Юрку С.В. выплату пенсии за выслугу лет, начиная с 17 ноября 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дышлового И.В., выслушав объяснения представителя ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" Каленской Л.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Юрку С.В. обратился в суд с иском, указав, что с 16 августа 2011 года Военным комиссариатом Приморского края ему назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, однако с 14 мая 2014 года её выплата была приостановлена по причине поступления истца на службу в таможенные органы по контракту. Истец считает действия ответчика незаконными, поскольку служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной, она не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда РФ, полагает, что при поступлении на службу в таможенные органы оснований для приостановления назначенной ему выплаты пенсии за выслугу лет не имеется. Просил взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" приостановленную пенсию за выслугу лет за период с 14 мая 2014 года по 14 сентября 2015 года в размере 459632 рубля; обязать ответчика возобновить выплату приостановленной пенсии с 16 сентября 2015 года.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, в судебном заседании его представитель уточнил исковые требования, увеличив сумму недоплаченной пенсии за период с 14 мая 2015 года по 17 ноября 2015 года в размере 538240,92 рублей. Исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, пояснив, что действия по приостановлению выплаты истцу пенсии за выслугу лет основаны на законе. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Судом постановлено решение, с которым не согласилось ФКУ "Военный комиссариат Приморского края", в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное толкование судом норм материального права.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
В судебном заседании установлено, что приказом начальника Управления тылового обеспечения РФ N от 8 июля 2011 года Юрку С.В. с 15 августа 2011 года исключен из списков личного состава в связи с досрочным увольнением с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. С 16 августа 2011 года Юрку С.В. назначена пенсия за выслугу лет как пенсионеру Министерства обороны РФ, выплата которой с 14 мая 2014 года прекращена по причине поступления истца на службу в таможенные органы Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы, в связи с чем, у ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" не имелось оснований для приостановления выплаты пенсии истцу.
Однако такие выводы суда основаны на неверном толковании и применении норм материального права и повлекли вынесение незаконного решения, которое подлежит отмене.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом к военнослужащим в целях вышеназванного закона относятся, как следует из статьи 2, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсионерам при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Из материалов дела следует, что 14 мая 2014 года с Юрку С.В. заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации N сроком на 1 год в должности младшего инспектора - дежурного поста охраны отдела оперативно-дежурной службы и таможенной охраны Владивостокской таможни. По истечению срока действия контракта с истцом 14 мая 2015 года заключен новый сроком на три года.
Закон РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Вместе с тем в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N 6-П разъяснено, что отсутствие в статье 6 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (как и в других статьях) упоминания о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
В определении от 5 ноября 2015 года N 2500-О-Р по ходатайству Министерства обороны РФ об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 18 марта 2004 года N6-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 6 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда РФ и Мещанского районного суда города Москвы, Конституционный Суд РФ указал, что предписания федеральных законов, касающиеся пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов, прокуроров, сотрудников налоговой полиции, отсылают не к отдельным положениям закона РФ N 4468-1, а к установленным им нормам и условиям в совокупности, то есть к данному Закону в целом, причем какие-либо изъятия из закрепленного его статьей 6 общего правила назначения и выплаты пенсий для указанных лиц не предусматриваются. То обстоятельство, что после принятия этих федеральных законов в Закон РФ N4468-1 не были внесены соответствующие изменения и дополнения и что в его статье 6 (как и в других статьях) отсутствует упоминание о лицах, проходивших службу в иных правоохранительных органах, пенсионное обеспечение которых также осуществляется по нормам данного Закона, не означает, что в отношении пенсионеров из числа лиц, которые проходили службу в налоговой полиции, таможенных органах, учреждениях и органах прокуратуры, либо в отношении пенсионеров, поступивших на службу в эти правоохранительные органы, правило о приостановлении выплаты назначенной пенсии за выслугу лет не действует, - оно в равной мере распространяется на всех граждан, проходивших службу в правоохранительных органах.
Из пунктов 4 и 5 мотивировочной части Постановления от 18 марта 2004 года N6-П прямо следует, что в случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N4468-1) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности приостановления Юрку С.В. выплаты пенсии за выслугу лет в связи с его поступлением на службу в таможенные органы Российской Федерации.
С учетом изложенного, отменяя решение суда, судебная коллегия считает необходимым принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда города Владивостока от 17 ноября 2015 года отменить и принять по делу новое решение.
Исковое заявление Юрку С.В. к ФКУ "Военный комиссариат Приморского края" о взыскании недополученной пенсии и возобновлении ее выплаты оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.