Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.,
судей Андреевой А.В. и Джульчигиновой В.К.,
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты в интересах КАД к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную жилую площадь по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Лазарева В.А. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года.
Заслушав доклад председательствующего судьи Кашиева М.Б., заключение прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Элисты в интересах КАД обратился в суд к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия (далее - Министерство) об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой г. Элисты по обращению Санджигаряевой С.Д. проведена проверка о нарушении жилищных прав ее дочери КАД В ходе проверки было установлено, что КАД, имеющаяся заболевание - легкая умственная отсталость с нарушением поведения с кодом F 70, симптоматическая эпилепсия, с кодом G-40, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378, с 21 декабря 2011 года состоит на учете в администрации г. Элисты как нуждающаяся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N 485. Однако до настоящего времени жилое помещение КАД не предоставлено. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними с одной квартире невозможно, указанных в Перечне, установлен Жилищным кодексом РФ. Согласно решению Элистинского городского собрания от 31 августа 2006 года N 8 учетная норма жилого помещения предоставляемого по договору социального найма в г. Элисте, составляет 33 кв.м. на одиноко проживающего гражданина. Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года N 527 "Об утверждении Положения о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия" определены полномочия Министерства, в частности по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством. Прокурор просил обязать Министерство предоставить КАД, 30 августа 2002 года рождения, по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом права на дополнительную жилую площадь вне очереди.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить КАД, 30 августа 2002 года рождения, по договору социального найма вне очереди жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права КАД на дополнительную жилую площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Лазарев В.А. просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске. Указывает, что у ответчика отсутствуют правовые основания для предоставления КАД вне очереди по договору социального найма жилого помещения из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года N 296-IV-З "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений" не предусмотрена возможность обеспечения граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями во внеочередном порядке из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия. Считает, что предоставление жилых помещений гражданам, указанным в пункте 3 части 2 и части 3 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, является обязанностью органов местного самоуправления. Истец в Министерство не обращался, досудебный порядок урегулирования спора не соблюден. Из администрации г. Элисты в адрес Министерства список лиц, имеющих право на получение жилья государственного жилищного фонда Республики Калмыкия, не поступал. Суд, возлагая на ответчика обязанность предоставить КАД жилое помещение, фактически подменил собой орган местного самоуправления - администрацию г. Элисты, и орган исполнительной власти - Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия. Понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права ответчика на самостоятельное решение вопросов в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции РФ принцип разделения властей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил того, что КАД является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, включенном в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при котором невозможно совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, с 21 декабря 2011 года состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с чем, согласно действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с учетом права на дополнительную жилую площадь.
С такими выводами суда следует согласиться.
В силу статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Порядок обеспечения жилой площадью лиц, имеющих статус инвалида, на федеральном уровне регулируется статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которой предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
При этом пунктом 3 части 2 названной статьи предусмотрено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, а инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Согласно пункту 3 части 2 той же статьи Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в Перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 года N 378).
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (далее - Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817).
Решением N 8 Элистинского городского собрания третьего созыва N 12 от 31 августа 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере 33 кв.м. на одного гражданина.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 12 мая 2015 года N 185 в Положение о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденное 19 ноября 2013 года (в подпункт 7.1.26) внесено изменение - на Министерство возложены полномочия по предоставлению жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма в соответствии с действующим законодательством.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КАД, 30 августа 2002 года рождения, согласно заключению врачебной комиссии N 648 от 3 сентября 2014 года Бюджетного учреждения Республики Калмыкия "Республиканский психоневрологический диспансер" поставлен диагноз: "Легкая умственная отсталость с нарушением поведения с кодом F 70, симптоматическая эпилепсия, с кодом G-40", она имеет право на внеочередное получение жилья на основании Постановления Правительства РФ N 378 от 16 июня 2006 года, имеет право на дополнительную жилую площадь согласно Постановлению Правительства РФ N 608 от 19 июня 2012 года.
Судом установлено, что КАД состоит на учете в администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под N 485 с 21 декабря 2011 года.
Жилое помещение по договору социального найма, а также социальная выплата на приобретение или строительство жилья КАД не предоставлялись.
Данные обстоятельства ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что КАД имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма вне очереди из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом дополнительной жилой площади и возложил на Министерство обязанность по предоставлению жилого помещения.
Довод жалобы о том, что жилые помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия предоставляются на основании Закона Республики Калмыкия "О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений", в котором отсутствует указание на предоставление жилых помещений по договорам социального найма такой категории граждан, к которой относится КАД, не может быть принят во внимание.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации.
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом, уже установлен Жилищным кодексом РФ, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем, в том числе ввиду отсутствия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о том, что полномочия по предоставлению гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда должен нести орган местного самоуправления - администрация г. Элиста, судебная коллегия считает необоснованным.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приведенными выше положениями Жилищного кодекса РФ обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, КАД в установленном законом порядке малоимущей не признана, на учете по указанному основанию в администрации г. Элисты в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. В нарушении требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательств об обратном ответчик суду не представил.
Данных о том, что администрация г. Элисты в установленном законом порядке была наделена государственными полномочиями на обеспечение указанной категории граждан жилыми помещениями, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить КАД по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не являются основанием для отмены судебного постановления, поскольку они основаны на неправильном толковании норм Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Жилищного кодекса РФ.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 22 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
М.Б. Кашиев
А.В. Андреева
В.К. Джульчигинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.