Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Роговой С.В., Палянчук Т.А.,
по докладу судьи краевого суда Роговой С.В.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.
при секретаре Ядришниковой А.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Сочи по доверенности Симованян В.Р. на решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 26 октября 2015 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации города Сочи об обязании обеспечить в соответствии с требованиями паспорта доступности объекта условия для беспрепятственного доступа в МОБУ COШ N66.
В обоснование доводов указано, что в ходе проведенной прокуратурой Адлерского района города Сочи проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов выявлены нарушения закона.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от " ... ". нежилые здания по адресу: " ... " принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
Согласно заключению о доступности объекта МОБУ СОШ N 66 по адресу " ... " является недоступным для инвалидов- колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению. Таким образом, бездействие администрации г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры - МОБУ СОШ N 66 - по адресу: " ... " является незаконным, нарушает права инвалидов.
Участвующий в деле прокурор настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель администрации города Сочи по доверенности Симованян В.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора.
Представитель третьего лица - Управления социальной защиты населения Краснодарского края в Адлерском районе г.Сочи будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Обжалуемым решением Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 26 октября 2015 года исковое заявление прокурора Адлерского района г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Сочи об обязании обеспечить в соответствии с требованиями паспорта доступности объекта условия для беспрепятственного доступа в МОБУ COШ N66 удовлетворено.
Суд обязал администрацию г. Сочи обеспечить в соответствии с требованиями паспорта доступности объекта условия для беспрепятственного доступа в МОБУ СОШ N 66 по адресу " ... " инвалидов - колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению, а именно: на участках и территориях предусмотреть контрастную окраску краевых ступеней всех лестниц, рельефную тактильную полосу за 0.8-0,9 м перед маршем вверху и внизу шириной 0.3-0.5 м, предусмотреть указатели к доступному для инвалидов входу; на входе для инвалидов категории "К" оборудовать поручни с обеих сторон пандуса на высоте 0.7 и 0.9 м. предусмотреть расстояние между поручнями 0.9-1.0м; на пути движения обеспечить доступ инвалидов- колясочников на 2-4 этажи, предусмотреть тактильный напольный указатель за 60 см перед лестницей вверху и внизу, тактильные указатели на поручнях лестниц; санитарно- гигиеническое помещение оборудовать в соответствии с СГ1 59.13330.2012; для средств информации предусмотреть обозначение специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения, информацию о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте 1,3 до м с дублирование рельефными знаками, знаки и указатели в зонах движения з зальных помещениях на высоте от 1,5 до 4,5.
Не согласившись с данным судебным актом, в апелляционной жалобе, представитель администрации города Сочи по доверенности Симованян В.Р., считая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при несоответствии выводов суда действительным обстоятельствам дела, просит его отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав прокурора Стукова Д.Г., просившего оставить жалобу без удовлетворения, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные к личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Адлерского района города Сочи была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой были выявлены нарушения закона.
В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от " ... " серии " ... ", серии " ... ", серии " ... " нежилые здания по адресу: " ... " принадлежат на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи.
Из свидетельств о государственной регистрации права от " ... ". серии " ... ", серии " ... ", серии " ... " следует, что нежилые здания школы по адресу: " ... " принадлежат на праве оперативного управления МОБУ СОШ N 66.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения прав инвалидов на принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Сочи помещении COШ N 66 по " ... ", а именно: нарушение п. 4.1.7 Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 года N 605 (далее - СП 59.13330.2012) продольный уклон пути движения входу здания не соответствует требованиям (то есть, на объекте более 5 %).
