Судья Краснодарского краевого суда Воробьева И.Г., рассмотрев кассационную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 03 июня 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2015 года по делу по иску прокурора Прикубанского округа г. Краснодара Малкина В.А. в защиту прав и законных интересов Кадала М.Э. к администрации муниципального образования г. Краснодар, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Прикубанского округа г. Краснодара обратился в суд в интересах Кадала М.Э. к администрации муниципального образования г. Краснодар, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о возложении обязанности на Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления Кадала М.Э. жилого помещения, на администрацию муниципального образования г. Краснодар - предоставить Кадала М.Э. по месту его жительства благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. В обоснование указано, что приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 29 октября 2013 года N " ... " Кадала М.Э. включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако Кадала М.Э. жилым помещением не обеспечен, что нарушает его права.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 03 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2015 года решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в краевой суд " ... ", заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты как вынесенные с нарушением закона.
В соответствии со ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таковых по доводам кассационной жалобы не установлено.
Принимая решение об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и возлагая обязанность на Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края выделить денежные средства, необходимые для предоставления жилого помещения, на администрацию муниципального образования город Краснодар - обязанность предоставить Кадала М.Э. жилое помещение, суд первой инстанций исходил из того, что в соответствии с положениями части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда согласилась с выводом суда первой инстанции о том, что администрация муниципального образования город Краснодар обязана предоставить Кадала М.Э. жилое помещение с учетом выделения необходимых для этого денежных средств Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края, сославшись на Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 года N 743 "О министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края" (вместе с "Положением о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края") и отметив, что Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа.
Проанализировав положения вышеприведенные правовых актов в их взаимосвязи, судами сделан вывод о том, что оба ответчика согласно вышеуказанным нормативно-правовым актам участвуют в обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Судом достоверно установлено, что Кадала М.Э., " ... " года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Приказу Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края N " ... " от 29 октября 2013 года Кадала М.Э. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Судом установлено, что Кадала М.Э., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением. Договор социального найма с ним либо членами его семьи не заключался.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации закреплено, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Согласно правовой позиции, изложенной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, провозглашённые в Конституции цели социальной политики Российской Федерации, предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 г. N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
В силу положений Конституции страны Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (часть 1 статьи 40), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Исходя из содержания указанных выше положений Кадала М.Э. имеет право на предоставление жилого помещения в силу федерального жилищного законодательства и иных федеральных нормативных правовых актов, содержащих нормы жилищного права, и не может быть ограничен в реализации данного права.
Учитывая изложенное, следует согласиться с выводами судов об удовлетворении заявленных требований, которые согласуются с вышеприведенными нормами материального права.
Фактические обстоятельства дела исследованы судами всесторонне и полно, оценка доказательств по делу в совокупности произведена по правилам статьи 67 ГПК РФ.
В соответствии с положениями гражданского процессуального закона суд кассационной инстанции не вправе осуществлять иную оценку доказательств, исследованных судом, установление и проверку фактических обстоятельств дела устанавливать иные факты и правоотношения, поскольку это не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства в силу положений главы 41 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права, не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке и не могут служить основанием к отмене судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 383 ГПК РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В передаче кассационной жалобы представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 03 июня 2015 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 сентября 2015 года по делу по иску прокурора Прикубанского округа г. Краснодара Малкина В.А. в защиту прав и законных интересов Кадала М.Э. к администрации муниципального образования г. Краснодар, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для рассмотрения в судебном заседании президиума Краснодарского краевого суда отказать.
Судья краевого суда И. Г. Воробьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.