Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе: председательствующего судьи Гладченко А.Н.,
судей Бартенева Ю.И., Пантелеева В.М.,
при секретаре Ермиловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пышина В.А. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Саратовской области), Федеральному казенному учреждению "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Саратовской области" (далее по тексту - ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области") о признании незаконными выводов служебной проверки, обязании изменить основание увольнения и выплатить единовременное пособие,
по апелляционной жалобе Пышина В.А. на решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2015 года, которым в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Бартенева Ю.И., объяснения представителя истца Пышина В.А. - адвоката Севостьянова Р.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Шпорт О.В., объяснения представителя ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" Мищенко В.И., возражавших против доводов апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Пышин В.А. обратился в суд с иском к ГУ МВД России по Саратовской области, ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" о признании незаконными выводов служебной проверки, обязании изменить основание увольнения и выплатить единовременное пособие.
Требования мотивированы тем, что истец проходил службу в органах внутренних дел с "дата", в должности "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" - "дата". Приказом ВРИО начальника ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" N от "дата" был уволен со службы по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием послужило заключение служебной проверки УРЛС ГУ МВД России по Саратовской области, согласно которому Пышин В.А. управлял транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, тем самым нарушил п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", т.е. совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.
Считает заключение служебной проверки незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством за совершение правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, сотрудники органов внутренних дел подлежат административной ответственности на общих основаниях, в связи с чем привлечение их к дисциплинарной ответственности за совершение таких правонарушений запрещено. Дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ находится на рассмотрении у мирового судьи и постановление по нему не вынесено.
Считает, что его увольнение со службы в органах внутренних дел было осуществлено с грубым нарушением действующего законодательства, при этом ему не было выплачено единовременное пособие, чем нарушены его права и законные интересы.
Считая свои права нарушенными Пышин В.А. просил признать незаконными выводы служебной проверки, проведенной в отношении него сотрудниками УРЛС ГУ МВД России по Саратовской области, обязать ответчика изменить основание увольнения на основание, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, и выплатить причитающееся ему единовременное пособие.
Рассмотрев исковое заявление, суд в удовлетворении исковых требований отказал.
В апелляционной жалобе истец ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного, постановленного с неправильным толкованием норм о порядке привлечения лица к административной ответственности и презумпции невиновности. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Повторяя доводы искового заявления, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования.
От ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" и ГУ МВД России по Саратовской области на апелляционную жалобу поступили возражения, в которых критически оценивают доводы жалобы, полагают решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Истец о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
Поскольку истец проходил службу в органах внутренних дел, правоотношения между сторонами, возникшие в результате прохождения службы, регулируются специальными нормативными актами: Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), Федеральным законом от 07 февраля 2011 года N3-ФЗ
"О полиции", а также Трудовым кодексом Российской Федерации в той части, в какой они не урегулированы вышеперечисленными специальными нормативными актами.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона сотрудник органов внутренних дел обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере внутренних дел, обеспечивать их исполнение; проходить в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярные проверки знания Конституции Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в указанной сфере.
Согласно пп.1, 2, 7 ч.1 и ч.3 ст.13 Закона при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен: исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют содержание его профессиональной служебной деятельности; заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти; выполнять служебные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне.
Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, которому присвоено специальное звание полиции, определяются также Федеральным законом "О полиции".
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07 февраля 2011 года
N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции, как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
В силу ч. 1 и 6 ст. 9 Федерального закона от 07 февраля 2011 года
N 3-ФЗ "О полиции" полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности полиции, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно п. 9 ч. 3 ст. 82 Закона контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2012 года
N 1174-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 06 июня 1995 года N7-П, определения от 21 декабря 2004 года N460-О и от 16 апреля 2009 года N 566-О-О). Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать указанным требованиям и добросовестно исполнять свои обязанности. Таким образом, возможность увольнения сотрудников органов внутренних дел (в том числе до 01 марта 2011 года - милиции, после 01 марта 2011 года - полиции) за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, т.е. за несоблюдение добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, обусловлена особым правовым статусом указанных лиц.
В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона на сотрудника органов внутренних дел в случае нарушения им служебной дисциплины, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
6) увольнение со службы в органах внутренних дел.
Порядок применения к сотрудникам органов внутренних дел мер поощрения и порядок наложения на них дисциплинарных взысканий установлен ст. 51 Закона.
В соответствии с ч. 3 данной статьи дисциплинарные взыскания на сотрудника органов внутренних дел налагаются прямыми руководителями (начальниками) в пределах прав, предоставленных им руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, за исключением перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения со службы в органах внутренних дел сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации. О наложении дисциплинарного взыскания на сотрудника, замещающего должность в органах внутренних дел, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел обязан проинформировать Президента Российской Федерации.
Правом наложения дисциплинарного взыскания, предоставленным нижестоящему руководителю (начальнику), обладает и прямой руководитель (начальник). Если на сотрудника органов внутренних дел необходимо наложить такое дисциплинарное взыскание, которое соответствующий руководитель (начальник) не имеет права налагать, он ходатайствует о наложении этого дисциплинарного взыскания перед вышестоящим руководителем (начальником) (ч. 4).
Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке (ч. 6).
Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу (ч. 7).
До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Перед наложением дисциплинарного взыскания по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя в соответствии со ст. 52 настоящего Федерального закона может быть проведена служебная проверка (ч. 8).
О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки. Сотрудник считается привлеченным к дисциплинарной ответственности со дня издания приказа о наложении на него дисциплинарного взыскания либо со дня публичного объявления ему замечания или выговора в устной форме (ч. 9).
Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (ч. 11).
Согласно ст.12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что приказом ВРИО начальника ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" N от "дата" Пышин В.А. был уволен со службы по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона N 342-Ф3 от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел). Основанием для увольнения послужило заключение служебной проверки по факту совершения проступка, порочащего честь сотрудника ОВД.
Судом установлено, что "дата" "данные изъяты" АТХ ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" "данные изъяты" Пышин В.А., находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял личной автомашиной Чери Тиго, государственный регистрационный знак N.
Заключением служебной проверки, утвержденным "дата" начальником ГУ МВД России по Саратовской области, указанные действия Пышина В.А. квалифицированы в качестве поведения, не соответствующего нормативным требованиям, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, предложено уволить Пышина В.А. со службы в органах внутренних дел по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
"дата" начальником ГУ МВД России по Саратовской области издан приказ о привлечении Пышина В.А. к дисциплинарной ответственности за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Приказом врио начальника ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" N от "дата" Пышин В.А. уволен со службы в органах внутренних дела с должности "данные изъяты" ФКУ "ЦХиСО ГУ МВД России по Саратовской области" по п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 7 Ленинского района г. Саратова от 26 октября 2015 года Пышин В.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, имевшего место "дата".
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Пышин В.А. правомерно уволен в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, при этом процедура увольнения не нарушена, и обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены решения, были исследованы судом первой инстанции, и им дана надлежащая правовая оценка. Совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, послужившее основанием к увольнению, в действительности имело место.
Нарушений норм материального и процессуального законодательства по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Саратова от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пышина В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.