Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Ахметзяновой Л.Р.
судей Мелехиной Т.И., Воронина С.Н.
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бахарь Г.И. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, обязании присвоить звание "Ветеран труда" и взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 октября 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Бахарь Г.И. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание "Ветеран труда", удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Бахарь Г.И. звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Бахарь Г.И. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Бахарь Г.И. денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., судебная коллегия
установила:
Бахарь Г.И. обратилась в суд с указанным выше иском к Департаменту социального развития ХМАО-Югры, мотивируя тем, что ей отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.06.2005 года N 103-п. Отказ ответчика считает незаконным и нарушающим её права и свободы как гражданина РФ. Просила признать незаконным решение ответчика об отказе учесть награждение Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ как ведомственного знака отличия в труде и обязать присвоить ей звание "Ветеран труда", судебные расходы возложить на ответчика.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Бахарь Г.И., представителя ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Бахарь Г.И. отказать. Указывает, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Закон ХМАО-Югры не определяет круг лиц, являющимися ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда" в автономном округе. В частности Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 года N 115-оз предусматривает, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Бахарь Г.И. работает в МБОУ "средняя общеобразовательная "данные изъяты" школа (номер)" (адрес) в должности "данные изъяты" по настоящее время. Общий трудовой стаж истца по состоянию на (дата) составляет "данные изъяты". Истец является пенсионером по старости.
Приказом Министерства образования и науки РФ от (дата) (номер) Бахарь Г.И. награждена Почетной грамотой за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников.
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) (номер) Бахарь Г.И. сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" (от (дата) протокол (номер)), со ссылкой, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, утв. постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года N103-п, в качестве основания присвоения звания "Ветеран труда" не поименована.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, федеральным законодателем определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с Положением "О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации" и Приложением к нему "Положением о Почетной грамоте Министерства образования и науки Российской Федерации", утвержденных Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 580 от 03.06.2010 г., к ведомственным наградам Министерства образования и науки Российской Федерации относится, в том числе и Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
06.10.2004 г. Министром образования и науки РФ издан Приказ N 84 "О знаках отличия в сфере образования и науки", действовавший на момент награждения Бахарь Г.И. Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2004 года N 84 "О знаках отличия в сфере образования и науки", в числе прочих знаков отличия учреждена Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Бахарь Г.И. была в установленном законом порядке награждена ведомственным знаком отличия в труде, каковой является Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации.
Согласно подпункта 2 пункта 4 статьи 1 закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" звание "Ветеран труда" присваивается и выдается соответствующее удостоверение лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет.
Истец отвечает установленным законом критериям и имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы апелляционной жалобы о праве самостоятельного определения субъектами Российской Федерации перечня наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", являются несостоятельными, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.
Действительно, в соответствии с п. 4 ст. 7 названного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Однако, по смыслу этой федеральной нормы под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветеранами труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 этой статьи, перечень которых является исчерпывающим.
Утверждая порядок и условия присвоения звания, законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
В случае, если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом (п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах" и удовлетворил исковые требования Бахарь Г.И.
Выводы суда мотивированы, основаны на анализе доказательств, оцененных судом в совокупности, соответствуют требованиям закона, и оснований считать их неправильным у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основываются на обстоятельствах, являвшихся предметом судебного исследования, с последующей правильной правовой оценкой, не опровергают выводы суда, оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не содержат.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Ахметзянова Л.Р.
Судьи: Мелехина Т.И.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.