Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Гулевой Г.В., Маслова Д.А.,
при секретаре Шепуревой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 08 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца С. на решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 сентября 2015 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований С. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о понуждении включить в выслугу лет период службы и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет - отказать".
Заслушав доклад судьи Кожемякиной М.В., судебная коллегия
установила:
С. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (далее - УМВД РФ) о понуждении включить в выслугу лет период службы и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 16 июня 2012 года.
В обоснование заявленных требований указал, что с 01.01.2003 по 20.08.2003 он проходил службу в региональном управлении Госнаркоконтроля России по Архангельской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 отдела оперативной службы. Данная должность являлась аттестованной, страховые взносы в Пенсионный фонд с денежного довольствия за указанный период не начислялись. С 21.08.2003 по 03.04.2007 он проходил службу в органах внутренних дел. 03.04.2007 он был уволен со службы приказом N 85 л/с от 30.03.2007 по п. "в" ч. 7 ст. 19 (по выслуге срока службы, дающей право на пенсию). При расчете выслуги лет период службы в региональном управлении Госнаркоконтроля России по Архангельской области не был учтен при исчислении выслуги лет и при расчете пенсии. 05.05.2015 он обратился к ответчику с заявлением о производстве перерасчета пенсии, однако 02.06.2015 в удовлетворении его требований в добровольном порядке было отказано. Считал, что данные действия ответчика являются незаконными и необоснованными.
Истец в судебном заседании заявленные требования и доводы в их обоснование поддержал в полном объеме.
Представитель истца заявленные истцом требования и доводы в их обоснование также поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД РФ по АО с предъявленными истцом исковыми требованиями не согласился, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося в судебное заседание представителя третьего лица Регионального управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился истец.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
В качестве доводов жалобы указал, что факт прохождения службы в региональном управлении Госнаркоконтроля России по Архангельской области, а также факт прохождения службы в аттестованной должности ответчиком не оспаривается.
Также в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель ответчика пояснял, что по занимаемой должности основания для не присвоения звания отсутствуют, и его присвоение происходит с первого дня службы.
Ответчик не мог достоверно сообщить суду о наличии или отсутствии приказа о присвоении звания. Также ответчик пояснил, что личное дело не было передано региональным управлением Госнаркоконтроля России по Архангельской области в полном объеме.
При расчете выслуги лет служба в региональном управлении Госнаркоконтроля России по Архангельской области в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам 1 отдела оперативной службы не была учтена при исчислении выслуги лет и при расчете пенсии.
В дополнениях к апелляционной жалобе указал, что в нарушение действующего законодательства ему не было присвоено специальное звание по независящим от него причинам.
В случае не включения спорного периода в выслугу лет он не будет учитываться при подсчете страхового стажа для назначения пенсии по старости, поскольку страховые взносы в пенсионный фонд за данный период не перечислялись.
Истец, представители ответчика, третьего лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о его рассмотрении.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что истец С. с 21 августа 2003 года по 03 апреля 2007 года проходил службу в Управлении внутренних дел по Архангельской области.
В соответствии с выпиской из приказа Управления внутренних дел по Архангельской области от 30 марта 2007 года N 85 л/с полковник милиции С., начальник управления по налоговым преступлениям УВД уволен по пункту "в" части 7 статьи 19 Закона "О милиции" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) с 03 апреля 2007 года.
Выслуга лет на 03 апреля 2007 года составила в календарном исчислении 14 лет 09 месяцев 17 дней, в льготном исчислении - 20 лет 10 месяцев 14 дней.
С 04 апреля 2007 года истцу С. была назначена пенсия за выслугу лет. Выслуга лет в календарном исчислении составила 14 лет 01 месяц 28 дней, в льготном - 20 лет 10 месяцев 13 дней. При этом в выслугу лет истца не был включен период прохождения службы в Региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области с 01 июля 2003 года по 20 августа 2003 года в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам первого отдела оперативной службы.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что в указанный период работы С. в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам специальное звание рядового или среднего начальствующего состава ему не присваивалось, тогда как присвоение специального звания сотрудника органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ является обязательным условием для отнесения его к рядовому и начальствующему составу правоохранительной службы органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и включения указанного периода в выслугу лет.
Между тем судебная коллегия находит приведенные выводы суда первой инстанции ошибочными, основанными на неправильном толковании положений законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Судом установлено, что в соответствии с приказом Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области от 10 июля 2003 года N 2 - лс С. с 01 июля 2003 года был назначен старшим оперуполномоченным по особо важным делам 1 отдела. С. была назначена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 40 процентов, надбавка за работу с секретными сведениями в размере 20 процентов.
Приказом Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области от 19 августа 2003 года N 10 лс старший оперуполномоченный по особо важным делам 1 отдела оперативной службы С. был уволен со службы в органах госнаркоконтроля по статье 142 пункту 1 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с 20 августа 2003 года.
