Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.Е.,
судей Вороной Н.Л., Решетниковой О.В.,
при секретаре Ч.Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.В.И., С.Д.А., С.О.В. к Администрации города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента жилищно-коммунального хозяйства
на решение Нефтеюганского районного суда от 22 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Обязать Администрацию города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства предоставить С.В.И. на состав семьи 3 человека благоустроенное жилое помещение в г. Нефтеюганске ХМАО-Югры равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, расположенному в (адрес), в виде однокомнатной квартиры, общей площадью не менее 25,3 м2 отвечающее установленным требованиям в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Решетниковой О.В., судебная коллегия
установила:
С.В.И., С.Д.А., С.О.В. обратились в суд с иском к Администрации города Нефтеюганска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, мотивируя требования тем, что они вселились и проживают в жилом помещении, расположенном в городе (адрес) 1992 года на основании ордера.
(дата) со С.В.И. был заключен договор социального найма жилого помещения (номер), с включением в него в качестве членов семьи нанимателя С.Д.А. (супруги) и С.О.В. (сына).
19 июня 2013 года распоряжением главы города Нефтеюганска N 308-р "О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу" дом, в котором расположено вышеуказанное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, при этом гражданам должны были предоставить жилые помещения по договорам социального найма в соответствии со статьями 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации. Однако ответчик свою обязанность по предоставлению жилья не выполнил в установленные сроки, в связи с чем, истец обратился в Администрацию г. Нефтеюганска с заявлением о предоставлении жилого помещения, на что получил отказ.
Истец С.В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика З.Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленным иском не согласилась, суду пояснила, что у ответчика в наличии свободного жилья не имеется, при этом с 2014 года переселение граждан из жилых домов, признанных непригодными (аварийными) для проживания осуществляется в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей города Нефтеюганска в 2014-2020 годах".
Полагала, что со стороны истцов не доказан факт того, что помещение, в котором они проживают, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям.
Указала, что предоставление жилого помещения по договору социального найма будет осуществляться согласно спискам очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Истцы же на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при Администрации города Нефтеюганска не состоят, с заявлением о постановке на учет не обращались.
Нефтеюганский районный суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска просит решение суда отменить в связи с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неприменением норм, подлежащих применению, просит принять новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылаясь на положения жилищного законодательства, указывает на порядок предоставления гражданам жилых помещений, отсутствие С.В.И. в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, отсутствие его обращения о постановке на такой учет.
Истцами не представлены доказательства, что жилое помещение, в котором проживает семья С. представляет опасность для жизни.
Судом не принят во внимание тот факт, что при предоставлении жилого помещения истцам будут нарушены права граждан, нуждающихся в жилых помещениях и состоящих в списках очередности.
Истцы необоснованно возлагают на суд функции распорядителя муниципального жилого фонда, фактически требования истцов направлены на необоснованное возложение на суд обязанности по обеспечению их жилищных прав вне очереди,
Истцы, представитель ответчика в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
На основании пунктов 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определен перечень вопросов местного значения городского округа, к которым относятся в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения.
Положениями ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как установлено частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
В соответствии с правилами ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жильё по социальному найму подлежит предоставлению лицам, состоящим на муниципальном учёте в порядке очередности.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).
Как установлено судом и видно из материалов дела, распоряжением ДИиЗО г.Нефтеюганска (номер) от (дата) квартира (адрес) внесена в реестр муниципальной собственности г.Нефтеюганска ( л.д. 90).
Дом (адрес), где по договору социального найма в квартире (номер) проживают истцы был обследован и заключением межведомственной комиссии признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно договора социального найма (номер) от (дата), заключенного между МУ " "данные изъяты"" и С.В.И., жилое помещение состоит из 1 комнаты жилой площадью 15,5 кв.м., общей площадью 25,3 кв.м., совместно с нанимателем по договору социального найма в жилое помещение вселены члены семьи С.Д.А. ( жена) и С.О.В.( сын).( л.д. 8-11).
С.В.И., его жена С.Д.А. и сын С.О.В. зарегистрированы в квартире (адрес), согласно справки от (дата).( л.д.18).
