Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К., Бичуковой И.Б.
при секретаре Кравцовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на проживание, возложении обязанности, признании права на отселение по апелляционной жалобе Беловой В.И. на решение Партизанского районного суда Приморского края от 06.10.2015, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснение истца Беловой В.И., представителя истца Вазюкова С.Н., судебная коллегия
установила:
Белова В.И., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Белова В.А., обратилась в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании права на проживание, возложении обязанности, признании права на отселение.
В обоснование исковых требований указала, что вместе с сыном и своими родителями проживала в квартире, расположенной по адресу: "адрес". В 2006 году после расторжения брака родителей, договор социального найма на указанную квартиру был оформлен на ее мать - Давыдову Т.В., которая ДД.ММ.ГГГГ выехала из квартиры на постоянное место жительство в г.Владивосток. Белова В.И. обратилась с заявлением к ответчику с просьбой заключить с ней договор социального найма на указанную квартиру, а также включить в договор несовершеннолетнего Белова В.А., признать за ними право на отселение из закрытого военного городка п. Николаевка и включить их в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по программе отселения из закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ. В апреле 2015 года истицей от ответчика получен ответ, в котором ей отказано в удовлетворении требований, выставлено предупреждение об освобождении занимаемого жилого помещения. Полагала данный отказ незаконным. Просила признать за ней и ее несовершеннолетним сыном право на проживание в квартире, расположенной по адресу: "адрес" на условиях договора социального найма. Возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор социального найма на состав семьи из двух человек. Признать за истицей ее сыном право на отселение из закрытого военного городка путем получения социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Обязать ответчика и третье лицо принять заявление истицы об участии в подпрограмме, завести учетное дело и включить Белову В.И. и Белова В.А. в реестр граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, изъявивших желание получить сертификат.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что мать истицы не являлась военнослужащей, она работала в качестве гражданского персонала в войсковой части 62250. Договор социального найма был заключен с матерью истицы в связи с наличием трудовых отношений с Министерством обороны РФ. Несовершеннолетний Белов В.А. не был включен в договор социального найма, однако проживает в квартире с момента своего рождения. Полагает, что спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду.
Представитель Территориального отдела N1 ФГУ Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором указал, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения. Спорная квартира предоставлялась матери истицы в связи с наличием трудовых отношений с войсковой частью. Мать истицы проживала в служебном помещении на территории закрытого военного городка.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.
Судом постановлено решение, которым Беловой В.И. в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласилась Белова В.И., ею подана апелляционная жалоба, в которой ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании апелляционной инстанции истица и ее представитель поддержали апелляционную жалобу, просили решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. Полагали, что судом при принятии решения по делу не был применен закон подлежащий применению, а именно ст. 92 ЖК РФ, применен закон не подлежащий применению, в частности Федеральный закон "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998, поскольку спорная квартира была предоставлена семье истицы в 1984 году. Также полагали, что вывод суда о статусе квартиры как служебной не соответствует установленным по делу обстоятельствам.
Представитель ответчика ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, представитель третьего лица Территориального отдела N 1 ФГУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В силу ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
В статье 330 ГПК РФ указаны основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, однако обжалуемое решение суда не содержит таких оснований.
Согласно выписке из домовой книги, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" в "адрес" зарегистрированы истица Белова В.И. с ДД.ММ.ГГГГ, ее сын Белов В.А. с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована мать истицы Давыдова Т.В., снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на основании Распоряжения Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р (ред. от 14.05.2015) "О Перечне имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" пос. Николаевка Партизанского района Приморского края включен в Перечень закрытых военных городков.
ДД.ММ.ГГГГ между 1979 ОМИС ТОФ, действующего от имени собственника Министерства обороны РФ, и Давыдовой Т.В. был заключен договор социального найма жилого помещения N "адрес" в "адрес".
