Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.,
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мухаметзянова Р.Ф. к Главному управлению МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре о возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты,
по апелляционной жалобе Мухаметзянова Р.Ф. на решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 июня 2015 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Кульковой С.И., судебная коллегия
установила:
Мухаметзянов Р.Ф. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту - Управление) о понуждении поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения составом семьи из пяти человек, выплате на состав семьи из пяти человек сумму социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование иска указал, что он является пенсионером Государственной противопожарной службы МЧС России с (дата). Службу проходил в отряде государственной противопожарной службы Управления ( (адрес)). С целью получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения им в адрес комиссии Управления был направлен пакет документов для включения в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством". Согласно выписке из протокола от (дата) (номер), ему отказано в постановке на учет со ссылкой на п. 27 ч. 3 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, по причине отсутствия сведений о нем, как о нуждающемся в получении жилого помещения до (дата). Между тем, согласно списку сотрудников (номер) Управления по состоянию на 01 апреля 2005 года он состоял в списке под (номер) как сотрудник, нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Управление в возражениях на иск указало, что в соответствии с пунктом 27 Правил предоставления единовременной социальной выплаты единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года. В 2011 году, в целях исполнения приказа МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований", Управление направило во все подчиненные подразделения письма о необходимости предоставления всех жилищных дел. Согласно письмам ГУ " (номер) ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре (договорной)" (ранее - ОГПС- (номер) Главного управления МЧС России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре) от (дата) (номер) и (дата) (номер), а также приложенным к ним реестрам учетных дел и спискам сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец не состоял. Поступившие в Управление дела были направлены в Уральский филиал Госэкспертизы. 25 июня 2014 года с целью установления факта постановки Мухаметзянова Р.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года Управлением в адрес Уральского филиала Госэкпертизы направлено соответствующее письмо, в ответ на которое указано, что истец не числится в списке граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2015 года, а также после этой даты. В этой связи, комиссия Управления по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья пришла к выводу об отказе в постановке истца на учет. Приложенный истцом список сотрудников ПЧ-54 ОГПС-6 ГУ МЧС России по ХМАО-Югре, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01 апреля 2005 года не может являться доказательством постановки Мухаметзянова Р.Ф. и членов его семьи на учет, поскольку истец совершил действия по ухудшению своих жилищных условий, посредством отчуждения квартиры, расположенной по адресу: (адрес), также как и члены его семьи, которые в 2000 году с согласия истца приобрели в собственность двухкомнатную (адрес) путем приватизации и впоследствии произвели ее отчуждение. Кроме того, у истца имеется принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, расположенное в (адрес), площадью 32.9 кв.м. Дети истца достигли возраста 18 лет, членом его семьи, в соответствии с п. 2 ст. 1 Закона о социальных гарантиях, является лишь его супруга. Для постановки на учет обеспеченность жилой площадью должна быть меньше 15 кв.м. на каждого члена семьи. Поскольку на истца и его супругу приходится больше 15 кв.м., в настоящее время они не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Дело рассмотрено в отсутствии истца, с участием его представителя Валиуллина М.Б.
Представитель ответчика Филимонов И.В. в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Мухаметзянов Р.Ф. просит решение суда отменить, по тем основаниям, что судом не дана оценка имеющимся в материалах дела документам, в частности заверенной копии списка сотрудников ПЧ - 54 ОГПС-6 ГУ МЧС России по ХМАО-Югре и письменному ответу на его заявление в ФГКУ "6 ОФПС по ХМАО-Югре".
В судебное заседание апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. На основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ) устанавливает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу положений статьи 4 данного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (часть 1).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 7).
В соответствии с частью 1 статьи 6 указанного закона Сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят (проходили) службу сотрудники, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом исполнительной власти предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 2).
По смыслу вышеуказанных правовых норм право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано сотрудниками, гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, только при условии, если они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходили службу, до 01 марта 2005 года и состояли на учете на момент увольнения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в период с (дата) по (дата), истец проходил службу в ОГПС-6 УГПС МЧС России ХМАО, в должности старшего пожарного ПЧ-54 ОГПС-6, впоследствии переименованного в ГУ "20 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре". Выслуга лет Мухаметзянова Р.Ф. на день увольнения в календарном исчислении составляет 25 лет 04 месяца 25 дней.
В соответствии с приказом МЧС России от (дата) (номер) "Об утверждении уставов договорных подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы" ГУ "20 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры (договорной)" переименован в ФКУ " (номер) ОФПС ГПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)".
Согласно ч.2 ст.6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3- 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Доводы Мухаметзянова Р.Ф. о том, что судом первой инстанции не дана оценка спискам сотрудников ПЧ-54 ОГПС-6 ГУ МЧС России ХМАО, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 01.04.2005 года, являются не состоятельными. Доводы жалобы в этой части были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
Приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (адрес) - Югры от (дата) (номер), создана единая жилищная комиссии Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Приказом от (дата) (номер) утверждено Положение и регламент работы постоянно действующей жилищно-бытовой комиссии ГУ по делам ГО и ЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре.
Указанными правовыми актами учрежден орган ГУ по делам ГО и ЧС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре осуществляющий в установленном законом порядке принятие на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Приказом МЧС России от 25 июля 2011 года N 398 "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований" функции по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на ФГУ "Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности" Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начальникам территориальных органов МЧС России до (дата) приказано передать делопроизводство по учету нуждающихся в жилых помещениях Госэкспертизе МЧС России и ее филиалам по территориальной принадлежности.
Согласно письмам ГУ "20 ОФПС по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (договорной)" от (дата) (номер) и (дата) (номер), а также приложенным к ним реестрам учетных дел и спискам сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищное дело Мухаметзянова Р.Ф. в адрес Главного управления не направлялось, в списках сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, истец не значится.
После поступления в Главное управление жилищных дел, в том числе учетные дела и списки очередности сотрудников Государственной противопожарной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу Югре были перенаправлены в Уральский филиал Госэкспертизы.
25 июня 2014 года с целью установления факта постановки Мухаметзянова Р.Ф. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года Управлением в адрес Уральского филиала Госэкспертизы направлено соответствующее письмо, в ответ на которое указано, что истец не числится в списке граждан, поставленных на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 года, а также после этой даты.
Списки сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 01.04.2005 года подтверждают лишь подачу Мухаметзяновым Р.Ф. рапорта. Сведений о том, был ли он поставлен на учет, какие документы им были для этого представлены, какое решение приняла жилищная комиссия, истцом не представлено.
В силу п.10 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", действовавшего на день подачи истцом рапорта о постановке на учет, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие или граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Из материалов дела следует, что Мухаметзянов Р.Ф. с (дата) являлся нанимателем двухкомнатной благоустроенной квартиры по адресу: (адрес), которая с его согласия была приватизирована его супругой и двумя детьми (дата) и продана ими (дата). Кроме того, (дата) Мухаметзянов Р.Ф. продал принадлежащую ему квартиру в (адрес), в связи с чем на 01.03.2005 года он не мог быть признан нуждающимся в предоставлении жилья в силу того, что намеренно ухудшил свои жилищные условия.
При таких обстоятельствах и поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что Мухаметзянов Р.Ф. до 01 марта 2005 года был принят на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и состоял на учете на момент увольнения, в материалы дела представлено не было, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции правильно установилюридически значимые обстоятельства дела, исследовал представленные доказательства, дал им надлежащую оценку и пришел к правильном к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Выводы суда мотивированы, подтверждаются указанными в решении доказательствами, и оснований для признания их незаконными не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 11 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мухаметзянова Р.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий: Кулькова С.И.
Судьи: Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.