председательствующего судьи Солопаевой Л.М.
при секретаре Шаховой Е.Н.
с участием представителя ОАО "Газпромнефть-Тюмень" Астановой М.Р., представителя ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре Простякова Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОАО "Газпромнефть-Тюмень" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости,
установил:
ОАО "Газпромнефть-Тюмень" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости, в связи с тем, что является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 009 кв.м., относящегося к категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием: "данные изъяты" (номер), расположенного в (адрес) тракт.
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 543 кв.м., относящегося к категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием: "данные изъяты", расположенного в (адрес), в западном промышленном узле города (панель (номер)), по (адрес).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 15 893 480 руб. 26 коп.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 15 172 072 руб. 03 коп.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 2 242 000 руб.
Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2010 г. составляет 3 237 000 руб.
Существенная разница в кадастровой и рыночной стоимости земельных участков нарушает его права собственника при налогообложении.
В связи с несоответствием кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 2 242 000 руб. и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2010 г. в размере 3 237 000 руб.
В судебном заседании представитель ОАО "Газпромнефть-Тюмень" Астанова М.Р., уточнив заявленные требования, просила установить кадастровую стоимость принадлежащих административному истцу земельных участков по состоянию на 1 января 2010г. в соответствии с их рыночной стоимостью на основании экспертизы, назначенной судом, в рамках рассматриваемого дела.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по автономному округу Простяков Д.С. с требованиями не согласился в связи с тем, что кадастровая стоимость земельных участков административного истца была установлена в результате массовой земель населённых пунктов автономного округа, а органом кадастрового учёта были лишь внесены полученные сведения в государственный кадастр недвижимости.
При этом, по его мнению, существенных замечаний к назначенной судом экспертизе по определению рыночной стоимости земельных участков, содержащей конечную итоговую величину указанной стоимости, не имеется.
Представители других участвующих в деле лиц Правительства автономного округа, администраций (адрес) и (адрес), Управления Росреестра по автономному округу, от которого в суд поступили письменные возражения на заявление, основанные на отказе в удовлетворении заявленных требований, в судебное заседание не явились, извещены были судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ОАО "Газпромнефть-Тюмень" является собственником земельных участков:
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 009 кв.м., относящегося к категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием: под автозаправочную станцию (номер), расположенного в (адрес) тракт;
с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 543 кв.м., относящегося к категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием: под существующую автозаправочную станцию с автомойкой, расположенного в (адрес), в западном промышленном узле города (панель (номер)), по (адрес).
Право собственности на данные земельные участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Результаты кадастровой оценки земель населённых пунктов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по состоянию на 1 января 2010 г. утверждены постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 16 декабря 2010 г. N 343-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры".
Согласно кадастровым справкам земельных участков кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 15 893 480 руб. 26 коп., с кадастровым номером "данные изъяты" составляет 15 172 072 руб. 03 коп.
Административный истец, полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков завышена, обратился к оценщику об определении рыночной стоимости земельных участков на дату установления их кадастровой стоимости.
В соответствии с отчётом оценщика (номер)-Р/2014 от 18 июля 2014 года, выполненным "данные изъяты", рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 3 237 000 руб., а в соответствии с отчётом (номер)-Р/2014, выполненным так же "данные изъяты" 18 июля 2014г., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 января 2010 г. определена в размере 2 242 000 руб.
Экспертным заключением (номер) от 28 июля 2014 года "данные изъяты" вышеуказанный отчёт признан соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель является плательщиком земельного налога и вправе оспорить результаты кадастровой стоимости земельного участка, поскольку она влияет на размер земельного налога.
Исходя из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в частности, для целей налогообложения.
Пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N135- ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчёта об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость. В таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке.
В соответствии со статьёй 11 указанного закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчёт об оценке объекта оценки.
Наряду с этим для определения действительной рыночной стоимости принадлежащих ОАО "Газпромнефть-Тюмень" земельных участков судом была назначена экспертиза, которая проводилась Нижневартовской торгово-промышленной палатой.
С учётом её выводов на основе согласования результатов принято решение об итоговой величине рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 841 911 руб. 15 коп., а с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 3 863 376 руб. 46 коп. по состоянию на 1 января 2010г.
Данная стоимость земельных участков определена экспертом сравнительным подходом, применение которого предусмотрено федеральными стандартами оценки и основана на приведенных расчётах.
Указание Управления Росреестра по автономному округу в письменных возражениях на недочёты экспертизы не является снованием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку некоторые неточности в подборе объектов-аналогов для оценки объектов недвижимости не являются существенными.
Кроме того, в возражениях отсутствуют расчёты, подтверждающие влияние этого обстоятельства на итоговую величину рыночной стоимости земельных участков, определённую экспертом.
Ссылка вместе с этим в возражениях на отсутствие информации о зарегистрированных правах на приведенные в экспертизе земельные участки (т.е. кому принадлежат земельные участки или кем они арендуются) при оценке земельных участков административного истца правового значения не имеет.
При удовлетворении административного искового заявления судом принято во внимание то, что другими лицами, участвующими в деле, экспертиза сомнению не подвергалась.
Таким образом, согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учёта внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Законом об оценочной деятельности для юридических лиц установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Руководствуясь статьями 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
заявление ОАО "Газпромнефть-Тюмень" об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 009 кв.м., относящегося к категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием: "данные изъяты" (номер), расположенного в (адрес) тракт, равной его рыночной стоимости в размере 3 841 911 руб. 15 коп. по состоянию на 1 января 2010 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 2 543 кв.м., относящегося к категории земель населённых пунктов, с разрешённым использованием: под существующую автозаправочную станцию с автомойкой, расположенного в (адрес), в западном промышленном узле города (панель (номер)), по (адрес), равной его рыночной стоимости в размере 3 863 376 руб. 46 коп. по состоянию на 1 января 2010 года в соответствии с поданным в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по автономному округу заявлением от 11 ноября 2014г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры подпись Солопаева Л.М.
Копия верна
Судья суда Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры Солопаева Л.М.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.