Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В., Рудь Т.Н.,
при секретаре Маликовой О.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 8 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Северодвинск" на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 13 ноября 2015 года, которым постановлено:
"административное исковое заявление Бурий Л.А., Авдушевой Л.Н., Александрова Е.С., Бенина В.В., Борисович Н.А., Дементьевской В.Д., Солянникова А.В., Сухановой Ю.С. к межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Северодвинск", Администрации муниципального образования "Северодвинск", мэру г.Северодвинска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Северодвинск" от 17 июля 2015 года N21 о признании многоквартирного жилого дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции, постановления мэра Северодвинска от 31 июля 2015 года N "О признании многоквартирного дома "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции" удовлетворить.
Признать незаконным и нарушающим права административных истцов заключение межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Северодвинск" от 17 июля 2015 года N о признании многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции.
Признать незаконным и нарушающим права административных истцов постановление мэра Северодвинска от 31 июля 2015 года N "О признании многоквартирного "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции".
Возложить на Администрацию муниципального образования "Северодвинск" и межведомственную комиссию для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории Муниципального образования "Северодвинск" обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение межведомственной комиссией для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории Муниципального образования Северодвинск" обследования многоквартирного жилого "адрес" в "адрес", принять решение в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 годаN47.
Возложить на мэра Северодвинска обязанность после получения нового заключения межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Северодвинск" в порядке, установленном пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N47, принять решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 указанного Положения.
Возложить на Администрацию муниципального образования "Северодвинск", межведомственную комиссию для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории Муниципального образования "Северодвинск" обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в суд и административным истцам.
Возложить на мэра Северодвинска обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в суд и административным истцам.
Взыскать с Администрации муниципального образования "Северодвинск" в пользу Сухановой Ю.С. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".".
Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия
установила:
Бурий Л.А., Авдушева Л.Н., Александров Е.С., Бечин В.В., Борисович Н.А., Дементьевская В.Д., Солянников А.В., Суханова Ю.С. обратились в суд с административным иском к межведомственной комиссии по оценке помещений и многоквартирных домов на территории муниципального образования "Северодвинск" (далее - межведомственная комиссия), мэру г. Северодвинска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии по оценке помещений муниципального жилищного фонда на территории МО "Северодвинск" от 17 июля 2015 года N и постановления мэра г. Северодвинска от 31 июля 2015 года N "О признании многоквартирного "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции".
В обоснование указали, что заключением межведомственной комиссии и постановлением мэра многоквартирный жилой "адрес" в "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции. Однако в нарушение Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 оценка жилого дома произведена межведомственной комиссией не в полном составе, без обследования жилого дома членами межведомственной комиссии, без проведения квалифицированными специалистами необходимых дополнительных исследований и экспертиз. Оспариваемое постановление вынесено мэром г. Северодвинска на основании незаконного заключения межведомственной комиссии.
В качестве административного соответчика судом для участия в деле привлечена администрация МО "Северодвинск".
Административные истцы в суд первой инстанции не явились, их представители Кулакова А.С. и Симонова А.В. в судебном заседании иск поддержали.
Представитель администрации МО "Северодвинск" и мэра г. Северодвинска Пожилова А.А., представитель межведомственной комиссии Елезова С.И. в судебном заседании административный иск не признали.
Заинтересованные лица Государственная жилищная инспекция Архангельской области, ООО "АльфаПроект", извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд принял вышеуказанное решение, с которым не согласилась администрация МО "Северодвинск". В поданной апелляционной жалобе представитель Пожилова А.А. просит исключить из мотивировочной части решения абзацы 1,2,3,4,5 на странице 5 решения.
Не согласна с применением судом первой инстанции абз. 3 п. 44 Положения и с выводом о проведении осмотра и обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома членами комиссии или экспертами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы по интересующим вопросам. Считает, что в данном случае подлежат применению положения абз. 2 п. 44 Положения.
