СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сусловой Н.А.,
судей Жуковской С.В., Перминовой Н.А.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2016 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО " ... " на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 октября 2015 года, которым:
обязана администрация МО ГО " ... " предоставить В вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям ... , равнозначное по общей площади занимаемому ранее жилому помещению ... кв. м.), состоящее не менее чем из ... , отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах данного населенного пункта, взамен занимаемого ранее жилого помещения, расположенного по адресу: "Адрес обезличен".
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., судебная коллегия
установила:
В обратилась в суд с иском к Администрации МОГО " ... " о возложении обязанности по предоставлению пригодного для проживания жилого помещения, общей площадью ... кв.м взамен занимаемых по договору социального найма "Адрес обезличен".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена О
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО " ... " просит решение суда отменить, считая его незаконным.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Как установлено судом и следует из материалов дела, "Адрес обезличен" входят в состав муниципального жилого фонда, являются собственностью МО ГО " ... ".
В указанном жилом помещении проживают и зарегистрированы на условиях социального найма В и О
Заключениями межведомственной комиссии от "Дата обезличена" N ... и от "Дата обезличена" N ... жилой дом "Адрес обезличен", в том числе комнаты ... , признаны непригодными для проживания.
По сведениям ФГУП " ... " Филиал по ... по состоянию на "Дата обезличена" года износ дома "Адрес обезличен", ... года постройки, составляет ... %.
Истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в АМОГО " ... ", с момента постановки на учет ее жилищные условия не улучшались, иного жилья в собственности или в пользовании не имеет. В настоящее время истец продолжает проживать в доме, признанном непригодным для проживания, жилое помещение взамен занимаемого ей не представлено, что ответчиком не оспаривалось.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика по предоставлению истцу во внеочередном порядке жилого помещения, равноценного занимаемого.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается по следующим основаниям.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, признано непригодным для проживания (пункт 3 статьи 85 и статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания следует отличать от предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, довод заявителя о том, что жилое помещение во внеочередном порядке предоставляется только малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в то время как истец малоимущей не является, не может является основанием для отмены решения суда.
Поскольку проживание истца в доме, признанным непригодным для проживания, создает угрозу ее жизни и здоровью граждан, постольку на основании пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации у ответчика возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение, равноценное занимаемому, так как в этом случае в отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление жилья гражданам носит компенсационный характер и, соответственно, жилищные условия не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических является компетенцией органа местного самоуправления.
Поскольку в жилом доме "Адрес обезличен" установлено нарушение требований пожарной безопасности, эксплуатация электропроводки с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией, проживание в нем представляет опасность для жизни и здоровья людей, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма.
При этом, как следует из материалов дела, после вынесения МВК заключения от "Дата обезличена" ответчиком не было предпринято мер по приведению системы электроснабжения мест общего пользования в соответствие с требованиями нормативных документов, не выполнены работы по прокладке проводов осветительной сети по негорючему материалу, не устранены и не предприняты меры по организации работ для устранения других отмеченных нарушений.
В связи с изложенным, позиция ответчика о том, что дом "Адрес обезличен" не признавался в установленном порядке аварийным и не включался в программу "Переселение граждан из аварийного жилого фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории муниципального образования городского округа " ... " на период с ... годы" на существо принятого по делу решения не влияет и не влечет его отмену.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Закрепляя право на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула статьи 2, статьи 2, статья 21 часть 1 Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких обстоятельств, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Данные обстоятельства позволили суду первой инстанции вынести решение, которым суд обязал администрацию МО ГО " ... " предоставить истцу именно благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным и не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.