Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Кузнецова Ю.И.
судей Гудушина Н.Б. и Рассошенко Н.П.
при секретаре Пустошной Е.Я.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске 18 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Жуковой Г.А. Кузнецова А.И. на решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2015 года, которым постановлено:
"отказать Жуковой Г.А. в удовлетворении административного искового заявления о признании незаконными решения главы администрации Мирного от 21 октября 2015 года об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек, в том числе Жуковой Г.А., ФИО1 и ФИО2, а также о признании незаконным постановления главы администрации Мирного от 06 августа 2015 года о признании Жуковой Г.А., Осадчей А.А., ФИО2, ФИО1 и Осадчего А.А. малоимущими для принятия на учет и предоставлении им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования "Мирный" по договору социального найма".
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
установила:
Жукова Г.А. обратилась в суд с административным иском о признании незаконным решения главы администрации Мирного от 21 октября 2015 года N об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек, в том числе Жуковой Г.А., сына ФИО1 и дочери ФИО2, о признании незаконным постановления главы администрации Мирного от 06 августа 2015 года N о признании Жуковой Г.А., ее дочерей Осадчей А.А., ФИО2, сыновей ФИО1 и Осадчего А.А. малоимущими для принятия на учет и предоставлении им жилого помещения муниципального жилищного фонда МО "Мирный" по договору социального найма, возложении на администрацию МО "Мирный" обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек.
В обоснование исковых требований указала, что постановлением главы администрации Мирного от 11 апреля 2011 года N признана состоящей на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма составом семьи из трех человек, в том числе сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочери ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Ранее, постановлением главы администрации Мирного от 15 апреля 2009 года N она была признана малоимущей для принятия на учет и предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда МО "Мирный" по договору социального найма с учетом сына ФИО1. 08 ноября 2012 года истец, сын ФИО1 и дочь ФИО2 подтвердили статус малоимущих на получение жилых помещений по договорам социального найма. В июле 2015 года в администрации Мирного ей сообщили, что для получения жилого помещения по договору социального найма ей необходимо подтвердить статус малоимущих с учетом всех зарегистрированных в жилом помещении по адресу: "адрес", т.е. дочери Осадчей А.А. и сына Осадчего А.А., в связи с чем она обратилась с соответствующим заявлением. Постановлением главы администрации Мирного от 06 августа 2015 года N она, ее дочери Осадчая А.А. и ФИО2, сыновья ФИО1 и Осадчий А.А. были признаны малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения по договору социального найма. Администрацией Мирного она была введена в заблуждение, поскольку подтвержденный в 2012 году статус малоимущей семьи с учетом сына ФИО1 и дочери ФИО2 считается действующим, а дочь Осадчая А.А. и сын Осадчий А.А. длительное время проживают отдельно, общего хозяйства не ведут. 13 октября 2015 года она обратилась в администрацию Мирного с заявлением о предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек, в том числе сына ФИО1 и дочери ФИО2. Письмом главы администрации от 21 октября 2015 года N ей отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи из трех человек, поскольку к заявлению не приложено решение органа местного самоуправления, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет. Считает данный отказ незаконным, нарушающим конституционные права на жилище.
В судебном заседании административный истец и ее представитель Кузнецов А.И. исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика Федорова Е.С. в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что оспариваемые решения органа местного самоуправления являются законными и обоснованными.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился представитель административного истца Жуковой Г.А. Кузнецов А.И.
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал, что постановление главы администрации Мирного от 15 апреля 2009 года N и постановление главы администрации Мирного от 11 апреля 2011 года N не утратили силы, следовательно, у органа местного самоуправления имелись правовые основания для распределения истцу жилого помещения по установленным в г. Мирном нормам. Вывод суда о том, что предоставление жилого помещения истцу на состав семьи из трех человек будет противоречить нормам жилищного законодательства и нарушит права других лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не согласуется с ч. 2 ст. 1 ЖК РФ. Кроме того, в нарушение ст. 180 КАС РФ судом не дана оценка доводу истца о сохранении у граждан статуса малоимущих в течение трех лет со дня вступления в силу Закона Архангельской области от 22.04.2013 N 663-39-ОЗ. Не дана оценка и п. 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам, проживающим на территории муниципального образования "Мирный", по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", утвержденного Постановлением администрации Мирного от 31.01.2012 N 146, в соответствии с которым заявителями при предоставлении муниципальной услуги являются граждане, постоянно проживающие в МО "Мирный", являющиеся малоимущими и признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Мирного просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав пояснения представителя истца Кузнецова А.И., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя административного ответчика Федоровой Е.С., не согласившейся с доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п.п. 2, 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся установление размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
На основании ч.ч. 1-3 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
С целью единообразного применения положений ЖК РФ органами местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Архангельской области при ведении учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и при предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма принят Закон Архангельской области от 20.09.2005 N 79-5-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и о предоставлении таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма" (далее - Закон N 79-5-ОЗ).
Согласно п.п. "а" п. 1, п. 2 ст. 1 данного Закона состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, имеют право малоимущие граждане Российской Федерации и члены их семей, которые могут быть признаны по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением случаев, установленных ЖК РФ.
На основании п. 1 ст. 3 указанного Закона для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - принятие на учет) гражданин подает в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) заявление установленного образца по форме, утверждаемой указом Губернатора Архангельской области, с указанием совместно проживающих с ним членов его семьи. Заявление подписывается всеми проживающими совместно с ним дееспособными членами семьи. К заявлению прилагаются следующие документы: а) документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и т.п.); б) решение органа местного самоуправления соответствующего городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области, подтверждающее признание гражданина малоимущим в целях принятия на учет. Указанное требование не распространяется на граждан, постановка на учет которых в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Архангельской области не зависит от их имущественного положения; в) документы, подтверждающие право быть признанным нуждающимся в жилом помещении.