Полагает также, что суд необоснованно не принял ссылки ответчиков на отчет ООО "АльфаПроект" об изменении состояния строительных конструкций и указал на непредставление доказательств аттестации ее специалистов на право подготовки заключений государственной или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (квалификационного аттестата), поскольку ООО "АльфаПроект" было привлечено для проведения обследования многоквартирного дома как специализированная организация, а не экспертная.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя администрации МО "Северодвинск" Пожилову А.А., представителей истцов Кулакова А.С. и Симонова А.В., судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании заявления комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Северодвинска межведомственной комиссией для оценки помещений муниципального жилищного фонда на территории муниципального образования "Северодвинск" вынесено заключение о признании многоквартирного жилого "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции от 17 июля 2015 года N.
На основании данного заключения мэра Северодвинска принято постановление от 31 июля 2015 года N "О признании многоквартирного "адрес" в "адрес" аварийным и подлежащим реконструкции".
Вышеуказанные акты оспорены истцами, являющимися собственниками и нанимателями жилых помещений в доме, в судебном порядке.
Удовлетворяя требования о признании незаконными заключения межведомственной комиссии и постановления мэра Северодвинска, суд первой инстанции исходил из нарушения комиссией процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям, а также наличия существенных нарушений порядка принятия комиссией заключения.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
Порядок создания межведомственной комиссии урегулирован пунктом 7 Положения, в соответствии с которым орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.
Из материалов дела усматривается, что состав межведомственной комиссии утвержден распоряжением мэра города Северодвинска от 20 марта 2006 года N131-р (в редакции от 26 сентября 2014 года), согласно которому в число членов комиссии включены, в том числе, начальник отдела Государственного пожарного надзора по г. Северодвинску ГУ МЧС России по Архангельской области, главный специалист отдела муниципальной собственности комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации Северодвинска, заместитель начальника Северодвинского отделения Архангельского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Судом первой инстанции правильно указано, что поскольку данные члены комиссии не принимали участия в принятии заключения, его не подписали, последнее не может считаться законным.
Согласно п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 34).
Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает:
прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
определение состава привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
составление комиссией заключения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения
составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом решение комиссии в части выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
Судебная коллегия полагает заслуживающим внимания довод апелляционной жалобы о необоснованном выводе суда первой инстанции о нарушении межведомственной комиссией абзацев 3 и 6 п. 44 Положения, в соответствии с которыми комиссией не был определен состав привлекаемых экспертов, в установленном порядке аттестованных на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, не проведено обследование дома.
Абзац 3 п. 44 Положения предусматривает, что привлечение экспертов необходимо исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения.
При решении вопроса о признании дома аварийным и подлежим сносу либо реконструкции Положением не предусмотрено применение процедуры, указанной в этой норме.
Указывая в решении суда на нарушение межведомственной комиссией Положения в части не проведения осмотра и обследования технического состояния конструкций и жилого дома членами комиссии, суд первой не учел, что в силу абзаца 6 п. 44 Положения признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование.
В данном случае при принятии заключения межведомственная комиссия руководствовалась имеющимся отчетом по изменению состояния строительных конструкций дома, составленным ООО "АльфаПроект" на основании проведенного мониторинга (разового выхода) раскрытия трещин и технического состояния конструкций здания относительно последних показаний по объекту, из которого следовало, что здание оценивается как аварийное, непригодное для проживания и подлежащее реконструкции.
В силу вышеуказанной нормы межведомственная комиссия сама принимает решение о проведении обследования.
Основания необходимости проведения такого обследования при наличии отчета специализированной организации не приведены ни в административном исковом заявлении, ни в решении суда.
Наличие в распоряжении межведомственной комиссии отчета специализированной организации влечет его рассмотрение и оценку комиссией.
ООО "АльфаПроект" имеет свидетельство о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
При таких обстоятельствах, выводы суда, изложенные в мотивировочной части решения в абзацах 2-6 страницы 5 решения, подлежат исключению.
Поскольку судом установлены иные нарушения в работе межведомственной комиссии при принятии заключения, решение суда о признании его незаконным, и, соответственно, принятого на его основании распоряжения мэра Северодвинска, является правильным.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 13 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Северодвинск" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.П. Рассошенко
Судьи
Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.