С 4 апреля 2007 года истец пожизненно получает пенсию за выслугу лет, получателем страховой части пенсии не является.
Период прохождения службы в Региональном управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области с 01 июля 2003 года по 20 августа 2003 года в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам первого отдела оперативной службы не включен в выслугу лет, а также не включен и в общий страховой стаж для получения трудовой пенсии по старости.
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и в органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 настоящего Закона засчитывается, в том числе, служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 названного выше Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются в том числе служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Правовой анализ содержания вышеуказанных норм закона позволяет суду сделать вывод о том, что в выслугу лет для назначения пенсии лицам, проходивших службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве сотрудников включаются периоды службы указанных лиц, имеющих специальные звания.
Порядок присвоения сотрудникам органов наркоконтроля специальных званий установлен Положением о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 N 613 (далее - Положение о правоохранительной службе в органах наркоконтроля).
В соответствии с пунктами 8, 40 Положения о правоохранительной службе в органах наркоконтроля, гражданам, принятым на службу в органы наркоконтроля, и сотрудникам присваиваются специальные звания. В зависимости от должности, на которую принят гражданин или сотрудник органов наркоконтроля, такому гражданину или сотруднику могут быть присвоены следующие специальные звания: прапорщик полиции; старший прапорщик полиции (младший начальствующий состав); младший лейтенант полиции; лейтенант полиции; старший лейтенант полиции; капитан полиции (средний начальствующий состав); майор полиции; подполковник полиции; полковник полиции (старший начальствующий состав); генерал-майор полиции; генерал-лейтенант полиции; генерал-полковник полиции; генерал полиции (высший начальствующий состав).
Специальные звания, присваиваемые сотруднику, подразделяются на первое и очередные.
Согласно пункту 42 Положения о правоохранительной службе в органах наркоконтроля, первое специальное звание сотруднику, назначенному на должность среднего или старшего начальствующего состава, и очередные специальные звания от майора полиции до полковника полиции включительно присваиваются директором ФСКН России.
Пунктом 39 Положения о правоохранительной службе в органах наркоконтроля, установлено, что специальное звание присваивается сотруднику последовательно, при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 46 указанного Положения, а также с учетом других условий, предусмотренных Положением о правоохранительной службе в органах наркоконтроля.
Вместе с тем пунктом 85 Положения о правоохранительной службе в органах наркоконтроля, устанавливающим исключение из общих условий присвоения специальных званий в органах наркоконтроля, определено, что лицам, уволенным с военной службы или со службы в правоохранительных органах, первое специальное звание присваивается с учетом имеющегося воинского или специального звания.
Должность, на которую был назначен истец - старший оперуполномоченный по особо важным делам Управления Госнарконтроля России по Архангельской области являлась аттестованной и относилась к должностям старшего начальствующего состава, по которой предусмотрено присвоение специального звания. Предельное специальное звание по данной должности - подполковник полиции (л.д. 37).
Также из дела следует, что истец до поступления в органы наркоконтроля проходил службу в управлении Федеральной службы налоговой полиции РФ по Архангельской области и при увольнении имел специальное звание капитан налоговой полиции.
Согласно сообщению (л.д. 37) регионального управления ФСНК России по Архангельской области с июля 2003 года проходило становление Госнарконтроля России, не все организационные вопросы были решены, в том числе и по прохождению службы в органах наркоконтроля. Истцу первое специальное звание не успели присвоить в связи с крайне малым сроком пребывания на службе.
Таким образом, в период службы в органах наркоконтроля в должности старшего оперуполномоченного по особо важным делам с 1 июля 2003 года по 20 августа 2003 года истцу в нарушение Положения о правоохранительной службе в органах наркоконтроля, не было присвоено специального звания по независящим от него причинам.
Однако данное обстоятельство при установленных выше обстоятельствах не может служить правовым основанием для отказа во включении в выслугу лет указанного периода службы и ограничивать его пенсионные права.
Включение спорного периода службы повлечет увеличение выслуги лет и увеличение размера пенсии.
На основании изложенного, судебная коллегия признает решение районного суда незаконным, принятым с существенным нарушением норм материального права и подлежащим отмене, а требования истца о включении в выслугу лет периода службы с 1 июля 2003 года по 20 августа 2003 года в Региональном Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области и перерасчете пенсии подлежащими удовлетворению с 5 апреля 2014 года в соответствии ч. 2 ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Архангельска от 29 сентября 2015 года отменить и принять новое решение, которым:
"исковые требования С к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области о понуждении включить в выслугу лет для назначения пенсии период службы и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел по Архангельской области включить период службы С с 1 июля 2003 года по 20 августа 2003 года в Региональном Управлении Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Архангельской области в выслугу лет для назначения пенсии и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом данного периода с 5 апреля 2014 года".
Председательствующий М.В. Кожемякина
Судьи Г.В. Гулева
Д.А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.