Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Кульковой С.И.
судей Мироненко М.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ишкильдина Ш.А. к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда",
по апелляционной жалобе Департамента социального развития ХМАО-Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 18.09.2015 года, которым постановлено:
признать незаконным отказ Департамента социального развития ХМАО-Югры в присвоении звания "Ветеран труда" Ишкильдину Ш.А.
Обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры присвоить звание "Ветеран труда" Ишкильдину Ш.А.
Взыскать с Департамента социального развития ХМАО-Югры в пользу Ишкильдина Ш.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Назарука М.В, судебная коллегия
установила:
Ишкильдин Ш.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что имеет трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии по старости, награжден ведомственными знаками отличия в труде - почетной грамотой и благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации. Департамент социального развития ХМАО-Югры отказал ему в присвоении звания "Ветеран труда". Просит признать его право на присвоение ему звания "Ветеран труда", обязать Департамент социального развития ХМАО-Югры принять решение о присвоении ему указанного звания.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития ХМАО-Югры, ссылаясь на существенное нарушение судом норм права, просит отменить решение суда и вынести новое об отказе в удовлетворении требований. Указывает, что социальное обеспечение в РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Федеральным законом "О ветеранах" определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативно - правовыми актами субъектов РФ, а согласно Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета). Судом не учтено, что в силу ст.85 Бюджетного кодекса расходные обязательства субъекта РФ устанавливаются субъектом РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных средств. Полагает, что субъект РФ имеет право самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте РФ, исходя из того, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами. Закон ХМАО - Югры "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в ХМАО - Югре" не определяет круг лиц, являющихся ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда". Поэтому полагает, что отсутствуют правовые основания для признания за заявителем права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО - Югре.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.7, п."ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ в Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Как следует из материалов дела и никем не оспаривалось, истец Ишкильдин Ш.А. по состоянию на (дата) имел трудовой стаж "данные изъяты". На основании приказа министра энергетики Российской Федерации от (дата) (номер) истец был награжден почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго РФ) за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, на основании приказа министра энергетики Российской Федерации от (дата) (номер) - благодарностью Минэнерго РФ за образцовое выполнение трудовых обязанностей и безупречную работу в топливно-энергетическом комплексе.
Решением Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) истцу было отказано в присвоении звания "Ветеран труда", поскольку имеющиеся у него указанные почетная грамота, благодарность не включены в "Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п, далее - Перечень наград).
Решение суда об удовлетворении исковых требований обосновано выводом о том, что истец отвечает установленным законом критериям для присвоения ему звания "Ветеран труда".
Доводы жалобы сводятся к оспариванию возможности присвоения истцу звания "Ветеран труда" на основании указанных почетной грамоты и благодарности.
Как следует из Положения о почетной грамоте Министерства энергетики РФ (приложение 14 к приказу Минэнерго РФ от 14.07.2008 года N 11 "О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации"), Положения о благодарности Министерства энергетики Российской Федерации (приложение N 12 к Приказу Минэнерго РФ от 20.06.2000 года N 26) и никем не оспаривалось, почетная грамота и благодарность Минэнерго РФ являются ведомственными наградами.
Согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, круг лиц, относящихся к категории "Ветеран труда" определен федеральным законодателем.
Согласно п.4 ст.7 Закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Между тем, по смыслу вышеуказанной нормы права под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми п.1 данной статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Следовательно, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Закона, независимо от возложения на субъект РФ соответствующих расходных обязательств.
Отсутствие в Перечне наград, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", таких ведомственных знаков отличия в труде, как почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации, благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, не дает оснований для отказа в присвоении звания "Ветеран труда" истцу, соответствующему критериям ветерана труда, установленным ст.7 Закона.
Частью 5 статьи 76 Конституции РФ установлено, что если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта РФ противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении РФ либо в совместном ведении РФ и субъекта РФ, то суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении исковых требований суд правомерно руководствовался положениями ст.7 Закона, которая к ветеранам труда относит, в том числе, лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде и имеющих трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Таким образом, федеральным законодателем определены два условия, при которых гражданин признается ветераном труда: награждение ведомственным знаком отличия в труде и наличие необходимого трудового стажа.
Аналогичные условия для присвоения звания "Ветеран труда" содержатся в п.п.2 п.4 ст.1 Закона ХМАО - Югры от 07.11.2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", в п.2.1 Порядка присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и выдачи удостоверений (утв. постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 г. N 142-п.).
Следовательно, истец отвечает установленным законом критериям ветерана труда. Поэтому соответствует требованиям закона вывод суда первой инстанции о наличии у него права на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сводятся к переоценке обстоятельств, правильно оцененных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от 18.09.2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Кулькова С.И.
Судьи коллегии Мироненко М.И.
Назарук М.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.