Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Садовой И.М., Щипуновой М.В.,
при секретаре Витошновой Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску научно-производственного закрытого акционерного общества "Лакокраска" к Скалозубову А.В. о взыскании денежных средств по апелляционной жалобе Скалозубова А.В. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 16.11.2015 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Садовой И.М., объяснения Скалозубова А.В., его представителя Рысина В.В., представителя истца Жадновой Е.Е., исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
научно-производственное закрытое акционерное общество "Лакокраска" (далее по тексту - НП ЗАО "Лакокраска") обратилось в суд к Скалозубову А.В. с требованиями о взыскании денежных средств по договору субаренды земельного участка, которые мотивировало тем, что на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от "дата" N, заключенного сроком на 49 лет, истец является арендатором земельного участка, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым N из земель поселений, с разрешенным видом использования: под нежилые здания, расположенного по адресу: "адрес"
В "дата" г. на основании договора купли-продажи, заключенного между НП ЗАО "Лакокраска" и Скалозубовой Л.И., к последней перешло право собственности на нежилое здание площадью "данные изъяты" кв.м, расположенное по вышеуказанному адресу. В последующем Скалозубова Л.И. произвела отчуждение указанного объекта недвижимости ФИО1
"дата" между ФИО1 и Скалозубовым А.В. заключен договор купли-продажи недвижимого имущества, на основании которого последнему перешло право собственности на нежилое здание площадью "данные изъяты" кв.м по адресу: "адрес"
"дата" между истцом и ответчиком подписан договор субаренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м необходимого для эксплуатации нежилого здания. В соответствии с п. 2.1 указанного договора размер ежемесячной арендной платы за пользование земельным участком составляет "данные изъяты" руб. Согласно п. 2.2 договора арендная плата вносится субарендатором не позднее 05 февраля, 05 мая, 05 августа, 05 ноября на счет арендатора.
С "дата" по "дата" истцом исполнялись принятые на себя обязательства, в "дата" ответчик оплатил арендную плату частично в сумме "данные изъяты", после чего оплату прекратил.
Пунктом 5.1 договора предусмотрено, что за неуплату платежей в сроки, установленные договором, субарендатор уплачивает арендатору пени 0,1% от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период.
На основании изложенного, истец, уточнив требования, просил взыскать с ответчика задолженность по договору субаренды в размере "данные изъяты" руб. за период с "дата" по "дата", пени - "данные изъяты" руб. за период с "данные изъяты" по "дата", расходы по оплате государственной пошлины - "данные изъяты" руб.
Рассмотрев спор, суд постановилрешение, которым удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Скалозубов А.В. подал апелляционную жалобу, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Автор жалобы указывает, что в действующем законодательстве не содержится норм, исключающих для договоров субаренды применение требований о государственной регистрации. Договор субаренды не был зарегистрирован, следовательно является незаключенным.
С "дата" истец препятствует пользованию ответчиком своей собственностью, извлечению от такого использования прибыли, причиняя такими действиями убытки, в связи с чем в его действиях имеется злоупотребление правом, что является основанием к отказу в исковых требованиях.
В судебном заседании Скалозубов А.В., его представитель Рысин В.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда первой инстанции и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
Представитель истца Жаднова Е.Е. в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
В соответствии со ст.432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу п. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Договор аренды на срок более года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме. Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом (ст. 609 ГК РФ).
Статья 22 ЗК РФ также предусматривает возможность передачи гражданам в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Размер арендной платы в таком случае определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (п. 4 ст. 22 ЗК РФ).
При этом земельное законодательство устанавливает платность использования земли. Так в силу п. 3 ст. 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Исходя из положений ст. 2 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле" установление порядка определения цены земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области, а также установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Саратовской области, относятся к полномочиям Правительства Саратовской области.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что "дата" между комитетом по управлению имуществом г. Саратова и НП ЗАО "Лакокраска" заключен договор аренды N находящегося в государственной собственности земельного участка, согласно условиям которого НП ЗАО "Лакокраска" в аренду сроком на 49 лет предоставлен земельный участок, общей площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером N из земель поселений, с разрешенным видом использования: под нежилые здания, расположенный по адресу: "адрес".
"дата" между НП ЗАО "Лакокраска" и Скалозубовым А.В. подписан договор субаренды земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м для эксплуатации нежилого здания площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
Согласно п. 1.2 указанного договора, он заключен сроком до оформления договора аренды между субарендатором (Скалозубовым А.В.) и комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и вступает в силу с момента подписания.
Как следует из положений ст. 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором (п. 1). Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок (п. 2).
Условия договора в силу действующего законодательства трактуются буквально. Исходя из того, что до принятия судом решения договор аренды между Скалозубовым А.В. и администрацией муниципального образования "Город Саратов" не был заключен, следовательно предполагается, что срок его действия с момента "дата" составляет более года, в связи с чем договор субаренды подлежал государственной регистрации.
