СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 21 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Козака Р.А. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 октября 2015 года, которым
в удовлетворении исковых требований Козак Н.Г. к администрации МО ГО "Воркута" о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 08.05.2015 о снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой постановки на учет 21.01.1994 по категории "пенсионеры"; обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 21.01.1994 по категории "пенсионеры" отказано.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Козак Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации МО ГО "Воркута" о признании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 08.05.2015 о снятии её с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами г.Воркуты с датой постановки на учет 21.01.1994 по категории "пенсионеры" незаконным; обязании восстановить в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с датой постановки на учет 21.01.1994 по категории "пенсионеры".
Определением суда от 15.09.2015 привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Козак Р.А., Козак Г.А.
Истец, третьи лица Козак А.И., Сорокина Т.А., Козак Р.А., Козак Г.А. извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Козак Г.А. в заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик администрация МО ГО "Воркута", третье лицо Министерство архитектуры и строительства Республики Коми, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали, просили рассмотреть дело в отсутствии их представителей.
Суд постановилуказанное выше решение.
Выражая несогласие с решением суда, Козак Р.А. обратился в суд с апелляционной жалобой, указывая на пропуск администрацией МО ГО "Воркута" срока исковой давности для снятия истца с учет, а также на рассмотрение заявления за пределами исковых требований и незаконное рассмотрение дела по нормам Гражданского процессуального законодательства, поскольку оно подлежало рассмотрению в рамках Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Козак Н.Г. состояла в списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с датой подачи заявления 21.01.1994 по категории "пенсионеры".
29.11.2006 Козак Н.Г. обратилась в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства N153 от 21.03.2006 по категории "пенсионеры", с составом семьи 4 человека, включая супруга Козака А.И., ... р., сына Козака Р.А., ... р., дочь Козак Г.А., ... р., указав при этом, что в настоящее время она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют.
В заявлениях от 27.02.2013 от 20.03.2014 Козак Н.Г. просила выдать ей государственный жилищный сертификат выпуска 2014 года на состав семьи из 8 человек; выпуска 2015 года на состав семьи из 5 человек для приобретения жилья на территории г.Москва и Московской области.
Козак Н.Г. была включена в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", а также в общереспубликанские списки, сформированные на 2015 год по Республике Коми по категории "граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", по категории "пенсионеры" с датой постановки на учет "Дата обезличена" с составом семьи 5 человек, включая супруга Козака А.И., сына Козака Р.А., внучек Сорокиных О.Р. и И.Р.
Согласно поквартирной карточке по адресу г. "Адрес обезличен" зарегистрированы: наниматель Козак А.И., ... р. с 11.03.1989 по настоящее время; жена Козак Н.Г., ... р., с 11.09.1989 по 18.04.1994, вновь с 15.06.1994 по настоящее время; дочь Козак Т.А., ... р., была зарегистрирована с 11.03.1989 по 31.08.1996, вновь с 07.01.2001 по 14.09.2002; сын Козак Р.А., ... р. с 11.03.1989 по 19.09.1998, вновь с 23.01.1999 по настоящее время; дочь Козак Г.А., ... р., с 11.03.1989 по 29.11.2013; Сорокина Т.А., ... , Сорокина О.Р., ... р. Сорокина И.Р., ... р., Сорокин Р.И., ... р., с 13.05.2011 по настоящее время.
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 09.02.2015 Сорокина О.Р., 14.11.2003года рождения, Сорокина И.Р., ... года рождения, признаны членами семьи Козак Н.Г., ... года рождения, для включения в состав семьи на получение государственного жилищного сертификата.
Сорокин Р.И., Сорокина Т.А. 13 апреля (год не указан) в заявлениях просили исключить их из состава семьи Козак Н.Г., претендента на получение ГЖС выпуска 2015 года.
Козак Н.Г. в заявлении (рапорте) от 14.04.2015 на имя руководителя АМО ГО "Воркута" также просила выдать ей государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на состав семьи: она, супруг Козак А.И., ... р., сына Козак Р.А., ... р., внучку Сорокину О.Р., ... р., внучку Сорокину И.Р. В заявлении также указала, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ N153 от 21.03.2006 относится к категории граждан, выезжающих из РКС, и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. В заявлении указала, что в настоящее время она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют.
