Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Ишимова А.А.,
судей Кульковой С.И., Назарука М.В.,
при секретаре Дубыниной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Халитова И.Г. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО - Югре" Министерства труда и социальной защиты РФ об установления инвалидности,
по апелляционной жалобе ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО - Югре" Министерства труда и социальной защиты РФ на решение Нефтеюганского районного суда от 02.09.2015 г., которым постановлено:
признать уважительной причину пропуска срока переосвидетельствования с (дата) по (дата) Халитовым И.Г..
Обязать ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО - Югре" Министерства труда и социальной защиты РФ установить Халитову И.Г. инвалидность с (дата) по (дата).
Взыскать с ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по ХМАО" Министерства труда и социальной защиты РФ в пользу Халитова И.Г. компенсацию судебных расходов "данные изъяты" руб.
Заслушав доклад судьи Ишимова А.А., судебная коллегия
установила:
Халитов И.Г. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что (дата) истцу установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до (дата) Дата очередного переосвидетельствования назначена на (дата) Истец пропустил срок переосвидетельствования в связи с тем, что с (дата) по (дата) находился на стационарном лечении в лечебном учреждении закрытого типа. (дата) истцу установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до (дата) Ответчик признал причину пропуска переосвидетельствования неуважительной. Истец просит признать уважительной причину пропуска срока переосвидетельствования с (дата) по (дата) и установить ему инвалидность на указанный период.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ответчик оспаривает законность и обоснованность решения. Суд не учел, что федеральным законодательством разрешение вопроса об установлении инвалидности за прошлое время и оценка уважительности причин пропуска срока переосвидетельствования - отнесены к компетенции учреждения медико-социальной экспертизы. Согласно п. 23, 24 "Правил признания лица инвалидом" (утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95) медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина. Она может проводиться в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. Неисполнение лечебным учреждением, в котором проходил лечение истец, предусмотренной п. 15, 16 Правил обязанности по направлению истца для прохождения медико-социальной экспертизы, не дает оснований для удовлетворения иска. Истцом не доказан факт обращения к руководителю "данные изъяты" с заявлением о переосвидетельствовании. Нахождение истца на лечении, само о себе, не является уважительной причиной пропуска срока переосвидетельствования.
В возражениях на апелляционную жалобу истец указывает на несостоятельность изложенных в ней доводов.
В суде апелляционной инстанции представители ответчика Маланчук С.В. и Науменко В.И. просили отменить решение по доводам жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правильно установилзначимые обстоятельства, надлежаще проверил доводы и возражения сторон и правомерно пришел к изложенным в решении выводам.
Согласно справке МСЭ-2013 (номер) истцу (дата) установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до (дата) Дата очередного освидетельствования (дата)
В период с (дата) по (дата) истец находился на стационарном лечении в учреждении закрытого типа "данные изъяты".
Согласно справке МСЭ-2014 (номер) истцу (дата) установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до (дата) Дата очередного освидетельствования (дата) Причина пропуска срока переосвидетельствования (дата) по (дата) признана неуважительной.
В силу ст. 12 Федерального закона от 15.12.2001 г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ".
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с п. 2, 3 "Правил признания лица инвалидом" (утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. N 95) признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что гражданин направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.
Согласно п. 23 Правил медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.
Согласно п. 24, 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
В соответствии с п. 77 "Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы" (утв. приказом Минтруда России от 29.01.2014 г. N 59н) основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявлений о предоставлении государственной услуги является подача в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) заявления о предоставлении государственной услуги с документами, указанными в пунктах 28, 31, 35 - 38 Административного регламента (далее - необходимые документы).
Согласно п. 69 Административного регламента заявление о проведении медико-социальной экспертизы может быть подано лично, по почте либо в электронной форме через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
В соответствии с п. 5 ст. 21 Федерального закона N173-Ф3 от 17.12.2001 г. "О трудовых пенсиях в РФ", в случаях пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой органом Государственной службы медико-социальной экспертизы, и установления указанным органом инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности III, II или I степени за прошлое время выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии) по инвалидности возобновляется со дня, с которого соответствующее лицо вновь признано инвалидом, независимо от срока, прошедшего после приостановления выплаты трудовой пенсии (части трудовой пенсии).
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 25.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" выплата страховой пенсии приостанавливается при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в федеральное учреждение медико-социальной экспертизы на три месяца. Положения ч. 9 комментируемой статьи указывают, что если причина пропуска лицом срока переосвидетельствования признана уважительной и инвалидность установлена учреждением медико-социальной экспертизы за прошлое время, то размер фиксированной выплаты за указанное время определяется по прежней группе инвалидности.
В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Из протокола судебного заседания от (дата) следует, что представитель ответчика, возражая относительно иска, ссылался на отсутствие нормативно установленного перечня уважительных причин пропуска срока переосвидетельствования. Не оспаривал доводы истца о необходимости предоставления им документов для переосвидетельствования. Полагал, что срок переосвидетельствования пропущен по вине лечебного учреждения, в котором находился истец.
Из материалов дела следует, что в оспариваемый ответчиком период между датами освидетельствования состояние здоровья истца не улучшалось, поэтому возражения апеллянта относительно установления Халитову И.Г. инвалидности с (дата) по (дата) носят формальный характер.
Установив факт нахождения истца на стационарном лечении в учреждении закрытого типа, суд пришел к правильному выводу, что с учетом особенностей режима пребывания Халитов И.Г. не мог своевременно подать заявление о переосвидетельствовании, а затем занимался сбором необходимых документов. Суд обоснованно признал уважительной причину пропуска Халитовым И.Г. срока переосвидетельствования и правомерно удовлетворил иск.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, поэтому жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нефтеюганского районного суда от 02.09.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Ишимов А.А.
Судьи
Кулькова С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.