Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Устинович С.Е.
судей
Науменко Н.А.
Саломатина И.А.
при секретаре
Шелия О.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Е. В. к Государственному областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области" о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты (стоимости ГЖС), понуждении произвести перерасчет субсидии,
по апелляционной жалобе представителя Ильиной Е. В. - Ильина В. Н. на
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 октября 2015 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Ильиной Е. В. к Государственному областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области" о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты, понуждении произвести перерасчет субсидии - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад председательствующего, объяснения истца Ильиной Е.В., ее представителя Ильина В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Ильина Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному областному казенному учреждению "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее - ГОКУ "УСК МО") о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты, понуждении произвести перерасчет субсидии.
В обоснование иска указала, что _ _ июня 2012 года она поставлена на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилого помещения в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
_ _ июня 2015 года в ее адрес от ответчика поступило письмо с информацией о том, что размер социальной выплаты будет уменьшен на стоимость отчужденных жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, и составит *** рублей.
_ _ июня 2015 года ею в адрес ответчика подано заявление о несогласии с уменьшением размера социальной выплаты с требованием выдать жилищную субсидию без уменьшения ее размера на стоимость отчужденных жилых помещений. _ _ июня 2015 года ответчик отказал в удовлетворении ее требований.
Просила суд признать решение ГОКУ "УКС МО" о снижении размера социальной выплаты незаконным, признать за ней право на получение государственного жилищного сертификата выпуска 2015 года без уменьшения размера социальной выплаты на сумму *** рублей, обязать ответчика произвести перерасчет размера жилищной субсидии без уменьшения на сумму *** рублей.
Истец Ильина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ее представитель Ильин В.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГОКУ "УКС МО" Смирнова Е.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Ильиной Е.В. - Ильин В.Н., ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что суд при разрешении спора неправильно применил положения пункта 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации и придал обратную силу положениям абзаца 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", применив их к отношениям, возникшим и оконченным до ведения указанного гражданского акта в действие.
Ссылаясь на положения пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы.
Обращает внимание, что положения абзаца 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ введены Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и вступили в силу с 01 января 2012 года, при этом в Федеральном законе от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ отсутствует указание о том, что данный акт применяется к отношениям, возникшим и оконченным до введения его в действие.
Указывает, что в соответствии со статьями 54, 55, 56 и 57 Конституции Российской Федерации законы, ухудшающие положение граждан, не могут иметь обратной силы.
Приводит доводы, что при разрешении настоящего спора судом применен закон, ограничивающий, по сравнению с ранее действовавшим законом, право гражданина на получение определенного блага (правомочия), что является ухудшением положения истца по сравнению с гражданами, которые ранее получали социальные выплаты без снижения их размера при отчуждении недвижимого имущества. Таким образом, считает, что судом нарушен принцип равенства, предусмотренный частями 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
С учетом того, что сделки по отчуждению жилых помещений, расположенных по адресу: ... были совершены до выражения истцом своего волеизъявления на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" и признания истца участником указанной подпрограммы, а также до вступления в законную силу положений абзаца 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, полагает, что оснований для уменьшения размера социальной выплаты не имелось.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель ответчика ГОКУ "УКС МО", надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. При этом право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
В соответствии со статьей 6 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ, вступившей в силу с 01.01.2012) условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
В случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
В силу статьи 7 ранее действующего Федерального закона от 25 июля 1998 N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", утратившим силу с 01.01.2003 в связи с принятием Федерального закона N 125-ФЗ, жилье государственного и муниципального жилищных фондов, занимаемое выезжающими гражданами по договору найма или аренды, а также приватизированное жилье подлежат обязательной сдаче (передаче) по месту жительства органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления в месячный срок после приобретения жилья и регистрации этих граждан по новому месту жительства. Граждане, передавшие жилье по договору купли - продажи, имеют право на получение жилищных субсидий с вычетом из них стоимости переданного жилья.
Аналогичные положения предусмотрены абзацем 3 пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 (в редакции от 18 февраля 2013 года) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", по которым, в случае отчуждения гражданином, указанным в подпунктах "з" или "и" пункта 5 настоящих Правил, и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, иным лицам размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения (доли в праве общей собственности на жилое помещение), либо на сумму, указанную в справке о стоимости отчужденного жилого помещения на дату заключения такого договора, выданной органом, осуществляющим кадастровый учет объектов недвижимости, или организацией, осуществлявшей техническую инвентаризацию до 1 января 2013 г. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм.
На основании подпункта "з" статьи 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
По смыслу приведенных правовых норм, поскольку выдача государственного жилищного сертификата производится при условии безвозмездного отчуждения гражданином, проживающим в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, в государственную или муниципальную собственность, то как альтернатива соблюдения указанного условия в случае отчуждения такого жилого помещения предусмотрено уменьшение размера жилищной субсидии на сумму, полученную по договору в соответствии с которым произведено отчуждение жилого помещения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения Октябрьского районного суда города Мурманска от 15 мая 2012, вступившего в силу _ _ июня 2012 года, и изданного во исполнение решения суда распоряжения * от _ _ июня 2012 года, Ильина Е.В. поставлена на учет в качестве гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", категория очередности - инвалиды, состав семьи - 1 человек (л.д.65 учетного дела).
