Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Абросимовой Ю.Ю.,
судей Алдошиной В.В., Фатеевой Л.В.,
при секретаре Шаталиной К.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Денисова А.Н. на решение Ефремовского районного суда Тульской области от 30 ноября 2015 года по иску Денисова А.Н. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ефремове Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Абросимовой Ю.Ю., судебная коллегия
установила:
Денисов А.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ефремове Тульской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной пенсии.
В обоснование иска указал, что имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года на основании ст. 34 Закона РФ N1244-1 от 15.05.1991"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку с 26.04.1986 по 16.01.1990 по приговору суда отбывал наказание в ФКУ ИК-5, расположенном по адресу: "данные изъяты" в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, где работал слесарем и сварщиком. С 26.01.1990 по 03.12.1991 и с 05.02.1992 по 01.02.1998 проживал на территории г.Ефремов Тульской области. С целью реализации своих пенсионных прав 01.09.2015 обратился в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением пенсионного органа от 09.09.2015 ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию. Просил суд признать за ним право на назначение трудовой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста и обязать ответчика назначить и выплатить ему досрочную трудовую пенсию с 01.09.2015.
В судебном заседании истец Денисов А.Н. и его представитель в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ Моргунов А.Н. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представители ответчика ГУ- УПФ РФ в г.Ефремове Тульской области (межрайонное) по доверенностям Тулупова В.В. и Мартынова О.Н. исковые требования не признали, полагали, что справка, выданная администрацией исправительного учреждения, не относится к документам, подтверждающим факт проживания и работы в зоне радиоактивного загрязнения в смысле постановления Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N16/19па от 27.02.2002.
Суд постановилрешение, которым отказал Денисову А.Н. в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Денисова А.Н., его представителя Моргунова А.Н., поддержавших доводы жалобы, возражения представителей ГУ- УПФ РФ в г.Ефремове Тульской области (межрайонное) по доверенностям Тулуповой В.В. и Мартыновой О.Н., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины,
достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, постоянно проживающим (работающим) в зонах радиоактивного загрязнения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Частью первой статьи 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8).
Согласно ст.34 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п.8 ч.1 ст.13 уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Пункт 8 ч.1 ст.13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не исключает возможность его распространения на всех граждан, которые постоянно проживают (работают) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, вне зависимости от того, добровольно или по принуждению они находятся в этой зоне. Вместе с тем право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в учреждениях, расположенных на территории зоны радиоактивного загрязнения, и привлеченных к труду, на пенсионное обеспечение наравне с гражданами, постоянно проживающими (работающими) на территории зоны радиоактивного загрязнения, также предполагает подтверждение определенного статуса в установленном порядке.
В соответствии с п.22 Постановления Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N19па от 27.02.2002, действовавшего до 01.01.2015, в качестве документов, подтверждающих проживание и работу в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", принимаются: удостоверения установленного образца, документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрация по месту жительства или месту пребывания), трудовая книжка с записью о факте работы в организации, расположенной в зоне радиоактивного загрязнения.
Аналогичные положения действуют с 01.01.2015.
Так, в силу п.18 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ N958н от 28.11.2014, для подтверждения дополнительных условий назначения пенсии по старости по государственному пенсионному обеспечению гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в зависимости от категории гражданина необходимы документы, в частности, о проживании (периоде проживания) или работе (периоде работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N1244-1.
Согласно п.100 Перечня проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания), а работа (периоды работы) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается документами, предусмотренными для подтверждения периодов работы, включаемых в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N1015 от 02.10.2014 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий".
Указанный перечень документов для рассматриваемой категории граждан является исчерпывающим.
Таким образом, по смыслу норм действующего законодательства, уменьшение пенсионного возраста в соответствии с положениями Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" возможно при наличии определенных условий - страхового стажа и периода проживания в зоне радиоактивного загрязнения, подтвержденного в установленном законом порядке.
В судебном заседании установлено, что в период 08.12.1983 по 16.01.1990 Денисов А.Н. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Тульской области "адрес", которое согласно постановлению Правительства РФ N1582 от 18.12.1997 находится в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
С 26.01.1990 по 03.12.1991 и с 05.02.1992 по 01.02.1998 Денисов А.Н. проживал на территории г. Ефремов Тульской области, т.е в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
01.09.2015 Денисов А.Н. обратился в пенсионный орган по месту жительства с заявлением о назначении пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, однако решением пенсионного органа N433415 от 09.09.2015 ему было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с недостаточным возрастом выхода на пенсию.
Судебная коллегия полагает, что анализ установленных по делу обстоятельств позволил суду первой инстанции прийти к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку общий стаж работы (проживания) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом на момент его обращения в пенсионный орган составил 7 лет 10 месяцев 3 дня, в связи с чем у Денисова А.Н. отсутствовало право на снижение установленного пенсионного возраста на три года как он заявил.
Довод истца, что при определении права на пенсию необходимо учитывать период отбывания наказания в виде лишения свободы в учреждении, расположенном в зоне радиоактивного загрязнения, правильно не был признан судом первой инстанции заслуживающим внимания, поскольку законом предусмотрен перечень документов, подтверждающих проживание и работу на загрязненной территории. Справка, представленная Денисовым А.Н., выданная администрацией исправительного учреждения, не может быть принята при определении права осужденного на пенсию по старости с уменьшением пенсионного возраста в соответствии с нормами Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Кроме того, время отбывания наказания в виде лишения свободы в общий и непрерывный трудовой стаж осужденного до 01.09.1992 не засчитывалось (ст. 38 ИТК РСФСР), независимо от того, уплачивались или нет за осужденного взносы на государственное социальное страхование. Справка о регистрации Денисова А.Н. от 19.08.2014 (л.д.46) с 26.04.1986 по 14.01.1987 на территории г.Ефремова правильно не была принята судом во внимание, поскольку достоверно установлено, что в это время он отбывал наказание в местах лишения свободы.
Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах заявленных требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ефремовского районного суда Тульской области от 30 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Денисова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.