Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Блиновской Е.О.
судей: Мелехиной Т.И.,Воронина С.Н.
при секретаре Щербина О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеичева С.Г. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, обязании присвоить звание "Ветеран труда" и возмещении судебных расходов,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 24 сентября 2015 года, которым постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Матвеичева С.Г. к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", обязании учесть ведомственную награду и присвоить звание "Ветеран труда".
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении Матвеичеву С.Г. звания "Ветеран труда".
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоить Матвеичеву С.Г. звание "Ветеран труда".
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в пользу Матвеичева С.Г. денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов".
Заслушав доклад судьи Мелехиной Т.И., судебная коллегия
установила:
Матвеичев С.Г. обратился в суд с указанным выше иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, мотивируя тем, что ему отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по причине отсутствия знака отличия "За безаварийную работу" II степени в утвержденном постановлением Правительства автономного округа от 06.06.2005 N 103-п Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда". Считает отказ незаконным и нарушающим его права и свободы как гражданина РФ. Просил признать незаконным решение ответчика об отказе учесть награждение нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" II степени как ведомственного знака отличия в труде и обязать ответчика присвоить ему звание "Ветеран труда", судебные расходы возложить на ответчика.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Матвеичева С.Г., представителя ответчика Департамента социального развития ХМАО-Югры.
Суд постановилизложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Матвеичева С.Г. отказать. Указывает, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации. В силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов. Считает, что у субъектов Российской Федерации имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации. Закон ХМАО-Югры не определяет круг лиц, являющимися ветеранами труда, а устанавливает перечень документов, подтверждающих право граждан на присвоение звания "Ветеран труда" в автономном округе. В частности Закон ХМАО-Югры от 07.11.2006 года N 115-оз предусматривает, что при присвоении звания "Ветеран труда" учитывается награждение орденами или медалями, либо удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде. Следовательно, отсутствуют правовые основания для признания за истцом права на присвоение звания "Ветеран труда" в ХМАО-Югре.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с (дата) Матвеичеву С.Г. назначена пенсия по старости, общий трудовой стаж истца составляет более "данные изъяты" лет, по настоящее время работает в "данные изъяты".
Приказом Ространснадзора от (дата) (номер) от имени Министерства транспорта Российской Федерации Матвеичев С.Г. поощрен нагрудным знаком отличия "За безаварийную работу" II степени.
Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от (дата) (номер) Матвеичеву С.Г. сообщено об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" (от (дата) протокол (номер)), со ссылкой, что знак отличия "За безаварийную работу" II степени не поименован в Перечне наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утв. постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 года N 103-п.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (с последующими изменениями и дополнениями) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда"; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона "О ветеранах"" порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда"" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Закона N 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Закон "О ветеранах", устанавливающий общие основания присвоения звания "Ветеран труда", относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона N 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О ветеранах", несмотря на то, что субъект Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации несет расходные обязательства по отношению к ветеранам труда.
Кроме того, по смыслу п. 4 ст. 7 Закона "О ветеранах" под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда", понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания "Ветеран труда", перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим.
Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве транспорта РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. N 395, Минтранс РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
Пунктом 6.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395 установлено право Министерства транспорта Российской Федерации учреждать в установленном порядке знаки отличия и ведомственные награды и награждать ими граждан за высокие достижения в установленной сфере деятельности.
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.06.2007 г. N 80 в целях обеспечения безопасности на автомобильном, воздушном, городском, электрическом, морском и внутреннем транспорте, повышения уровня трудовой и транспортной дисциплины, а также популяризации и пропаганды опыта специалистов, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу на транспорте, учрежден, в том числе, нагрудный знак отличия "За безаварийную работу", утверждено положение о нагрудном знаке отличия "За безаварийную работу".
Согласно приложению N 1 к приказу Минтранса РФ от 20.06.2007 г. N 80, нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" является одной из форм поощрения, популяризации и пропаганды опыта водителей автомобильного и городского электрического транспорта, обеспечивающих многолетнюю безаварийную работу. Знак отличия имеет три степени.
Знак отличия II степени вручается от имени Министерства транспорта Российской Федерации на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта водителям автомобильного транспорта, под управлением которых общий пробег транспортного средства (транспортных средств) без аварий составил свыше 300 тыс. км, и водителям городского электрического транспорта, под управлением которых безаварийный пробег транспортного средства составил свыше 250 тыс. км.
Основанием для издания приказа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о вручении знака отличия II степени является ходатайство соответствующего территориального управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Вручение знака отличия и удостоверения к нему производится в торжественной обстановке, как правило, по месту работы водителя.
Таким образом, из вышеназванного Положения следует, что нагрудный знак "За безаварийную работу" подпадает под понятие ведомственного знака отличия, поскольку он учрежден федеральным органом государственной власти, награждение знаком осуществляется за отличия в труде (безаварийную работу).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что законодатель субъекта Российской Федерации, утверждая порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" незаконно сузил перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда, что нагрудный знак отличия "За безаварийную работу" II степени является ведомственным знаком отличия в труде, Матвеичев С.Г. имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 4 постановления от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.
При разрешении спора суд обоснованно руководствовался положениями ст. 7 Федерального закона "О ветеранах".
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ханты-Мансийского районного суда от 24 сентября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.
Председательствующий Блиновская Е.О.
Судьи Мелехина Т.И.
Воронин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.