Определение Западно-Сибирского окружного военного суда Новосибирской области от 16 февраля 2016 г. по делу N 33а-39/2016
Западно-Сибирский окружной военный суд
в составе: председательствующего - председателя судебного состава Захарова В.А., судей Шпакова С.П. и Дубова Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Егерь И.С.,
с участием административного истца Смирновой И.Л., его представителя - Пожилова Д.А., а также представителей командира войсковой части 1 и жилищной комиссии этой же воинской части капитана юстиции Сысоева А.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прапорщика Смирновой И.Л. об оспаривании решения жилищной комиссии войсковой части 1 о предоставлении жилищной субсидии и действий командира этой же воинской части, утвердившего данное решение,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Томского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2015 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Дубова Ю.А., выступления административного истца и его представителя в поддержку доводов апелляционной жалобы и представителя административных ответчиков майора юстиции Сысоева А.Н. возражавшего против ее удовлетворения, окружной военный суд
установил:
Смирнова, проходившая военную службу по контракту в войсковой части 1 и имеющая выслугу 21 год, приказом командира этой части от 19 декабря 2014 года уволена с военной службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
На жилищном учете в войсковой части 1 Смирнова состоит с 9 сентября 2013 года, а первый контракт о прохождении военной службы она заключила 25 июля 1994 года.
Решением жилищной комиссии войсковой части 1 от 18 сентября 2015 года Смирновой предоставлена жилищная субсидия на состав семьи без учета её дочери Ф.А.В. и внука Ф.Д.М.., проживающих совместно с ней в одном жилом помещении.
Основанием для отказа в обеспечении жилищной субсидией названных лиц явилось то, что они одновременно являются членами семьи военнослужащего Ф.М.Н.., который включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Посчитав свои права нарушенными, Смирнова оспорила указанное решение жилищного органа и командира войсковой части 1, утвердившего это решение.
Решением Томского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2015 года в удовлетворении административного искового заявления Смирновой отказано.
В апелляционной жалобе ее автор настаивает на отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование этого, ссылаясь на обстоятельства спора, отдельные положения военного и жилищного законодательства, в том числе Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечении военнослужащих" и п. 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" приводит доводы, совокупность которых образует вывод о том, что на внука Ф.А.В. и дочь Ф.Д.М.., не имеющих отношения к военной службе, положения запрета, изложенного в п.15 ст. 15 названного закона, не распространяются. В связи с этим, вывод суда первой инстанции о двойственности их правового статуса - как членов семьи Смирновой И.Л. и членов семьи военнослужащего Ф.М.Н. - участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, является ошибочным. Указанные лица, являясь членами семьи административного истца Смирновой, должны учитываться при реализации последней её права на обеспечение жилым помещение в форме жилищной субсидии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд считает, что оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.
В соответствии с абзацем 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Как усматривается из п. 2 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения и жилых помещений военнослужащим внутренних войск МВД России, утвержденного приказом МВД России от 19 ноября 2014 года N 1046 решение о предоставлении жилищной субсидии и жилого помещения принимается жилищной комиссией воинской части по месту постановки военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с нанимателем его супруг, а также дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Из материалов дела следует, что Смирнова и ее дочь Ф.А.В ... зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: ЗАТО С ... , г. С ... , ул. Л ... , д. ... , кв. ... , общей площадью 63,1 кв. м.
Как следует из рапорта Смирновой от 24 февраля 2015 года о предоставлении ей субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, в качестве членов её семьи она указала свою дочь Ф.А.В. и внука Ф.Д.М.., родившегося ... 2014 года, и проживающих совместно с ней в вышеприведенном жилом помещении.
Из копии свидетельства о заключении брака N ... видно, что Ф.А.В. 18 апреля 2014 года заключила брак с Ф.М.Н..
Согласно справки войсковой части 2 N ... и уведомления от 13 марта 2013 года Ф.М.Н ... проходит военную службу по контракту во внутренних войсках МВД России и включен в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Пунктом 15 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом на указанных военнослужащих-граждан и членов их семей не распространяется действие абзаца двенадцатого п. 1, п.п. 13, 14, 16 - 19 ст. 15, а также абзацев второго и третьего п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
То есть военнослужащие - участники НИС, а также члены их семей, в силу прямого указания вышеизложенной нормы закона, не имеют права на реализацию права на жилье в порядке, предусмотренном для остальных категорий военнослужащих, не являющихся участниками НИС.
Проанализировав изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что дочь административного истца - Ф.А.В. и внук - Ф.Д.М.., в силу ст. 56 ЖК РФ являясь членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а именно военнослужащей Смирновой, одновременно являются членами семьи военнослужащего участника НИС - Ф.М.Н.., то есть обладают двойным правовым статусом.
Однако в силу особенностей правового статуса Ф.А.В ... и ее сына Ф.Д.М.., а также законодательного запрета, установленного п. 15 ст. 15 приведенного закона, Смирнова не может претендовать на получение жилищной субсидии с учетом данных членов семьи нанимателя жилого помещения.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что вопреки утверждению автора апелляционной жалобы об обратном, жилищные права членов семей военнослужащих - участников НИС защищены вышеупомянутым федеральным законом N 117-ФЗ, согласно которому военнослужащему - участнику НИС гарантируется реализация права на жилище в различных формах, а в случае исключения его из реестра участников НИС, в случаях, предусмотренных ст. 12 данного закона, возможность реализации данного права, предоставляется непосредственно членам семьи военнослужащего.
Каких-либо ограничений для членов семьи военнослужащего в режиме и порядке пользования жилым помещением, приобретенным за счет участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, Федеральные законы "О статусе военнослужащих" и "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" не содержат.
Следовательно, приобретение военнослужащим жилья за счет участия в накопительно-ипотечной системе является одной из форм его жилищного обеспечения, реализуемого за счет средств федерального бюджета, и на такое помещение распространяются такие же правила, установленные ч. 1 ст. 256 ГК РФ, п. 2 ст. 34, п. 2 ст. 39 СК РФ, что и к имуществу, нажитому супругами во время брака.
Также несостоятельным является утверждение автора жалобы о том, что вышеприведенный запрет распространяется только на членов семьи военнослужащего - участника НИС, которые в свою очередь являются военнослужащими, либо лицами, уволенными в запас. Такого условия рассматриваемый запрет не содержит.
В связи с этим решение жилищной комиссии войсковой части 1 о предоставлении Смирновой жилищной субсидии без учета Ф.А.В. и ее сына Ф.Д.М. в качестве членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, обусловлено требованиями действующего законодательства, является правильным и обоснованным, как и действия командира части, связанные с утверждением такого решения.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба административного истца удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд,
определил:
решение Томского гарнизонного военного суда от 26 ноября 2015 года по административному исковому заявлению Смирновой И.Л. оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Судья Западно-Сибирского
окружного военного суда Ю.А. Дубов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.