В соответствии с ответом комитета по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования "Город Саратов" от "дата" N на основании п. 9.1 договора аренды земельного участка от "дата" N арендатор обязан направить договор субаренды арендодателю для последующего учета. До настоящего времени договор субаренды, заключенный между НП ЗАО "Лакокраска" и Скалозубовым А.В. в комитет по управлению имуществом г. Саратова не представлен.
Поскольку спорный договор не прошел необходимую государственную регистрацию, он не порождает тех последствий, которые могут оказать влияние на права и интересы сторон, является незаключенным, а договор, являющийся незаключенным, не только не порождает последствий, на которые был направлен, но и является отсутствующим фактически.
Вместе с тем, истец, предоставив земельный участок в пользование ответчика на условиях подписанного сторонами договора, а ответчик, приняв на себя обязательство (ст. 310 ГК РФ) должен его надлежащим образом исполнять. К такому обязательству в отношении сторон должны применяться правила гражданского законодательства о договоре аренды.
Однако, исходя из фактических обстоятельств по делу, судебная коллегия приходит к выводу о невозможности признания согласованными существенных условий договора субаренды земельного участка и взыскания с ответчика денежных средств, в заявленном истцом размере по следующим основаниям.
По сведениям кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером N по адресу "адрес" от "дата", площадь земельного участка составляет "данные изъяты" кв.м +/- "данные изъяты" кв.м, сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости "дата", УПКС - "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., земельный участок образован из земельного участка с кадастровым номером N (л.д. 11).
Земельный участок с кадастровым номером N подлежал снятию с кадастрового учета, однако данные сведения отсутствуют.
Сторонами не оспаривалось, что именно данный земельный участок был передан в фактическое пользование Скалозубову А.В. в силу подписанного с истцом договора субаренды земельного участка.
Разница площади земельного участка указанного в договоре от "дата" составляет ( "данные изъяты" - "данные изъяты") = "данные изъяты" кв.м, что свидетельствует о том, что предмет договора субаренды, равно как и оплате в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. не были должным образом согласованы.
В период с "дата" по "дата" ответчик вносил платежи по "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., а за "дата" оплатил арендную плату в размере "данные изъяты" руб., что подтверждается приходно-кассовыми ордерами.
В соответствии с положениями ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
Согласно положений ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса (п. 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (п. 2).
Применительно к приведенным нормам закона под приобретением имущества следует понимать получение лицом вещей либо имущественных прав.
Сбережением имущества является получение выгоды от улучшения принадлежащего лицу имущества, влекущего увеличение его стоимости; освобождение от имущественной обязанности перед другим лицом; пользование чужим имуществом.
Таким образом, правовое значение обогащения возникает в виде юридического факта, указанного в пп. 7 п. 1 ст. 8 ГК РФ - возникновение гражданских прав и обязанностей вследствие иных действий граждан, находящегося в основании соответствующего обязательства на основании п. 2 ст. 307 ГК РФ - обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Изложенное свидетельствует о том, что в соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ для неосновательного обогащения необходимо отсутствие у лица оснований (юридических фактов), предусмотренные ст. 8 ГК РФ, дающих ему право на получение имущества.
Таким образом, истец вправе требовать с ответчика плату за пользование земельным участком за период с "дата" по "дата" в размере, установленном по правилам п. 3 ст. 65 ЗК РФ, которым предусмотрено, что порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.
27.11.2007 г. правительством Саратовской области было издано постановление N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения".
Пунктом 1 постановления правительства Саратовской области N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" установлен размер арендной платы на год за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, предназначенные для иных целей составляет 2 % кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Текст постановления опубликован в газете "Саратовская областная газета" от 04.12.2007 г. N 222.В соответствии с п. 4 ст. 22 ЗК РФ размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством РФ.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, либо в установленном законом порядке (п. 2 ст. 424 ГК РФ и п. 3 ст. 614 ГК РФ).
В силу положений абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области от 21.05.2004 г. N 23-ЗСО "О земле" к полномочиям Правительства области по регулированию земельных отношений в Саратовской области относится установление порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен, а потому арендная плата за пользование таким объектом должна определяться с учетом применимой в соответствии с действующим законодательством ставки арендной платы на условиях, предусмотренных договором аренды.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
В силу ч. 1 с. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве РФ", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета).
Частью 5 ст. 4 указанного Федерального закона установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 2 ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правила проведения государственной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель".
В силу п. 3 данных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет. На основании п. 4 Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Согласно п. 10 данных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 13 данных Правил установлено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков определение кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. N 423-П (ред. от 24.02.2014 г.) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовкой области, которое вступило в законную силу 01.01.2008 г.
Постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" (в редакции постановлений правительства Саратовской области от 03.08.2009 г. N 343-П и от 28.08.2009 г. N 411-П) были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 г.
В соответствии с распоряжением комитета по управлению имуществом Саратовской области от 28.12.2012 г. N 989-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области", вступившим в законную силу 11.01.2013 г., изменена кадастровая стоимость земельных участков по состоянию.
Анализ положений ЗК РФ приводит к выводу о том, что федеральный законодатель, наделяя органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по утверждению среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) и результатов государственной кадастровой оценки земель, вместе с тем специального порядка введения вступления в силу таких правовых актов не устанавливает.
