Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Лепёшина Д.А.,
судей Гришиной Г.Н. и Сергеевой С.М.,
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 11 февраля 2016 года гражданское дело по апелляционной жалобе Горелова С. Н. на решение Октябрьского районного суда города Владимира от 19 ноября 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Горелова С. Н. к Управлению Федеральной службы безопасности России по Владимирской области об обязании внести запись в личное дело о прохождении им **** дней военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязании выдать справку об общей продолжительности военной службы, составляющей **** лет **** месяцев **** дней, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гришиной Г.Н., объяснения истца Горелова С.Н., просившего об отмене решения, представителя ответчика УФСБ России по Владимирской области, представителя третьего лица Военного комиссариата Владимирской области Журавлева Е.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горелов С.Н. обратился в суд с иском к УФСБ России по Владимирской области об обязании внести запись в личное дело о прохождении военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязании выдать справку об общей продолжительности военной службы.
В обоснование своих требований указал, что является офицером запаса Вооруженных сил РФ и состоит на пенсионном учете в УФСБ России по Владимирской области. В период с **** по **** на основании Указа Президента РФ от 27 июня 2014 года N 471 "О призыве граждан РФ, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2014 году" проходил военные сборы в центре профессиональной подготовки ****. Полагает, что данный период подлежит зачету в общую продолжительность военной службы в силу ст. 29 Постановления Правительства РФ от 29 мая 2006 года N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности". Однако, обратившись в УФСБ России по Владимирской области с соответствующим заявлением, получил отказ, который считает незаконным.
В судебном заседании истец Горелов С.Н. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика УФСБ России по Владимирской области Орлов С.К. заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что военные сборы могут засчитываться в общую продолжительность военной службы и влиять на размер получаемой бывшим военнослужащим пенсии только при условии прохождения этих сборов до поступления на военную службу по контракту. Указал, что Горелов С.Н. действительно состоит на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области с ****, ему было отказано в перерасчете выслуги лет после прохождения военных сборов в период с **** по ****. Просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Владимирской области Журавлев Е.В. полагал исковые требования Горелова С.Н. необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указывая, что в силу Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" прохождение гражданами, пребывающими в запасе, военных сборов военной службой не является. Поэтому время пребывания гражданина на военных сборах подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии только в случае, если это время предшествовало поступлению гражданина на военную службу.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Горелов С.Н. просит решение суда отменить, считая его незаконным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на те же доводы, что и в суде первой инстанции.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражение на неё, не находит оснований для отмены решения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дан подробный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих данные правоотношения, правильно применен материальный закон и постановлено обоснованное решение.
Рассматривая требования Горелова С.Н. о возложении обязанности внести запись в личное дело о прохождении им **** дней военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязать выдать справку об общей продолжительности военной службы, составляющей **** лет **** месяцев **** дней, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Положением о проведении военных сборов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года N 333, пришел к выводу о том, что граждане, пребывающие в запасе и призванные на военные сборы, имеют иной статус, отличающийся от военнослужащих, с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов, в связи с чем, время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии после увольнения со службы. Поскольку пенсия по выслуге лет была назначена истцу ****, вновь на военную службу Горелов С.Н. не принимался, следовательно, требования истца удовлетворению не подлежат.
Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не установлено.
Из положений ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 28 марта 1998 года N N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы.Порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, определяется Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 56 указанного Федерального закона).
Согласно п.29 Положения о проведении военных сборов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года N 333, время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.
Между тем, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, урегулировано в Законе Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1).
В ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Согласно ст. 43 данного Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Вместе с тем, в силу ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.
Статьей 14 данного закона закреплен размер пенсии за выслугу лет, который устанавливается в следующем размере: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.
Судом первой инстанции установлено, что Горелов С.Н. проходил военную службу в **** ****, уволен с военной службы из **** **** в соответствии с Законом РФ от 11 февраля 1993 года (ограниченному состоянию здоровья). С **** Горелов С.Н. состоит на пенсионном обеспечении в УФСБ России по Владимирской области и по состоянию на **** окончательный стаж выслуги лет для начисления пенсии составил у Горелова С.Н. **** года **** месяцев **** дней (л.д.11-16).
Из справки Военного комиссариата Владимирской области по Октябрьскому и Фрунзенскому районам города Владимира от **** **** усматривается, что Горелов С.Н. в период с **** по **** проходил военные сборы в Центре профессиональной подготовке **** (л.д.22).
Таким образом, военные сборы имели место после увольнения Горелова С.Н. с военной службы, в связи с чем, пункт 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года N 333, к правоотношениям сторон не применим.
Данное правило определяет порядок зачета времени пребывания на военных сборах в выслугу лет для назначения пенсии, а не для включения периода военных сборов в общую продолжительность военной службы после увольнения с нее.
Период военных сборов может быть включен в общую продолжительность военной службы в случае, предусмотренном абзацем "б" ст. 14 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, т.е. в случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.
Истец Горелов С.Н. на военную службу вновь не принимался, военные сборы проходил после увольнения с военной службы, в связи с чем, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца об обязании внести запись в личное дело о прохождении им **** дней военных сборов в общую продолжительность военной службы, обязании выдать справку об общей продолжительности военной службы, составляющей **** лет **** месяцев **** дней.
Требования Горелова С.Н. фактически направлены на увеличение выслуги лет, с увеличением которой увеличивается размер денежного довольствия и соответственно увеличивается размер выплачиваемой истцу пенсии.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Горелова С.Н. не подлежащей удовлетворению.
Ссылки в апелляционной жалобе на неправильное применение норм материального права не могут быть признаны состоятельными.
Вывод суда об отказе истцу в удовлетворении требований основан на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств. Нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Владимира от 19 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Горелова С. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Лепёшин Д.А.
Судьи Гришина Г.Н.
Сергеева С.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.