СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В.,
судей Смирновой Н.И., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрев в судебном заседании 28 января 2016 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры и строительства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2015 года, которым
обязана администрация МО ГО "Воркута" изменить дату постановки на учёт Астафурова А.Н. на получение государственной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья за пределами районов Крайнего Севера в категории "пенсионеры" с 20.05.1994 на 20.12.1994.
Исковые требования Астафурова А.Н. об обязании Министерства архитектуры и строительства Республики Коми выдать государственный жилищный сертификат на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера в порядке очередности, определённой сводным списком граждан-получателей сертификатов, с учётом даты постановки на учёт 20.12.1994 оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Астафуров А.Н. обратился с иском к АМО ГО "Воркута", Министерству архитектуры и строительства Республики Коми о возложении на администрацию МО ГО "Воркута" обязанности изменить дату его постановки в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории "пенсионеры" на 20.12.1994, на Министерство архитектуры и строительства РК обязанность выдать ему государственный жилищный сертификат в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством", федеральной целевой программы "Жилище" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в порядке очередности, определённой сводным списком граждан-получателей сертификатов, с учётом даты постановки на учёт 20.12.1994.
Представитель истца исковые требования, поддержал в полном объёме по доводам, приведённым в иске.
Ответчики, извещённые надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, участия в деле не принимали, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства архитектуры и строительства РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Судом установлено, что Астафуров А.Н. включен в общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на 01.01.2004-01.01.2015 по категории "пенсионеры" с датой постановки на учёт 20.05.1994 с составом семьи 2 человека.
Письмом от 30.04.2015 N 11-13-13/1163 Министерство архитектуры и строительства РК указало на отсутствие у истца права на получение социальной выплаты в рамках Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ с датой постановки на учёт 20.05.1994, в связи отсутствием у него требуемого федеральным законодательством общего стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 г., регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 г. N125-ФЗ.
В соответствии со ст.1 названного Закона жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
На дату постановки на учёт Астафурова А.Н. (20.05.1994) действовало Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утверждённое Постановлением Совета Министров - Правительством РФ от 10.12.1993 N 1278, утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 N 937.
Пунктом 5 вышеуказанного Положения установлено, что за счёт средств федерального бюджета Российской Федерации субсидии предоставляются в пределах объема, предусмотренного в этом бюджете для финансирования жилищного строительства на соответствующий год, на основе заявок республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также министерств и ведомств Российской Федерации лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Как следует из материалов дела, на момент постановки 20.05.1994 Астафурова А.Н. в очередь на получение жилищной субсидии для приобретения жилья стаж работы в районах Крайнего Севера составил 09 лет 05 месяцев 01 день, при этом десятилетний стаж выработан Астафуровым А.Н. 20.12.1994.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора, и принимая во внимание, что по состоянию на 20.12.1994 Астафуров А.Н. имел 10-летний стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, суд пришел к выводу о признании за ним права на получение жилищной субсидии с указанной даты.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, учитывая, что истица каких-либо действий, направленных на необоснованное получение жилищной субсидии не предпринимала, жилья за пределами районов Крайнего Севера не имеет.
Довод апелляционной жалобы о том, что в силу действующего законодательства постановка на учет на переселение из районов Крайнего Севера носит заявительный характер, а истец не подавал заявление о принятии его на учет на получение субсидии с датой постановки на учет 20.12.1994, не может служить основанием для отмены решения, поскольку в момент постановки на учет 20.05.1994 истец не был поставлен в известность о недостаточности стажа, через непродолжительный период времени после постановки на учет истец приобрел необходимый стаж и исключение его из очереди не может быть признано обоснованным, поскольку принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Иное свидетельствует об одностороннем отказе государства в нарушение статьи 7 Конституции Российской Федерации от своих обязательств, возникших в данных конкретных правоотношениях из ранее действовавшего регулирования и действий представителей власти по постановке истицы на учет.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 16 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства архитектуры и строительства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.