Вместе с тем, из материалов дела, в частности ответа ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ, а также заявления Беловой В.И. начальнику ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение было предоставлено матери истицы Давыдовой Т.В. 1979 ОМИС ТОФ в 1984 году в связи с трудовыми отношениями с Министерством обороны РФ.
В соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 105 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
С учетом того, что в силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" наделение военного городка статусом закрытого было направлено на закрепление жилой площади закрытых военных городков за военным ведомством для создания служебного жилого фонда и обеспечения военнослужащих и гражданских служащих Вооруженных Сил Российской Федерации жилыми помещениями для временного проживания на период прохождения военной службы или трудовых отношений, находящиеся на территории закрытых военных городков жилые помещения подлежали предоставлению в качестве служебного жилья, независимо от того, принималось ли решение о включении данных жилых помещений в число служебных в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что поскольку квартира расположена в закрытом военном городке она имеет статус служебного жилого помещения.
Несмотря на то, что на момент предоставления жилого помещения Давыдовой Т.В. не имело статуса закрытого военного городка, вместе с тем спорное жилое помещение было предоставлено ей именно на условиях найма служебного жилья.
Кроме того, следует отметить, что несмотря на то, что договор от 25.08.2006 поименован договором социального найма жилого помещения, вместе с тем, из его содержания (п.п.о п. 4, п.13, п. 14) следует, что жилое помещение передано нанимателю в качестве служебного.
Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований ЖК Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 ЖК Российской Федерации).
Судом установлено, что решения о предоставлении спорного жилого помещения на условиях социального найма собственником, органом местного самоуправления или иным компетентным органом не принималось. Установление в последующем статуса закрытого военного городка подтверждает закрепление за ведомственным жилым фондом военного ведомства статуса служебного, в отношении которого действует запрет на передачу в собственность граждан в силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и который не может предоставляться гражданам на условиях договора социального найма.
Каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что спорное жилое помещение истец занимает на условиях социального найма, в материалах дела не имеется.
Так как спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, была передана матери истца на основании договора найма служебного жилья, расположена в закрытом военном городке, оснований для удовлетворения требований о признании права на проживание на условиях социального найма и возложении на ответчика обязанности заключить договор социального найма не имеется.
Обсуждая требования Беловой В.И. о признании за ней и Беловым В.А. права на отселение из закрытого военного городка путем получения социальной выплаты, включении истцов в соответствующий реестр граждан, судебная коллегия полагает необходимым указать, что в силу ст. 7 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 (ред. от 13.07.2015) "О закрытом административно-территориальном образовании" на территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в п. 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, в т.ч. в отношении: граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в п.1 ст. 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет; граждан, признанных инвалидами вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта; членов семей граждан, погибших в результате несчастного случая на производстве в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта, или умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях. Вдовам (вдовцам) погибших (умерших) граждан социальная выплата может быть предоставлена до повторного вступления в брак.
Целью Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 18.02.2013) является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным механизмом реализации Подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника Подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках Подпрограммы имеют, в том числе граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (подпункт "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153).
Предоставление субсидии по указанному основанию направлено на необходимость переселения граждан из закрытых военных городков в связи с утратой связи с учреждениями, предприятиями, организациями, расположенными на территории таких городков. Обязательным условием предоставления субсидии должно быть право такого гражданина на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, закрепленное в законе. Реализация государственных жилищных сертификатов, выданных в ходе реализации Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, срок действия которых не истек, осуществляется в порядке, федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы".
Белова В.И. не является лицом, перед которым государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в служебных отношениях с каким-либо предприятием, расположенным на территории закрытого военного городка, не состоит и не состояла. Проживание в закрытом военном городке, равно как и статус члена семьи бывшего нанимателя служебного жилого помещения сами по себе таких обязательств не порождают. Обязанность обеспечить жильем данные категории граждан на Министерство обороны РФ законодательством не возложена.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм права и сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, в связи с чем, на правильность принятого решения не влияют.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению спора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Партизанского районного суда Приморского края от 06.10.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Беловой В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.