Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Бугровой Н.М.,
судей Калашниковой О.Н. и Рыжониной Т.Н.,
при секретаре Назаренко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бугровой Н.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) на решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 ноября 2015 года
по иску Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии,
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчик отказал ему в назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Из протокола заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что на дату его обращения с заявлением его специальный стаж работы составил 21 год 11 месяцев 8 дней, в связи с чем, у него не имеется права на назначение досрочной пенсии.
В его специальный стаж не включены периоды прохождения военной службы по призыву: с 21.05.1991 года по 12.06.1993 года (2 года 23 дня) и обучения в СПТУ-41 г. Прокопьевска с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года (1 год 9 месяцев 10 дней).
Истец просил суд признать незаконным отказ ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.11 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать ответчика зачесть ему в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в календарном порядке периоды обучения в СПТУ-41 г. Прокопьевска по профессии "электрослесарь подземный" с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года (1 год 9 месяцев 10 дней) и службы в Советской Армии с 21.05.1991 года по 12.06.1993 года (2 года 23 дня), обязать ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Б., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 ноября 2015 года постановлено:
Удовлетворить иск Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконные решения об отказе в назначении пенсии.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в назначении Л. досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Признать за Л. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) зачесть Л. в специальный стаж периоды обучения в СПТУ-41 г. Прокопьевска - с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года и службы в составе Вооруженных Сил - с 21.05.1991 года по 12.06.1993 года и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости по основанию, предусмотренному подп. 11 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Указывает, что при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Изложенный порядок подсчета стажа применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.
В противном случае, исчисление страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.
Кроме того, указывает, что только с 01.01.1992 было установлено правовое регулирование правоотношений, связанных с назначением досрочной трудовой пенсии по старости, до 01.01.1992 понятия "досрочная трудовая пенсия" в законодательстве Российской Федерации не существовало.
Законодательство, действовавшее на момент принятия Закона о трудовых пенсиях, а также ныне действующее законодательство, не предусматривало включение военной службы в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, указанный период мог быть включен только в общий стаж.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем, Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ст. 327, п. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации действует Федеральный закон от 28.12.2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", который в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" от 15.12.2001 года N 167-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
В силу п.11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 названного закона).
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п. 11 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответчик отказал ему в назначении пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Из протокола заседания комиссии ГУ - УПФ РФ в г. Прокопьевске от ДД.ММ.ГГГГ N следует, что на дату обращения истца с заявлением его специальный стаж работы составил 21 год 11 месяцев 8 дней, в связи с чем, у Л. не имеется права на назначение досрочной пенсии.
В его специальный стаж не включены периоды прохождения военной службы по призыву с 21.05.1991 года по 12.06.1993 года (2 года 23 дня) и обучения в СПТУ-41 г. Прокопьевска с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года (1 год 9 месяцев 10 дней).
Из справки ГОУ СПО "Прокопьевский электромашиностроительный техникум" от ДД.ММ.ГГГГ N, копии диплома, записи в трудовой книжке следует, что Л. с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года обучался в СПТУ- 41 по профессии "электрослесарь подземный третьего разряда" (л.д. 8-11, 16, 20).
Из справки ФКУ "Военный комиссариат Кемеровской области" от ДД.ММ.ГГГГ, выданной на основании учетной карточки и данных военного билета следует, что Л. с 21.05.1991 года по 12.06.1993 года проходил службу в Вооруженных Силах (л.д. 12, 13-15).
Разрешая данный спор, и удовлетворяя исковые требования Л. в части включения в стаж для назначения страховой пенсии по старости периода прохождения службы в рядах Советской Армии с 21.05.1991 года по 12.06.1993 года, суд первой инстанции исходил из того, что согласно п.п. "к" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, в общий стаж работы засчитывается, в числе прочих оснований, служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда обоснованным, исходя из следующего.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
До 01.01.1992 года пенсии устанавливались в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 года "О государственных пенсиях в СССР" и принятым в соответствии с ним Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590.
Согласно п.п. "к" п. 109 названного Положения, служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в общий стаж работы, кроме того, при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости или инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16), приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии лица либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
По смыслу указанного Положения период службы в Советской Армии подлежит включению в специальный стаж при условии работы в профессии, дающей право на досрочное назначение пенсии, соответственно либо до службы, либо после окончания службы в армии по призыву.
Как усматривается из материалов дела, согласно записям трудовой книжки, Л. до службы в Вооруженных Силах и после нее работал на подземных работах с особым характером (условиями) труда, дающим право на пенсионное обеспечение по Списку N 1 (утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года N 10) (л.д. 9-10, 17, 18, 19).
Указанные периоды работы истца без спора зачтены ответчиком в специальный стаж истца, в связи с работой в подземных условиях.
Таким образом, поскольку период службы истца по призыву имел место до установления иного правового регулирования назначения страховых пенсий по старости, суд пришел к правильному выводу о том, что он подлежит включению в стаж работы для назначения страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Удовлетворяя исковые требования Л. в части включения в стаж для назначения страховой пенсии по старости периодов его обучения в СПТУ-41 г. Прокопьевска с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года, суд также обоснованно исходил из того, что п.п. "з" п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года N 590, предусмотрено, что кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Из справки ГОУ СПО "Прокопьевский электромашиностроительный техникум" от ДД.ММ.ГГГГ N, копии диплома, записи в трудовой книжке следует, что Л. с 01.04.1989 года по 10.01.1991 года обучался в СПТУ-41 по профессии "электрослесарь подземный третьего разряда" (л.д. 8-11, 16, 20).
При этом из материалов дела следует, что непосредственно после обучения в СПТУ-41 истец работал на подземных работах с особым характером труда, дающим право на пенсионное обеспечение по Списку N 1.
Данные периоды работы истца были засчитаны пенсионным органом в специальный стаж.
Таким образом, поскольку периоды учебы истца имели место до установления иного правового регулирования назначения страховых пенсий по старости, суд пришел к правильному выводу о том, что они подлежат включению в стаж работы для назначения страховой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
При таком положении суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования истца о включении указанных выше спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, поскольку иное толкование противоречило бы положениям части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьям 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации N 2-п от 29.01.2004 года и N 8-п от 24.05.2001 года.
При таком положении, с учетом включения судом спорных периодов учебы (1 год 9 месяцев 10 дней) и службы в армии (2 года 23 дня) в стаж истца для назначения страховой пенсии по старости, на день обращения в орган пенсионного фонда - ДД.ММ.ГГГГ специальный стаж истца составил более 25 лет (25 лет 9 месяцев 11 дней), в связи с чем, право на назначение пенсии возникло у него с указанной даты.
При таких обстоятельствах следует признать, что решение суда постановлено с учетом обстоятельств дела и закону не противоречит.
В решении отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы о неправильном применении и толковании норм материального права, а также об отсутствии оснований для включения в специальный стаж истца указанных выше периодов являются несостоятельными, были предметом исследования суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Поскольку содержащиеся в апелляционной жалобе доводы не являются основанием к отмене судебного решения, удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь ст. 328, ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) Б. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.М. Бугрова
Судьи: О.Н. Калашникова
Т.Н. Рыжонина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.