Заместитель председателя Кемеровского областного суда Ордынский А.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО "Гиаст", по жалобе начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Кемеровской области в г. Междуреченске и Междуреченском районе на решение Междуреченского городского суда от 23 июня 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Междуреченска от 20 мая 2015 года ООО "Гиаст" признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере "данные изъяты"
ООО "Гиаст" обжаловало постановление в городской суд, ссылаясь на то, что предписание надзорного органа в части разработки программы производственного контроля общество выполнило; требование предписания об организации и осуществлении производственного лабораторного контроля не соответствует требованиям закона; правонарушение имеет признаки малозначительности.
Решением судьи Междуреченского городского суда от 23 июня 2015 года постановление было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе начальник территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Кемеровской области в г. Междуреченске и Междуреченском районе просит решение отменить, ссылаясь на то, что разработанная ООО "Гиаст" программа производственного контроля не соответствовала гигиеническим нормативам; при проведении проверки не были представлены протоколы лабораторных исследований; вывод суда о том, что магазин продовольственных товаров не относится к объектам, на которых в ходе производственного контроля осуществляются лабораторные исследования, основан на неверном толковании санитарных правил и норм.
Проверив материалы дела, считаю, что основания для отмены решения отсутствуют.
Из материалов дела следует, что 28 мая 2014 года территориальным органом Управления Роспотребнадзора ООО "Гиаст", осуществляющему деятельность по "данные изъяты" было выдано предписание N об устранении нарушений санитарного законодательства до 10 марта 2015 года.
На момент проведения 25 марта 2015 года внеплановой проверки выполнения предписания было установлено, что ООО "Гиаст" не выполнило п. 3 предписания N, обязывающий общество в соответствии со ст. 32 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 4, 22 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", п. 14.1 СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", п. 2.6 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий" разработать программу производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, организовать производственный лабораторный контроль с предоставлением протоколов лабораторных испытаний, заявленных в программе производственного контроля.
По результатам рассмотрения дела общество было признано виновным в невыполнении в установленный срок законного предписания.
Отменяя постановление, суд, соглашаясь с доводами общества, пришел к выводу о том, что требование 3 пункта предписания о разработке программы производственного контроля обществом фактически выполнено, программа производственного контроля разработана в установленный срок. Несоответствие программы производственного контроля ООО "Гиаст" требованиям санитарных правил суд счел не образующим состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Кроме того, судья указал, что требование предписания: организовать производственный контроль с применением лабораторных исследований, является незаконным, поскольку деятельность магазина продовольственных товаров не отнесена к объектам, на которых производственный контроль должен осуществляться с применением лабораторных исследований.
Однако судья не учел следующие положения санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Производственный контроль за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий проводится в соответствии с программой производственного контроля, которая разрабатывается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании нормативных документов и технических документов. Указанной программой определяются порядок осуществления производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методики такого контроля и методики проверки условий их изготовления и оборота.
Пункт 1.5 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий" обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно п. 2.3 указанных норм объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.
Согласно пунктов 3.1, 3.4 СП 1.1.1058-01 программа производственного контроля составляется в произвольной форме и должна включать перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; перечень должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, профессиональной гигиенической подготовке и аттестации.
Согласно п.п. 2.1-2.3 СанПиН 2.3.2.1078-01 "Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 6 ноября 2001года, пищевые продукты должны удовлетворять физиологические потребности человека в необходимых веществах и энергии, отвечать обычно предъявляемым к пищевым продуктам требованиям в части органолептических и физико-химических показателей и соответствовать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию химических, радиологических, биологически активных веществ и их соединений, микроорганизмов и других биологических организмов, представляющих опасность для здоровья нынешнего и будущих поколений.
Изготовляемые, ввозимые и находящиеся в обороте на территории Российской Федерации пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать санитарным правилам.
Изготовление, ввоз и оборот пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным настоящими Санитарными правилами, не допускается.
В соответствии с п. 2.23 СанПиН 2.3.2.1078-01 индивидуальные предприниматели и юридические лица, действующие в сфере изготовления, ввоза и оборота пищевых продуктов, должны осуществлять производственный контроль, в том числе лабораторные исследования и испытания, показателей безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов на соответствие требованиям настоящих Санитарных правил согласно санитарным правилам по организации и проведению производственного контроля.
Согласно п. 2 ст. 1.4 Письма Роспотребнадзора от 13 апреля 2009 года N 01/4801-9-32 "О типовых программах производственного контроля" объектами лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля в организациях продовольственной торговли являются: входной контроль качества и безопасности поступающих пищевых продуктов, сырья, полуфабрикатов; контроль качества пищевых продуктов, сырья и полуфабрикатов; санитарно-техническое состояние; санитарно-эпидемиологический режим.
Представленная программа производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в предприятии розничной торговли ООО "ГИАСТ", утвержденная руководителем общества 10 января 2015 года, составлена с нарушением требований действующего законодательства. Проверкой выявлено несоответствие программы требованиям п.п. 3.1, 3.4 СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", п. 1.4 письма руководителя Федеральной службы Роспотребнадзора от 10 марта 2009 года N 01/4801-9-32 "О типовых программах производственного контроля". Сведения о проведении обществом в указанном выше предприятии розничной торговли лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля отсутствуют.
Вышеперечисленным положениям законодательства, а также имеющимся в деле доказательствам судья при рассмотрении жалобы оценки не дал.
Вместе с тем, возможность отмены решения суда с направлением жалобы на новое рассмотрение отсутствует в связи с истечением срока давности привлечения общества к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
В силу положений ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения в порядке надзора жалобы, протеста не предусмотрена возможность усиления административного наказания или иным образом ухудшение положения лица, в отношении которого вынесены постановление, решение по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение судьи Междуреченского городского суда от 23 июня 2015 года оставить без изменения, жалобу начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека по Кемеровской области в г. Междуреченске и Междуреченском районе ФИО1 - без удовлетворения.
Заместитель председателя Кемеровского
областного суда А.В. Ордынский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.