Судья Волгоградского областного суда Коробицын А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Акционерного общества "Транснефть-Приволга" по жалобе представителя Акционерного общества "Транснефть-Приволга" Р.А.А. на постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства Волгоградской области О.О.В. от 5 августа 2015 года и решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства Волгоградской области О.О.В. N " ... " от 5 августа 2015 года АО "Транснефть-Приволга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства Волгоградской области О.О.В. N " ... " от 5 августа 2015 года изменено, из постановления административного органа исключено из объема вменных нарушений АО "Транснефть-Приволга" указание на нарушение правил пожарной безопасности по отношению к охранной зоне нефтепровода протяженностью 1500 метров. Административное правонарушение, совершенное АО "Транснефть-Приволга" переквалифицировано с ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также снижен размер административного штрафа с 300000 рублей до 50000 рублей. В остальной части постановление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба АО "Транснефть-Приволга" - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением судьи, защитник АО "Транснефть-Приволга" Р.А.А. обратился в Волгоградский областной суд с жалобой, в которой просит постановление административного органа от 5 августа 2015 года и решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, считая их незаконными и необоснованными, производство по делу прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, защитника АО "Транснефть-Приволга" Р.А.А., прокурора участвующего в деле Т.В.В., должностное лицо начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства Волгоградской области О.О.В., судья областного суда приходит к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах.
Пункт 34 Правил пожарной безопасности в лесах, устанавливает, что полосы отвода и охранные зоны вдоль трубопроводов, проходящих через лесные массивы, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов. Через каждые 5-7 километров трубопроводов устраиваются переезды для пожарной техники и прокладываются противопожарные минерализованные полосы шириной 2-2,5 метра вокруг домов линейных обходчиков, а также вокруг колодцев на трубопроводах.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе и прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Красноармейского района г.Волгограда ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 9 час. 20 мин. до 10 час. 30 мин. совместно с ведущим специалистом комитета благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда Р.Д.А., проведена проверка соблюдения ОА "Транснефть-Приволга" требований законодательства в сфере охраны лесов и территорий от пожаров.
В ходе проверки было установлено, что АО "Транснефть-Приволга" осуществляет деятельность по эксплуатации 2 линий нефтепроводов: "адрес", с заглублением до 1,5 м, а также высоковольтные линии электропередач напряжением 380 кВ, проходящие по территории "адрес", в том числе по территории городских лесов Красноармейского участкового лесничества, а именно: "адрес" При проведении обследования нефтепровода, а также высоковольтных линий электропередач напряжением 380 кВ проходящих по территории городских лесов Красноармейского участкового лесничества установлено, что требования ч.ч.1,2 ст.53 ЛК РФ, п.2.16.1 "Лесохозяйственного регламента городского лесничества Волгограда", утвержденного Постановлением главы Волгограда от 13 января 2014 года N15, п.п.34,35 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением Правительства РФ N417 от 30 июня 2007 года, а также п.п. "в" п.23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 года N160 не выполнены, а именно, охранная зона нефтепровода протяженностью около 1500 м, а также высоковольтных линий электропередач напряжением 380 кВ проходящих в квартале 34 выделах 6,20,1, в квартале 33, выделах 2,3,4,9,10 не очищена от горючих материалов (сухая трава) и от поросли, а также не обеспечена рубка лесных насаждений в охранной зоне линии электропередач.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Красноармейского района г.Волгограда Ф.И.Ю. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч.3 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица АО "Транснефть-Приволга" и направлено для рассмотрения по существу в Комитет лесного хозяйства Волгоградской области.
Постановлением начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора в лесах комитета лесного хозяйства комитета лесного хозяйства Волгоградской области О.О.В. N " ... " от 5 августа 2015 года АО "Транснефть-Приволга" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В ходе пересмотра постановления административного органа от 05 августа 2015 года, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности материалами дела, нарушений правил пожарной безопасности АО "Транснефть-Приволга" по отношению к охранной зоне нефтепровода протяженностью 1500 метров, в связи, с чем постановление административного органа, было изменено путем исключения из вмененных АО "Транснефть-Приволга" административных правонарушениях в этой части.
