Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.,
судей Сукачева Д.Ю., Марчукова А.В.,
при секретаре Князевой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Сухоруковой А. В. к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда о признании незаконным заключения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, признании незаконным исключение семьи из состава участников подпрограммы, возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей-участников подпрограммы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Комитета по жилищной политике Администрации Волгограда - Паньковой К.А.
на решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 29 октября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Сухоруковой А. В. к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда о признании незаконным заключения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, признании незаконным исключение семьи из состава участников подпрограммы, возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей-участников подпрограммы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы - удовлетворить.
Признать незаконным заключение жилищного отдела по Центральному и Ворошиловскому районам управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда N " ... "-п от ДД.ММ.ГГГГ о не признании семьи Сухоруковых в составе: С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг), Сухоруковой А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга), С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Признать незаконным распоряжение Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части отказа С.В.Е., составом семьи 4 человека.
Признать незаконным исключение семьи Сухоруковых в составе: С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг), Сухоруковой А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга), С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Обязать Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда восстановить семью Сухоруковых в составе: С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг), Сухоруковой А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга), С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы под прежним номером, и выдать свидетельство о праве на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сухорукова А.В. обратилась в суд с иском к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда о признании незаконным заключения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, признании незаконным исключение семьи из состава участников подпрограммы, возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей-участников подпрограммы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы.
В обоснование исковых требований указала, что заключением жилищного отдела по Центральному и Ворошиловскому районам управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда N " ... "-п от ДД.ММ.ГГГГ семья Сухоруковых не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы. Основанием для исключения семьи Сухоруковых из состава участников подпрограммы на 2011-2015 годы явились сведения из ЕГРП о приобретенной Сухоруковой А.В. по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: "адрес". Вместе с тем, данная квартира обременена залоговыми обязательствами, и не может рассматриваться как полноценный объект права собственности, в связи с чем основания для исключения семьи Сухоруковых из состава участников подпрограммы отсутствуют.
С учетом уточнённых исковых требований Сухорукова А.В. просила суд признать незаконным заключение жилищного отдела по Центральному и Ворошиловскому районам управления по ведению учета нуждающихся и реализации жилищных программ Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда N " ... "-п от ДД.ММ.ГГГГ о не признании семьи Сухоруковых в составе: С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг), Сухоруковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга), С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; признать незаконным распоряжение Департамента по жилищной политике Администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в части отказа С.В.Е., составом семьи 4 человека; признать незаконным исключение семьи Сухоруковых в составе: С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг), Сухоруковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга), С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; обязать Комитет по жилищной политике Администрации Волгограда восстановить семью Сухоруковых в составе: С.В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруг), Сухоруковой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (супруга), С.О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын), С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (сын) в списке молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы под прежним номером, и выдать свидетельство о праве на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель ответчика Комитета по жилищной политике Администрации Волгограда - Панькова К.А., обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, в обоснование жалобы, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, выслушав представителя ответчика Комитета по жилищной политике Администрации Волгограда - Осадчую Ю.П., поддержавшей доводы жалобы, истца Сухорукову А.В., её представителя - Дундукова А.П., возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия исходя из доводов апелляционных жалоб, обсудив их, приходит к следующему.
В силу части первой статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 1, частью 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит постановленное судом решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
По смыслу указанной статьи решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях закона, регулирующего сходное отношение, либо исходит из общих начал и смысла законодательства (ст. 11 ГПК РФ).
Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, семья Сухоруковых составом семьи 3 человека включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда от 29 августа 2013 года N 399 "Об утверждении списка молодых семей - участников долгосрочной областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году по муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград" семья Сухоруковых включена в список под номером 219.
Распоряжением Департамента по жилищной политике администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в состав молодой семьи Сухоруковых - участников подпрограммы, в состав семьи Сухоруковых включен сын С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Распоряжением департамента по жилищной политике администрации Волгограда N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ Сухорукову В.Е., составом семьи 4 человека, отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Основанием для отказа в признании семьи Сухоруковых нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" послужило наличие на праве собственности у Сухоруковой А.В. жилого помещения - "адрес" общей площадью " ... " кв.м. "адрес" по ул. им. " ... ", на основании договора купли-продажи от 11.11.2011г., зарегистрированного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ. N " ... ".
