Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Палянчук Т.А., Смирнова Е.А.
по докладу судьи краевого суда Палянчук Т.А.
при секретаре Рыбник В.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 октября 2015 года,
заслушав доклад судьи Палянчук Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор " ... " в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации " ... " об обязании обеспечить в соответствии с требованиями паспорта доступности объекта условия для беспрепятственного доступа в МОБУ СОШ " ... " по адресу: " ... " инвалидов - колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата и инвалидов по зрению, а именно: на участках и территориях предусмотреть указатель к доступному для инвалидов категории " ... " входу в здание средней школы; на входе предусмотреть высоту порога входной двери на " ... " этаж средней школы не более " ... ", предусмотреть ширину проема одной створки двери (в свету) начальной шкоды не менее " ... "; на пути движения оборудовать поручни с двух сторон внутренней лестницы, тактильные указатели на поручнях лестниц, тактильный напольный указатель за " ... " перед лестницей вверху и внизу, обеспечить доступ для инвалидов категории " ... " на " ... " и " ... " этаж; в зоне оказания услуги предусмотреть высоту порога двери в кабинеты начальной и средней школы не более " ... "; оборудовать санитарно-гигиеническое помещение; оборудовать в здании начальной и средней школы в соответствии с СП 59.13330.2012 (пункт 2.5 Паспорта); для средств информации предусмотреть обозначение специальными символами доступных элементов здания, указатели направления движения, информацию о назначении помещения внутри здания (рядом с дверью со стороны дверной ручки) на высоте " ... " до " ... " с дублирование рельефными знаками, знаки и указатели в зонах движения в зальных помещениях па высоте от " ... " до " ... ".
В обоснование доводов указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что нежилые здания (школа и мастерская) по адресу: " ... " принадлежат на праве собственности муниципальному образованию " ... ", и находятся на праве оперативного управления у МОБУ СОШ " ... ". Данные нежилые здания не отвечают требованиям законодательства о социальной защите инвалидов, то есть не соответствует установленным требованиям доступности для людей с ограниченными возможностями, что является нарушением СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", а также нарушает требования Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Бездействие администрации " ... " по созданию надлежащих условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объекту инфраструктуры - МОБУ СОШ " ... " по адресу: " ... ", считает незаконным, нарушающим права инвалидов.
В судебном заседании помощник прокурора " Ф.И.О. "7 на удовлетворении иска настаивала.
Представитель администрации " ... " в судебном заседании иск не признал.
Представитель третьего лица УСЗН МСРСП Краснодарского края " ... " в судебное заседание не явился, просил рассмотреть иск в свое отсутствие, исковые требования прокурора поддержал в полном объеме.
Обжалуемым решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 октября 2015 года исковое заявление прокурора " ... " в интересах неопределенного круга лиц к администрации " ... " о возложении обязанности по обеспечению условий инвалидов для беспрепятственного доступа в МОБУ СОШ " ... " " ... ", - удовлетворено.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель администрации " ... " по доверенности " Ф.И.О. "6 подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебный акт, полагая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении заявленных исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора " Ф.И.О. "8, просившего оставить без изменения решение суда, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Аналогичные положения закреплены в пункте 6.1 Положения об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной инфраструктуры " ... ", утвержденного Решением Городского Собрания " ... " от " ... " " ... ".
Согласно пункта 4 Положения к объектам городской инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями, устройствами, оборудованием, относятся, в том числе, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Законом Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае" определены объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащие оснащению специальными приспособлениями и оборудованием.
Согласно статьи 3 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ к перечисленным объектам относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда постоянного и временного проживания, гостиницы; административные здания и сооружения; культурно-зрелищные учреждения (театры, кинотеатры, концертные, выставочные залы, библиотеки, музеи); организации образования, социального назначения, здравоохранения, аптеки, физкультурно-оздоровительные, спортивные и спортивно-технические сооружения.
В силу требований части 1 статьи 4 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур должны обустраиваться и оснащаться в соответствии со строительными нормами и правилами Российской Федерации, предназначенными для обеспечения доступной среды жизнедеятельности для маломобильных граждан, следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах наземных и подземных переходов магистральных улиц, дорог, магистралей и остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и в местах посадки и высадки пассажиров; лифтами или подъемными платформами и другими инженерными устройствами и оборудованием в зданиях, посещаемых маломобильными гражданами, на этажах выше или ниже этажа основного входа в здание (первого этажа) со световой и звуковой информирующей сигнализацией у каждой двери лифта: специальными указателями (международными символами) переходов улиц и маршрутов движения маломобильных граждан по территории вокзалов, городских парков и других рекреационных зон, рельефными направляющими для ориентировки незрячих на привокзальных площадях; звуковой сигнализацией у светофоров, звуковыми маяками на входах в подземные переходы; телефонами-автоматами или иными средствами связи, доступными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; специальными предупреждающими указателями на пути движения около строящихся и ремонтируемых объектов, в том числе ограждениями, мостиками и перилами; местами для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, расположенными в зрительных залах в отдельных рядах и выходящими на самостоятельный путь эвакуации; санитарно-гигиеническими помещениями, приспособленными для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках; местами хранения кресел-колясок в раздевальных помещениях при спортивных сооружениях для занимающихся спортом инвалидов.
Исполнительные органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования общественным транспортом, средствами связи и информации. Организации независимо от их организационно-правовых форм осуществляют свою деятельность на условиях соблюдения прав маломобильных граждан на обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (статья 5 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ).
На территории Краснодарского края также действует, утвержденная Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от " ... " " ... " государственная программа Краснодарского края "Доступная среда".