Письмом * от _ _ сентября 2013 ГОКУ "УКС", Ильина Е.В. была проинформирована о том, что в случае отчуждения ею жилых помещений, принадлежащих ей и членам ее семьи на праве собственности, сумма сделок по отчуждению жилья будет вычитаться из суммы сертификата (л.д. 26).
В соответствии с данными, представленными Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии Управления Росреестра по Мурманской области от _ _ декабря 2014 у Ильиной Е.В. в собственности находились помещения, расположенные по адресу: ... , дата государственной регистрации - _ _ .06.2008, государственная регистрация прекращения права - _ _ .10.2008, а также помещение, расположенное по адресу: ... А, ... , дата государственной регистрации - _ _ .08.2002, государственная регистрация прекращения права - _ _ .08.2002 (л.д. 27-28).
На основании договора купли-продажи от _ _ сентября 2008 квартира, расположенная по адресу: ... продана за *** *** рублей (л.д. 21).
На основании договора купли-продажи от _ _ августа 2002 квартира, расположенная по адресу: ... А, ... продана по согласованию сторон за *** рублей (л.д. 22-24).
Согласно справки из ГУПТИ от _ _ мая 2015 инвентаризационная стоимость квартиры на _ _ августа 2002, расположенной по адресу: ... А, ... составляла *** рублей *** копеек (л.д. 25).
Судом также на основании трудовой книжки истца установлено, что в период с 1981 года по 2001 год она осуществляла трудовую деятельность в Районах Крайнего Севера, Ильина Е.В. имеет трудовой стаж в районах Крайнего Севера *** лет *** месяцев.
Согласно расчету представителя ответчика Ильиной Е.В. жилищная субсидия рассчитывалась на состав семьи 1 человек - 33 кв.м, норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ - 35 915 рублей, стаж работы на севере *** лет *** месяцев - 90 % от стоимости сертификата и повышающие коэффициенты к нормативу стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по РФ - 1,2. При применении всех данных сумма жилищного сертификата Ильиной Е.В. составила *** рублей.
Из указанной суммы сертификата, в соответствии с действующим законодательством и применением статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" были вычтены сделки по отчуждению жилых помещений, принадлежащих Ильиной Е.В. на праве собственности на сумму *** рублей. Таким образом, сумма государственного жилищного сертификата к получению Ильиной Е.В. составила *** рублей.
Отказывая в удовлетворении требований Ильиной Е.В. к ГОКУ "УСК МО" о признании незаконным решения о снижении размера социальной выплаты, понуждении произвести перерасчет субсидии, суд первой инстанции проанализировав выше изложенные правовые нормы, с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 25.01.2012 N 156-О-О о том, что требование о предоставлении такой выплаты, как жилищная субсидия, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, учитывает финансовые возможности государства и иные факторы, вправе предусмотреть и различные условия предоставления субсидий в зависимости от наличия у граждан в собственности жилья, суд обоснованно исходил из того, что Ильина Е.В. произвела отчуждение по договору купли-продажи жилых помещений, расположенных по адресу: ... , _ _ сентября 2008 года и _ _ августа 2002 года соответственно и пришел к правильному выводу о том, что расчет размера субсидии, произведенный ответчиком на дату подачи истцом заявления, при котором учтены все сделки, совершенные истцом, как участником подпрограммы, по отчуждению жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, соответствует требованиям действующего законодательства.
Оценивая доводы стороны истца о том, что положения части 4 статьи 6 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" не должны распространяться на спорные правоотношения, поскольку указанные требования закона вступили в силу с 01 января 2012 года, то есть после отчуждения жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно признал их несостоятельными, поскольку размер субсидии не может быть определен в соответствии с нормами материального права, утратившими силу на время принятия решения органа исполнительной власти о социальной выплате.
Кроме того, нормой закона не установлен период учета гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями в целях определения размера жилищной субсидии, предоставляемой в порядке, установленном Правилами, в рамках выполнения мероприятий Федерального закона N125-ФЗ.
Таким образом, при расчете размера жилищной субсидии необходимо учитывать все сделки, совершенные истицей, по отчуждению жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, независимо от времени совершения данных сделок.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам материального права, основаны на доказательствах, исследованных и оцененных судом в соответствии с требованиями закона, оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе представителя истца доводы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указание на обстоятельства и факты, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на ошибочном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвертой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение
Октябрьского районного суда города Мурманска от 29 октября 2015 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ильиной Е. В. - Ильина В. Н. - без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.