Распоряжением Администрации г.Нефтеюганска от 19 июня 2013года N 308-р дом 42 в 5 микрорайоне г.Нефтеюганска признан аварийным и подлежащим сносу( л.д.15-16).
С.В.И. в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, что сторонами не оспаривается.
Согласно заключения межведомственной комиссии, утвержденной постановлением администрации г.Нефтеюганска от (дата) на основании того, что дом имеет деформацию фундамента, стен, несущих конструкций и биологическое повреждение элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности разрушения, комиссия признала дом аварийным и подлежащим сносу. ( л.д.23-25).
Как видно из заключения ООО " "данные изъяты"" наличие дефектов и повреждений конструкций, находящихся в недопустимом аварийном состоянии свидетельствует о невозможности дальнейшей безопасной эксплуатации здания, проведение капитального ремонта или реконструкции нецелесообразно, жилой дом подлежит выводу из эксплуатации с последующим демонтажем строительных конструкций, до вывода объекта из эксплуатации необходимо принять срочные противоаварийные меры по временному усилению аварийных конструкций, ограничить пребывание людей вблизи аварийных участков ( л.д.26-77).
В соответствии с возражением на иск представителя ответчика, с 2014 года переселение граждан г.Нефтеюганска из жилых домов, признанных непригодными (аварийными) для проживания осуществляется в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей г.Нефтеюганска в 2014-2020 годах.
Удовлетворяя исковые требования о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди, суд, обоснованно исходил из того, что указанный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу, проживать в доме опасно, в связи с чем, жилое помещение истцам должно быть предоставлено во внеочередном порядке.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу, что Администрация г.Нефтеюганска в силу своих полномочий обязана предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.
Помещение, в котором проживают истцы представляет реальную опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния, поэтому предоставление нанимателям иного жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, должно быть произведено незамедлительно (правовая позиция Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года (вопрос N 3).
При этом, суд исходил из того, что поскольку истцы на основании договора социального найма пользуются жилым помещением общей площадью 25,3 кв.м., то следует обязать ответчика предоставить им равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Из приведенных выше правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Предоставление в порядке статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации равнозначных по общей площади жилых помещений предполагает равнозначность в общей площади вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Администрации г.Нефтеюганска о том, что понуждение ответчика к внеочередному предоставлению истцам квартиры является возложением на суд функции распорядителя муниципального жилого фонда, ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения, судебная коллегия считает несостоятельными, так как законодательством в случае наличия угрозы жизни людей предусмотрено внеочередное предоставление равнозначного жилого помещения, гражданам ожидать предоставления жилья взамен аварийного до 2020года не представляется возможным по причине опасности для проживания в данном аварийном доме.
Ссылки в апелляционной жалобе ответчика о том, что истцами не представлено доказательств, подтверждающих, что жилое помещение, в котором проживает семья истцов представляет опасность для жизни и здоровья при причине его аварийного состояния или по иным основаниям судебная коллегия считает не заслуживающими внимания, поскольку ООО " "данные изъяты"" в заключении подтвердило наличие дефектов и повреждений конструкций, находящихся в недопустимом аварийном состоянии, невозможность дальнейшей безопасной эксплуатации здания, необходимости ограничения пребывания людей вблизи аварийных участков.
Доводы ответчика о том, что истцы не состоят в списке очередности в администрации города, что предоставление вне очереди истцам равнозначного жилого помещения нарушит права граждан, состоящих в списках очередности,
нарушит права и законные интересы граждан, которые живут в таких же домах, признанных аварийным ранее, что недопустимо подменять порядок переселения граждан, установленный законодательством судебным порядком, по мнению судебной коллегии не заслуживают внимания, поскольку противоречат нормам законодательства, предусматривающим в данном случае внеочередное предоставление равнозначного жилья вне зависимости от вышеуказанных условий.
Правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, определены судом правильно.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана судом с соблюдением требований норм процессуального права, в связи с чем, иные доводы апелляционной жалобы не подтверждают наличия правовых оснований для отмены решения.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оно постановлено без нарушений материального и процессуального права, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Нефтеюганского районного суда от 22 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Нефтеюганска - без удовлетворения.
Председательствующий: Иванова И.Е.
Судьи: Вороная Н.Л.
Решетникова О.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.