В соответствии со ст. 5 указанного Закона уполномоченный орган местного самоуправления ежегодно проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в уполномоченный орган местного самоуправления сведения, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении.
В случае, если у гражданина за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, это оформляется соответствующей распиской гражданина по форме, утверждаемой указом Губернатора Архангельской области, которой он подтверждает неизменность ранее представленных им сведений.
В случае, если в составе сведений о гражданине или членах его семьи произошли изменения, гражданин обязан представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения. В этом случае орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области должен осуществить проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях с учетом новых представленных документов.
Право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета.
В силу п. 1 ст. 7 данного Закона малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения предоставляются в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.
Согласно п. 9 ст. 8 Закона перед предоставлением жилых помещений граждане должны вновь представить в орган местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа Архангельской области документы, предусмотренные п. 1 ст. 3 настоящего закона, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении в тридцатидневный срок после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади по договору социального найма, за исключением случаев предоставления жилого помещения в дополнение к имеющемуся жилому помещению.
Судом установлено, что административный истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес". Вместе с ней зарегистрированы ее дети: сыновья Осадчий А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочери Осадчая А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Нанимателем жилого помещения по указанному адресу являлся бывший супруг истца ФИО3, который в ДД.ММ.ГГГГ умер.
31 января 2012 года между МУ "Комитет по управлению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Мирного" и Осадчей А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, заключен договор N социального найма жилого помещения, расположенного по данному адресу. По условиям договора в указанное жилое помещение совместно с нанимателем вселены члены ее семьи: мать Жукова Г.А., брат ФИО1, брат Осадчий А.А. и сестра ФИО2.
Постановлением исполняющего обязанности мэра Мирного от 15 апреля 2009 года N по результатам рассмотрения заявления Жуковой Г.А. о признании ее семьи малоимущей в целях постановки на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма Жукова Г.А. и ее сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, состоящие на регистрационном учете и проживающие в "адрес", признаны малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования "Мирный" по договору социального найма.
Постановлением главы администрации Мирного от 11 апреля 2011 года N в связи с поступившим заявлением Жуковой Г.А., состоящей в очереди с 23 апреля 2009 года, о внесении изменений в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, постановлено считать Жукову Г.А. состоящей на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма составом семьи из трех человек, в том числе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Фактически Жукова Г.А. с супругом ФИО4 и детьми ФИО2 и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", на основании договоров краткосрочного найма, заключаемых ежегодно между МО "Мирный" и ФИО4.
06 августа 2015 года Жукова Г.А. обратилась к главе администрации Мирного с письменным заявлением о внесении изменений в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма, и включении в состав семьи дочери Осадчей А.А. и сына Осадчего А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
На основании данного заявления постановлением главы администрации Мирного от 06 августа 2015 года N Жукова Г.А., ее дочери Осадчая А.А. и ФИО2, сыновья ФИО1 и Осадчий А.А. признаны малоимущими для принятия на учет и предоставления им жилого помещения муниципального жилищного фонда муниципального образования "Мирный" по договору социального найма.
Постановлением главы администрации Мирного от 20 августа 2015 года N по результатам рассмотрения заявления Жуковой Г.А. о внесении изменений в единый список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма муниципального жилищного фонда, постановлено считать Жукову Г.А. состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с 23 апреля 2009 года составом семьи из пяти человек.
13 октября 2015 года истец обратилась к главе администрации Мирного с заявлением о предоставлении ей на состав семьи из трех человек, включая ее сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь ФИО2, жилого помещения в г. Мирный со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, представив документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
21 октября 2015 года глава администрации Мирного направил Жуковой Г.А. сообщение N об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма на состав семьи три человека. В сообщении указано, что постановлением администрации Мирного от 06 августа 2015 года N ее семья признана малоимущей для принятия на учет и предоставления жилого помещения по договору социального найма составом семьи пять человек, этим же составом семьи в соответствии с постановлением администрации Мирного от 20 августа 2015 года N состоит на учете в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма. Оснований для предоставления Жуковой Г.А. жилого помещения на состав семьи из трех человек не имеется.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение главы администрации Мирного от 15 октября 2015 года и постановление главы администрации Мирного от 06 августа 2015 года N приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, соответствуют закону и не нарушают права и свободы истца.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что ранее принятые постановления которыми Жукова Г.А. составом семьи из трех человек была признана малоимущей и поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, являются действующими и оснований для отказа в предоставлении жилого помещения не было.
Как установлено судом, с заявлением об изменении состава семьи Жукова Г.А. обратилась в администрацию МО "Мирный" добровольно. Оснований для отказа в признании ее малоимущей составом семьи из 5 человек и постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения таким составом семьи у администрации не было.
Таким образом, при наличии постановлений администрации Мирного от 06 августа 2015 года N о признании семьи истца малоимущей составом семьи из пяти человек и от 20 августа 2015 года N о постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма на тот же состав семьи, администрация МО "Мирный" могла предоставить истцу жилое помещение на указанный состав семьи в дополнение к имеющемуся жилому помещению. При этом права истца и членов ее семьи на жилое помещение было бы реализовано.
Предоставление же жилого помещения на состав семьи из трех человек, при наличии указанных выше постановлений администрации Мирного, не отвечает требованиям Закона N 79-5-ОЗ.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены верно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Мирнинского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Жуковой Г.А. Кузнецова А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.И.Кузнецов
Судьи Н.Б.Гудушин
Н.П.Рассошенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.