Согласно ст.ст. 24.11 и 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", действительно, государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Однако принятие такого решения само по себе не свидетельствует о завершенности государственной кадастровой оценки.
В силу ст. 24.11 названного Федерального закона государственная кадастровая оценка - это совокупность действий, которая включает в себя не только принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, но и формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости, а также внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
При этом в ст. 24.20 этого же Федерального закона законодателем весьма ясно и определенно указано, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Постановлением правительства Саратовской области от 30.11.2007 г. N 423-П утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области, которое вступило в законную силу 01.01.2008 г.
При расчете годовой стоимости арендной платы за земельный участок необходимо руководствоваться постановлением Правительства Саратовской области от 27.11.2007 N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения", разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером: "данные изъяты" (из обторого был образован спорный земельный участок) соответствует 9 виду использования: для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, удельный показатель кадастровой стоимости: "данные изъяты" руб./кв.м, этот же показатель указан и в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером N.
За спорный период с "дата" арендные платежи должны были осуществляться в соответствии с постановлением правительства Саратовской области от 07.07.2009 г. N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" и составляли "данные изъяты" руб. в год ( "данные изъяты" кв.м * "данные изъяты" руб. х "данные изъяты" %) за земельный участок, или "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. за 9 месяцев ( с "дата" по "дата").
Ответчик уплатил за "дата" - "данные изъяты" руб., недоплата за "дата" составила "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. = "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
В соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 22.03.2013 г. N 143-П "О внесении изменений в постановление Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г. N 412-П" размер арендной платы за земельные участки подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
В этой связи, с "дата" разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером: N соответствует 5 виду использования: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, удельный показатель кадастровой стоимости: "данные изъяты" руб./кв.м.
"дата" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от "дата" N в Саратовской области при Управлении Росреестра по Саратовской области, от президента НП ЗАО "Лакокраска" ФИО2 поступило заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка. Согласно вынесенному решению от "дата" N, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N (в состав которого входил и земельный участок с кадастровым номером N) определена в размере рыночной стоимости и составила "данные изъяты" руб. (УПКС "данные изъяты" руб./кв.м).
В соответствии со ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", размер арендной платы по договору аренды земельного участка от 28.02.2007 г. N 83 за период с "дата" г. и по настоящее время составляет "данные изъяты" руб. в год.
Принимая во внимание, что с "дата" в соответствии с решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости от "дата" удельный показатель кадастровой стоимости указанного земельного участка составляет "данные изъяты" руб./кв.м, размер арендной платы за "дата" составляет:
"данные изъяты" кв.м * "данные изъяты" руб./кв.м * "данные изъяты"% = "данные изъяты" руб.
За период с "дата" по "дата" размер арендной платы составляет:
( "данные изъяты" кв.м * "данные изъяты" руб./кв.м * "данные изъяты"%) : "данные изъяты" * "данные изъяты" = "данные изъяты" руб.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что размер платы, подлежащей взысканию с ответчика за период с "дата" по "дата" составляет: "данные изъяты" руб.
Выводы суда о взыскании с Скалозубова А.В. в пользу истца "данные изъяты" руб. сделаны без учета вышеизложенных фактических обстоятельств и норм материального права, в связи с чем решение суда в данной части подлежит изменению на основании п. 2 ст. 328, пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ.
Суд первой инстанции взыскивая с ответчика неустойку в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. сослался на условия договора субаренды, в силу которого субарендатор уплачивает арендатору пеню 0,1 % от размера платежа, подлежащего оплате за соответствующий расчетный период, однако при этом не учел что договор является незаключенным, в силу чего условия о порядке начисления неустойки не могут быть применимы, а поэтому судебная коллегия с учетом п. 3 ст. 196 ГПК РФ приходит к выводу о том, что решение суда в данной части подлежит отмене с принятием в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Вместе с тем, истец не лишен возможности обратиться в суд с требованиями о взыскании процентов по правилам п. 2 ст. 1107 ГК РФ, в силу которого на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (ст. 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.
В связи с изменением взысканных сумм судебная коллегия перераспределяет судебные расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истцом заявлены материальные требования на сумму "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., которые оплачены государственной пошлиной в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., судебная коллегия изменила решение суда, взыскала с ответчика "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., в связи с чем подлежат к возмещению пропорционально расходы по государственной пошлине в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 16.11.2015 г. отменить в части взыскания неустойки. Принять по делу в данной части новое решение.
Научно-производственного закрытого акционерного общества "Лакокраска" к Скалозубову А.В. в удовлетворении исковых требований о взыскании неустойки отказать.
Решение Кировского районного суда г. Саратова от 16.11.2015 г. изменить в части взыскания денежных средств в виде арендных платежей.
Взыскать с Скалозубова А.В. в пользу научно-производственного закрытого акционерного общества "Лакокраска" денежные средства за фактическое использование земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м +/- "данные изъяты" кв.м с кадастровым номером N за период с "дата" по "дата" в сумме "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" копеек.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.