При этом, по мнению судьи первой инстанции, факт того, что высоковольтные линии электропередач принадлежащие АО "Транснефть-Приволга" с напряжением 380 кВ, проходящие в квартале 34 выделах 6,20,1, в квартале 33, выделах 2,3,4,9,10 не были очищены от горючих материалов (сухая трава) и от поросли, а также не была обеспечена рубка лесных насаждений в охранной зоне линии электропередач, в ходе пересмотра постановления административного органа нашло свое подтверждение, в связи, с чем административное правонарушение АО "Транснефть-Приволга" было переквалифицировано ч.3 ст.8.32 КоАП РФ на ч.1ст. 8.32 КоАП РФ.
Однако выводы судьи первой инстанции о доказанности совершения АО "Транснефть-Приволга" административного правонарушения предусмотренного ч.1ст. 8.32 КоАП РФ, суд вышестоящей инстанции находит преждевременными.
В силу ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена юридическая ответственность.
В соответствии с частью первой ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, обязанность представления доказательств, что в действиях физического, должностного или юридического лица имеются нарушения определенных норм и правил, которые образуют состав административного правонарушения, возложена законом на орган или должностное лицо, которые приняли решение о привлечении к административной ответственности.
В соответствии с ч.4 ст.1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Судья районного суда, признавая АО "Транснефть-Приволга" виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, пришел к выводу, о том, что поскольку факт не очищения от горючих материалов (сухой травы) и от поросли, а также не обеспечения рубки лесных насаждений в квартале 34 выделах 6,20, 1; в квартале 33 выделах 2,3,4,9.10 охранной зоны линий электропередач, за которую несет ответственность АО "Транснефть-Приволга", подтверждает, что данное нарушение пожарной безопасности в лесах, было допущено именно АО "Транснефть-Приволга".
Вместе с тем, как следует из "Схемы расположения линейных коммуникаций" выполненной кадастровым инженером С.Н.И. на территориях в которых было совершено административное правонарушение в области пожарной безопасности в лесах, помимо линий электропередач и нефтепровода принадлежащих АО "Транснефть-Приволга", проходят также газопровод и керосинопровод принадлежность которых материалами дела не установлена, надлежащей оценки, с целью установления непосредственной вины собственников указанных коммуникаций в нарушении правил пожарной безопасности в лесах, в ходе пересмотра постановления административного органа данное обстоятельство не получило.
Кроме того, по мнению административного органа и судьи первой инстанции, факт нарушения АО "Транснефть-Приволга" противопожарных правил в лесу зафиксирован Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приобщенным к нему фототаблицам.
Однако фото-таблицы, которые были приобщена к акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, не содержит информации идентифицирующей место проведения проверки и осуществления фотосъемки, а также принадлежность охранной зоны, мощность электропередач и их местонахождение.
При этом из фото-таблицы (л.д.125) приложенной к письму Комитета благоустройства и охраны окружающей среды Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что обследуемая территория леса, не принадлежит к АО "Транснефть-Приволга", поскольку обозначена табличкой с надписью Охранная зона кабеля - " ... ". Помимо этого на фото-таблице (л.д.125), имеется надпись: "Столб, обозначающий объект, не относящийся к АО "Транснефть-Приволга", но выступающий доказательством вины общества в материалах дела", значение которой представитель административного органа участвующий в судебном заседании Волгоградского областного суда пояснить не смог.
Таким образом, материалы административного дела, содержат противоречия, которые в ходе пересмотра постановления административного органа судьей районного суда устранены не были.
Кроме того, следует признать, что судьей районного суда при вынесении решения также не были исследованы полностью все доводы жалобы представителя Акционерного общества "Транснефть-Приволга" Р.А.А..
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с п.4 ч.1ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
При таких обстоятельствах, решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, а дело направлению в районный суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Решение судьи Красноармейского районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества "Транснефть-Приволга" отменить, а дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Волгоградского
областного суда Коробицын А.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.