Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе :
председательствующего Чеботаревой М.В.
судей Москаленко Ю.М., Водяной В.Ю.
при секретаре Тукусер А.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Чеботаревой М.В. административное дело по апелляционной жалобе Бирюковой З.И. на решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 10 ноября 2015 года,
УСТАНОВИЛА:
Бирюкова З.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Усть-Донецкого городского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области, заинтересованные лица - Комитет по молодежной политике Ростовской области, Министерство территориального развития, архитектуры и градостроительства Ростовской области, Областная межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов обеспечения жильем и оказания государственной поддержки по обеспечению жильем, о признании незаконным постановления N ОБЕЗЛИЧЕНО от 11.09.2015 в части снятия семьи Бирюковых с квартирного учета и исключении из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы; обязании поставить семью Бирюковых на квартирный учет и включить в список молодых семей- участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что на момент первоначального включения в программу семья Бирюковых отвечала предъявленным требованиям для включения их в список молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание на получение социальной выплаты. Оснований для ее исключения семьи из участия в программе, по причине достижения одним из супругов 36-летнего возраста, не имелось.
Решением Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 10 ноября 2015 года административное исковое заявление Бирюковой З.И. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Бирюкова З.И. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, при этом приводит доводы аналогичные доводам административного искового заявления.
На апелляционную жалобу поступили возражения от администрации Усть-Донецкого городского поселения Усть-Донецкого района Ростовской области, от Комитета по молодежной политике Ростовской области, в которых они полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными.
На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания административного истца, административного ответчика и заинтересованных лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, выслушав представителя Бирюковой З.И. - Ладан О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Комитета по молодежной политике Ростовской области Сергееву И.С., проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Постановлением Усть-Донецкого городского поселения от 31.08.2012 семья Бирюковой З.И. в составе 3 человек, признана участником подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы на территории Ростовской области.
Постановлением Администрации Усть-Донецкого городского поселения N ОБЕЗЛИЧЕНО от 11.09.2015 в связи с достижением одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, исключены из числа участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы, нуждающиеся в жилье, - Бирюкова З.И., ОБЕЗЛИЧЕНО., ОБЕЗЛИЧЕНО
Разрешая спор, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 (в редакции N 12 от 18.10.2014), которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и исходил из того, что обязательным для участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" является условие о возрасте участников, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (для каждого из супругов).
Поскольку Бирюкова З.И. достигла 36 летнего возраста ОБЕЗЛИЧЕНО, ОБЕЗЛИЧЕНО. - ОБЕЗЛИЧЕНО суд пришел к выводу, что семья Бирюковых обоснованно исключена из списка молодых семей-участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку данная семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285 Правила предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы установили порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной подпрограммы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы (редакция N 12 от 18.10.2014), включающая в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей". Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и ранее, действовавшими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года N 285.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно пункту 23 Правил после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Постановлением Администрации Ростовской области от 03.08.2009 года N 380 утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2014 года N 135 (в редакции N 1 от 27.02.2014) утверждено Положение о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области.
В соответствии с пунктом 2.1.8. Положения о порядке реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на территории Ростовской области орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует, утверждает список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и в течение 5 рабочих дней с даты утверждения представляет его в уполномоченный орган. При формировании списка участников подпрограммы от муниципального образования на планируемый год учитываются молодые семьи, включенные в список участников подпрограммы в текущем году, соответствующие условиям подпрограммы, но не получившие социальной выплаты по какой-либо причине.
Согласно пункту 2.2.4 указанного Положения уполномоченный орган на основании списков участников подпрограммы от муниципальных образований формирует сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и в срок до 1 декабря года, предшествующего планируемому, выносит их на рассмотрение межведомственной комиссии и передает на утверждение главному распорядителю бюджетных средств
Пунктом 2.2.5 Положения предусмотрено, что на основании списков претендентов от муниципальных образований после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету Ростовской области на планируемый (текущий) год, и доведения сведений до Правительства Ростовской области и с учетом средств, предоставляемых из федерального, областного и местных бюджетов на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, формирует сводный список молодых семей-претендентов по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы, и сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных по форме согласно приложению N 5 к настоящему Положению, выносит их на рассмотрение межведомственной комиссии и после рассмотрения передает их на утверждение главному распорядителю бюджетных средств.
В силу пунктов 4.7 и 4.8 вышеназванного Положения сводный список участников подпрограммы, сводный список претендентов, сводный список претендентов на получение дополнительных социальных выплат формируются по муниципальным образованиям Ростовской области. Изменения в сводный список участников подпрограммы вносятся, в частности в случае исключения молодой семьи из списка участников подпрограммы в связи с достижением одним из супругов либо родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, до дня включения данной семьи в сводный список претендентов.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".
Ввиду изложенного, утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявленным требованиям, не ведут к отмене судебного решения, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствии с условиями подпрограммы, утратила по достижении Бирюковой З.И. возраста, превышающего 35 лет.
Вынесенное судом первой инстанции решение соответствует обстоятельствам дела, нормы материального права судом применены правильно.
Процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Донецкого районного суда Ростовской области от 10 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Бирюковой З.И., без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.