На основании решения (протокол "Номер обезличен") заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО "Воркута" от 08.05.2015, утвержденного Постановлением администрации МО ГО "Воркута" N812 от 26.05.2015 Козак Н.Г. снята с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет 21.01.1994 на основании п.21 "в" Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 N879 (выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений), а именно член семьи Козак Н.Г.- сын Козак Р.А. имел в собственности квартиру общей площадью 33,7 кв.м по адресу "Адрес обезличен" "Дата обезличена" по "Дата обезличена".
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 октября 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимися в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья предусмотрен п.21 вышеприведенного Постановления Правительства РФ N 879.
К данным основаниям, в частности, относятся: выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; приобретение (строительство) жилья в других субъектах РФ, а также изменение других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, член семьи Козак Н.Г. - Козак Р.А. в период с 02.02.2007 по 04.04.2011 являлся собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу "Адрес обезличен", на основании договора купли-продажи квартиры от 29.01.2007, общей площадью 33,7 кв.м., в том числе жилой 20,1 кв.м.
Козак Г.А. (дочь) с 22.10.2007 является собственником 26/100 доли общей долевой собственности жилого дома по адресу "Адрес обезличен", общей площадью 293,81 кв.м на основании договора купли продажи доли в праве общей собственности на земельный участок и доли в праве общей собственности на жилой дом с принадлежностями от 19.10.2007. То есть причитающаяся доля общей площади Козак Г.А. составляет 76,39 кв.м. общей площади.
Кроме того, Козак Г.А. с 04.10.2013 является собственником (общая совместная собственность) четырехкомнатной квартиры по адресу, "Адрес обезличен", общей площадью 97,12 кв.м на основании договора купли продажи квартиры от 24.09.2013, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 29.09.2015 "Номер обезличен".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в связи с наличием у члена семьи истца в 2007 году в собственности жилого помещения за пределами РКС, с учетом площади данных объектов Козак Н.Г. не может быть отнесена к категории граждан, имевших право на получение субсидии на переселение.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за рамки исковых требований, поскольку учел при определении нуждаемости жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Козак Г.А., подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Козак Г.А. на 2007 год состояла в очереди на получение жилищной субсидии в составе семьи Козак Н.Г.
При таких обстоятельствах, Козак Н.Г. обращаясь 29.11.2006 в администрацию МО ГО "Воркута" с заявлением о включении её в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" в соответствии с Постановлением Правительства N153 от 21.03.2006 и указывая при этом, что в настоящее время она и члены её семьи жилых помещений для постоянного проживания на территории РФ не имеют, сообщила тем самым недостоверные сведения, что и является самостоятельным основанием для снятия ее с учета.
Принимая во внимание, что Козак Н.Г., утратила право на получение социальной выплаты в 2007 году, своевременно не уведомила администрацию МО ГО "Воркута" об изменении условий, в результате которых прекратились основания для признания его нуждающимся в переселении, а также учитывая, что вопрос о постановке его на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с изменившимися обстоятельствами (отсутствие жилья в других регионах Российской Федерации после отчуждения квартиры в 2007 году) подлежал рассмотрению вновь при условии подачи истцом заявления о постановке на данный учет в порядке, установленном выше приведенным Положением, судебная коллегия приходит к выводу, о том, что на момент принятия оспариваемого решения Козак Н.Г. неправомерно продолжала состоять на учете с датой постановки на учет - 21.01.1994.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске администрацией МО ГО "Воркута" срока исковой давности для снятия с учета, также подлежат отклонению, учитывая следующее.
В соответствии с ч.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Однако как усматривается из материалов дела, Козак Р.А., не было заявлено о пропуске срока исковой давности до вынесения решения по делу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дело подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ, поскольку обжалуется решение органа местного самоуправления, наделенного отдельными государственными полномочиями не может являться основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.
В соответствии с п.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В силу п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекают требования лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
Из анализа приведенных норм следует, что предметом судебного разбирательства в исковом производстве является спор о праве, тогда как в производстве, возникающем из административных, публичных правонарушений - законность актов органов государственной власти.
Судебная коллегия приходит к выводу, что дело рассмотрено в соответствии с нормами процессуального законодательства, поскольку имеется спор о паве на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Нарушений норм гражданского процессуального закона, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Козака Р.А. - без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.