Судебная коллегия считает, что выводы суда о незаконности действий администрации г.Волгограда по исключению семьи Сухоруковых из состава участников подпрограммы на 2011 - 2015 годы ошибочны, сделаны без учета материалов дела, с нарушением норм материального права.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входила подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" и в рамках ее реализации Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которыми установлен порядок предоставления данных выплат, а также предусмотрены условия участия молодой семьи в подпрограмме.
Одним из обязательных условий участия молодой семьи в подпрограмме является признание ее нуждающейся в улучшении жилищных условий (пп. "б" п. 5 Правил), под которыми применительно к настоящим Правилам понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил).
Право использовать социальную выплату с целью погашения основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья было предоставлено молодым семьям - участникам подпрограммы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее 01.01.2006 (подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" - раздел VI "Механизм реализации подпрограммы").
Таким образом, молодая семья имела право на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" при обязательном соответствии предусмотренным п. 5 Правил, в том числе, при признании ее после 01.03.2005 нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ. Признание молодой семьи участницей подпрограммы позволяло ей использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья в том случае, если на момент оформления кредита (займа) она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 N 575 пункт 2 Правил дополнен подпунктом "е", позволяющим использовать социальную выплату для погашения основного долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 01.01.2011.
Этим же Постановлением Правительства РФ Правила дополнены п. 15 (1), содержащий перечень документов, которые молодая семья должна подавать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с пп. "е" п. 2 Правил, в том числе, копию кредитного договора (договора займа), заключенного в период с 01.01.2006 по 31.12.2010 включительно, а также документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора, указанного в подпункте "д" настоящего пункта (пп. "д" и "е").
Таким образом, получение молодыми семьями свидетельств о праве на социальную выплату на погашение долга по кредитам, полученным после 01.01.2011, нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном уровне, не предусмотрено.
Суд первой инстанции не учел, что социальная выплата может быть использована для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, полученным исключительно до 01.01.2011, а кредит заявителем получен после 01.01.2011 (договор займа от 11.11.2011 г.). Возможность использования социальной выплаты для погашения долга по кредитному договору, заключенному после 31.12.2010, федеральным законодателем не предусмотрена; правом изменять условия предоставления социальной выплаты, установленные Правительством РФ, суд не наделен.
Не принял во внимание суд первой инстанции и того обстоятельства, что участие молодых семей в подпрограммах "Обеспечение жильем молодых семей" с целью получения социальной выплаты по смыслу Федеральных целевых программ "Жилище" на 2006 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы является добровольным. Ни Положение о порядке предоставления социальных выплат, ни Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках обеих программ не предусматривали и не устанавливали обязанность органов местного самоуправления доводить до сведения участников подпрограммы информацию о возможном изменении условий Положения и Правил. В данном случае семья, являясь участником программы, действуя разумно и осмотрительно, до совершения соответствующих действий могла получить необходимую информацию для оценки последствий совершаемых действий, в том числе получить информацию о возможности использования социальной выплаты на погашение долга по заключаемому кредитному договору.
Таким образом, вывод суда о том, что оснований для отказа в признании семьи Сухоруковых нуждающимися в улучшении жилищных условий и отказе им в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома не имелось, противоречит закону.
Судом допущено неправильное применение норм материального права.
Поскольку заявителем Сухоруковой А.В. 11.11.2011 г. приобретена в собственность квартира, общей площадью " ... " кв. м, следовательно, семья Сухоруковых не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, следовательно правомерно исключена из числа граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, не может являться участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "жилище" на 2011 - 2015 годы.
По изложенным мотивам решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г.Волгограда от 29 октября 2015 года - отменить, и постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Сухоруковой А. В. к Комитету по жилищной политике Администрации Волгограда о признании незаконным заключения об отказе в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий с целью получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, признании незаконным исключение семьи из состава участников подпрограммы, возложении обязанности восстановить семью в списке молодых семей-участников подпрограммы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на получение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в рамках подпрограммы - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.