Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Киселевой Е.А.
судей областного суда Кулешовой Е.В.
Мариной Ж.В.
при секретаре Цыбульской К.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой Е.А. 02 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе представителя Бежицкой районной администрации города Брянска ФИО4 на решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 03 ноября 2015 года по делу по иску ФИО1 к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании незаконным распоряжения администрации, о постановке на жилищный учет,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что имеет удостоверение лица, выехавшего добровольно из зоны проживания, с правом на отселение и пользуется мерами социальной поддержки. При обращении в администрацию Бежицкого района г. Брянска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, распоряжением N-р от ДД.ММ.ГГГГ ей было в этом отказано, в связи с тем, что представленные документы, не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает, что ответчиком неправомерно отказано в постановке на учет, просит признать распоряжение ответчика незаконным и обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения.
В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, доверила представлять свои интересы ФИО5.
Представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика Бежицкой районной администрации г.Брянска и 3-го лица Департамента строительства и архитектуры Брянской области не явились, извещены надлежащим образом.
Решением суда исковые требований ФИО1 удовлетворены. Суд признал распоряжение Бежицкой районной администрации N-р от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке ФИО1 на жилищный учет незаконным, отменил его. Обязал Бежицкую районную администрацию г.Брянска поставить ФИО1 с составом семьи 1 человек, как лицо, выехавшее из зоны проживания с правом на отселение, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель Бежицкой районной администрации г. Брянска ФИО4 просит отменить решение суда, как вынесенное с нарушением норм материального права. Считает, что право ФИО1 на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", возникнет одновременно только с правом на пенсионное обеспечение по основаниям, связанным с проживанием в зоне с правом на отселение, согласно положениям ст. 22 названного закона.
В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 и её представитель ФИО5 просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Киселевой Е.А., возражения представителя ФИО9 проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 пунктов 1, 4 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное применение норм материального права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ в "адрес" (отнесенной к зоне проживания с правом на отселение). ФИО1 имеет статус выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение - "адрес", где проживала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается удостоверением серия АК N 041816 от ДД.ММ.ГГГГ.
При обращении ФИО1 с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, распоряжением Бежицкой районной администрации г. Брянска N-р от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в связи с тем, что представленное удостоверение "выехавшая добровольно из зоны проживания с правом на отселение" в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не дает право на получение мер социальной поддержки.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст. 22 и п. 7 ст. 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 Закона Российской Федерации, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со ст. 33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244 указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
Исходя из указанных норм закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, переселившимся в период с 30 июня 1986 года по 1 января 1994 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, а также родившимся в данной зоне в указанный период, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со ст.33 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244.
Указанные нормативные положения судом первой инстанции при вынесении решения учтены не были.
Из материалов дела следует, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть после 30 июня 1986 года, на территории, которая относится к зоне проживания с правом на отселение ( "адрес").
В связи с чем, меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 настоящего Закона, могут быть представлены в соответствии с п. 2 ст. 22 Закона, при условии получения права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
На момент обращения в администрацию и в суд ФИО1 не приобрела права выхода на пенсию, а, следовательно, права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 17 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как указал Конституционный Суд РФ в определении от 14.05.2015 N 1007-О, связывая предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из этой зоны на новое место жительства, с наличием такого условия, как получение ими права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, федеральный законодатель учитывал, что указанные граждане, во-первых, не находились в зоне отселения в период максимального воздействия радиации и, во-вторых, переселились на данную территорию добровольно, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения.
Меры социальной поддержки, предусмотренные Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. Такая дифференциация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, основана на объективных критериях, к числу которых относится уровень радиационного загрязнения соответствующей территории (зоны), на которой проживают или с которой эвакуируются (добровольно выезжают) граждане (определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 2014 г. N 2636-О и N 2671-О).
Доводы истца о том, что она не переселялась в зону проживания с правом на отселение, а родилась после 1986 года в указанной зоне, являются несостоятельными. Как гражданин, родившийся на территории зоны проживания с правом на отселение после 30 июня 1986 года, она приравнивается по объему прав к лицам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, поскольку и те и другие находятся в одинаковых условиях, на основании которых закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты, то есть характер и степень вреда, причиненного их здоровью, одинаков.
В связи с чем, оспариваемое распоряжение администрации об отказе ФИО1 в постановке на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица, выехавшего добровольно из зоны проживания с правом на отселение, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене, как вынесенное с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права, с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежицкого районного суда г. Брянска от 03 ноября 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Бежицкой районной администрации г. Брянска о признании незаконным распоряжения администрации, о постановке на жилищный учет, отказать.
Председательствующий Киселева Е.А.
Судьи областного суда Кулешова Е.В.
Марина Ж.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.