Как следует из материалов дела, нежилые здания (школа и мастерская) по адресу: " ... " принадлежат на праве собственности муниципальному образованию " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от " ... " " ... ", от " ... " " ... ", от " ... " " ... ".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от " ... " " ... ", от " ... " " ... ", от " ... " " ... ", от " ... " " ... " нежилые здания школы, расположенные по адресу: " ... " с назначением - учебно-образовательное принадлежат на праве оперативного управления МОБУ СОШ " ... ".
В нарушение пункта 5.1.4 Свода правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от " ... " " ... " высота порога двери входной наружной не соответствует требованиям (то есть, более 1,4см); в нарушение пункта 5.2.15 СП 59.13330.2012 поручни с двух сторон внутренней лестницы отсутствуют; в нарушение пункта 5.2.16 СП 59.13330.2012 отсутствуют тактильные указатели на поручнях внутренней лестницы; в нарушение пункта 5.2.10 СП 59.13330.2012 отсутствует тактильный напольный указатель за 60см перед внутренней лестницей вверху и внизу; в нарушение пункта 5.2.13 СП 59.13330.2012 отсутствует доступ для инвалидов колясочников на 2-3 этаж, то есть отсутствует подъемник, дублирующий внутреннюю лестницу, при перепаде высот более 3,0, лифт пассажирский к зоне оказания услуг; в нарушение пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012 обслуживание в кабинетах, а именно высота порогов не соответствует требованиям (то есть, более 1,4см); в нарушение пункта 5.3.2 СП 59.13330.2012 доля доступных кабин уборных в санитарно-гигиеническом помещение от общего количества в МОБУ СОШ " ... " не соответствует требованиям, то есть менее 7% (по факту ни одного); в нарушение пункта 5.3.6 СП 59.13330.2012 отсутствует знак доступности кабины для инвалидов в санитарно-гигиеническом помещении; в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 размер кабины (ширина х глубина) в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 1,65 х 1,8м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 ширина двери кабины в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 0,9м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 0.75м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 пространство для разворота кресла-коляски в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, диаметр менее 1,4м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 отсутствуют откидные опорные поручни, штанги в санитарно-гигиеническом помещение; в нарушение пункта 5.3.6 СП 59.13330.2012 отсутствует система тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом в санитарно-гигиеническом помещении; в нарушение пунктов 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.6, 5.5.8 СП 59.13330.2012 в МОБУ СОШ " ... " отсутствуют средства информации для маломобильных групп населения.
Согласно приложения " ... " к паспорту доступности объекта (здание начальной школы): в нарушение пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012 ширина проема одной створки входной наружной двери в свету не соответствует требованиям (то есть, менее 0,9см); в нарушение пункта 5.1.4 СП 59.13330.2012 обслуживание в кабинетах, а именно высота порогов не соответствует требованиям (то есть, более 1,4см); в нарушение пункта 5.3.2 СП 59.13330.2012 доля доступных кабин уборных в санитарно-гигиеническом помещении от общего количества в МОБУ СОШ " ... " не соответствует требованиям, то есть менее 7% (по факту ни одного); в нарушение пункта 5.3.6 СП 59.13330.2012 отсутствует знак доступности кабины для инвалидов в санитарно-гигиеническом помещении; в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 размер кабины (ширина х глубина) в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 1,65 х 1,8м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 ширина двери кабины в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 0,9м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 пространство для размещения кресла-коляски рядом с унитазом в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, менее 0,75м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 пространство для разворота кресла-коляски в санитарно-гигиеническом помещении не соответствует требованиям (то есть, диаметр менее 1,4м); в нарушение пункта 5.3.3 СП 59.13330.2012 отсутствуют откидные опорные поручни, штанги в санитарно-гигиеническом помещении; в нарушение пункта 5.3.6 СП 59.13330.2012 отсутствует система тревожной сигнализации, обеспечивающая связь с персоналом в санитарно-гигиеническом помещении; в нарушение пунктов 5.5.1, 5.5.3, 5.5.4, 5.5.6, 5.5.8 СП 59.13330.2012 в здании начальной школы МОБУ СОШ " ... " отсутствуют средства информации для маломобильных групп населения.
Из заключения о доступности усматривается, что объект МОБУ СОШ " ... " по адресу " ... " является недоступным для инвалидов-колясочников, инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению.
Данные обстоятельства подтверждаются паспортом доступности для инвалидов общественного здания от " ... ", составленным специалистом УСЗН " ... ".
Указанные нарушения СП 59.13330.2012, не устраненные до настоящего времени, являются уклонением от исполнения требований статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Закона Краснодарского края от 27.04.2007 года N 1229-КЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае".
Поскольку нежилые здания (школа и мастерская), расположенные по адресу: " ... ", являются муниципальной собственностью, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что финансирование должно производиться из средств муниципального бюджета, в связи с чем верно указал, что бремя его содержания, в том числе обеспечение необходимых условий для доступа в помещения маломобильных граждан должно осуществляться администрацией " ... ".
Несоблюдение администрацией " ... " установленных требований препятствуют инвалидам, так и другим гражданам в реализации гражданских прав и свобод, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, с ограниченными возможностями.
С учетом изложенного, суд первой инстанции имел достаточные основания для удовлетворения исковых требований прокурора в полном объеме.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод жалобы о нарушении права на судебную защиту, в связи с не назначением судом первой инстанции по делу судебной экспертизы в целях выяснения возможности приведения здания в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, статей 36, 46 Федерального закона от 27.12.2000 года N 184 "О технической регулировании" судебной коллегией не принимается, поскольку для разрешения возникшего спора необходимость применения специальных познаний отсутствует.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, иному - неправильному толкованию действующего законодательства, и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции вынес по делу законное и обоснованное решение.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения, при рассмотрении настоящего спора, не допущено.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 20 октября 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации " ... " - оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.