в нарушение п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 поручни пандуса, дублирующего наружную лестницу на входе, вдоль обеих сторон отсутствуют;
в нарушение п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 (п. 5.2.4 ГОСТ Р 51261-99) непрерывная поверхность по всей длине поручней пандуса, дублирующего наружную лестницу на входе, отсутствует;
в нарушение п. 5.2.16 СП 59.13330.2012 тактильные указатели на поручнях внутренней лестницы отсутствуют;
в нарушение п. 5.2.10 СП 59.13330.2012 тактильный напольный указатель за 60 см перед внутренней лестницей вверху и внизу отсутствует;
в нарушение п. 5.2.13 СП 59.13330.2012 подъемник. дублирующий внутреннюю лестницу на входе (при высоте подъема более 3,0 м). отсутствует. Требуется обеспечить доступ инвалидов-колясочников на 2-4 этажи;
в нарушение п. 5.3.2. СП 59.13330.2012 доля доступных кабин уборных в санитарно- гигиеническом помещение от общего количества в МОБУ СОШ N 66 не соответствует требованиям, то есть менее 7% (по факту ни одного);
в нарушение п. 5.3.6. СГ1 59.13330.2012 отсутствует знак доступности кабины для инвалидов в санитарно-гигиеническом помещение;
в нарушение п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 размер кабины (ширина х глубина) в санитарно- гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 1,65 х 1,8 м);
в нарушение п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 ширина двери кабины в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 0,9 м);
в нарушение п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 0,75 м);
в нарушение п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 пространство для разворота кресла-коляски в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, диаметр менее 1.4 м);
в нарушение п. 5.3.3 СП 59.13330.2012 откидные опорные, поручни, штанги в санитарно- гигиеническом помещении отсутствуют;
в нарушение п. 5.3.6 СП 59.13330.2012 отсутствует система тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом, в санитарно-гигиеническом помещении;
в нарушение п. 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4. 5.5.6, 5.5.8 СП 59.13330.2012 в СОШ N 66 отсутствуют средства информации для маломобильных групп населения.
Согласно заключению о доступности объекта МОБУ СОШ N 66 по адресу " ... " является недоступным для инвалидов- колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом доступности для инвалидов общественного здания от " ... "., составленным специалистом УСЗН в Адлерском районе г. Сочи.
Согласно ст. 1 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года N 61/106 (далее - Конвенция), целью настоящей Конвенции является поощрение, защита и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными табличными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Согласно ч. 1. ст. 9 данной Конвенции, чтобы наделать инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства- участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Зги меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Нормами статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрена необходимость защиты социальных прав инвалидов - лиц, имеющих нарушения здоровья со стойких расстройством функций организма, обусловленные заболеваниями, следствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности.
Организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, спортивным сооружениям, местами культурно-зрелищным и другим учреждениям) ( ч.1 ст. 15 вышеуказанного Закона).
Законом Краснодарского края N 1229-КЗ от 27 апреля 2007 г. "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильным граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" определены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием.
Согласно ч. 1 ст. 4 Закона Краснодарского края N 1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием:
пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров:
лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта:
специальными указателями (международными символами) переходов улиц 2 маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях:
звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы:
телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами;
местами для инвалидов, передвигаюшихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации;
санитарно-гигиеническими помещениями. приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.
Также в соответствии со ст. 5 вышеуказанного закона исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования общественным с транспортом, средствами связи и информации. Организации независимо от их организационно- правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Кроме того, на территории Краснодарского края действует утвержденная постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 октября 2013г. N 1176 на территории Краснодарского края государственная программа Краснодарского края "Доступная среда".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции обоснованно сделан вывод на предмет того, что бездействие администрации г. Сочи по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры - МОБУ СОШ N 66 - по адресу: " ... " является незаконным, нарушает права инвалидов. Неосуществление ответчиками действий по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры нарушает права как инвалидов, получивших данный статус, так и лиц, которые могут получить его в будущем; как зарегистрированных в соответствующих органах в настоящий момент, так и тех, кто может быть зарегистрирован в будущем, то есть неопределенного на момент предъявления иска круга лиц.
В соответствии с нормами ч.1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
С учётом всех обстоятельств дела и исследованных в судебном заседании представленных материалов, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно установилфактические обстоятельства дела и обоснованно пришёл к выводу, что доводы заявителя опровергаются материалами дела.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Доводы жалобы направлены на иную оценку представленных доказательств, иное толкование норм права, не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, а потому не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь статьями 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Сочи Краснодарского края от 26 октября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности Симованян В.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.