Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего Волкова А.Е.,
судей Симоновича В.Г., Степановой М.Г.,
при секретаре Калининой Д.О.,
рассмотрев административное дело по административному иску Зарубина С.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее Инспекция) об оспаривании требований по уплате транспортного налога,
по апелляционной жалобе административного истца Зарубина С.В. на решение Советского районного суда от 27 октября 2015 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Симоновича В.Г., судебная коллегия
установила:
Зарубин С.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском. Оспаривает требования налогового органа об уплате транспортного налога за период 2012-2014 годов, начисленного на принадлежащий ему автомобиль Мицубиси L 200 по ставке для грузовых автомобилей, поскольку данное транспортное средство отнесено к категории легковых "В", грузовому-бортовому типу, его разрешенная масса не превышает 3 500 кг, а число сидячих мест - восьми, длина грузовой платформы не превышает 50% длины колесной базы транспортного средства. Ссылаясь на то, что мощность автомобиля составляет 136 л.с., утверждает, что в соответствии с действующим на тот период законодательством освобожден от уплаты транспортного налога, который исчислялся с легковых транспортных средств мощностью более 150 л.с.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое Зарубин С.В., полагая незаконным и необоснованным, просит отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его требований. Ссылаясь на Конвенцию о дорожном движении, заключенную в Вене 08.11.1968 года, Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, письмо ФНС РФ от 01.12.2009 года и судебную практику, утверждает, что по всем техническим параметрам его транспортное средство относится к категории "В" - легковых, как автомобиль, разрешенная масса которого не превышает 3500 кг, число сидячих мест - восьми, а максимальная внутренняя длина площадки для перевозки грузов - 50% длины колесной базы транспортного средства. Отмечает, что грузоперевозками он не занимается, транспортное средство в качестве грузового не использует. Полагает, что все сомнения в налоговом законодательстве должны трактоваться в его пользу.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, их явка не является обязательной и не признана судом обязательной. При указанных обстоятельствах, учитывая положения ч. 7 ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ.
Исследовав материалы дела в полном объеме по правилам ч. 1 ст. 308 КАС РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела и никем не оспорено, что Зарубин С.В. с 2008 года является собственником транспортного средства - автомобиля Мицубиси L200, гос. рег. знак "данные изъяты", который в соответствии с паспортом транспортного средства (адрес), выданного таможенным органом (дата), относится к категории "В", типу грузового-бортового, мощностью двигателя 136 л.с.
В соответствии со статей 2 Закона ХМАО от 14.11.2002 N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" в период 2012-2014 годов ставка транспортного налога на легковые автомобили, мощностью двигателя до 150 л.с. составляла 0 рублей, на автомобили грузовые, мощностью двигателя выше 100 л.с. до 150 л.с. - 40 рублей.
Налоговым органом расчет транспортного налога за спорный период произведен Зарубину С.В. как за грузовое транспортное средство - 40 рублей за 1 л.с.
Утверждая, что принадлежащее административному истцу транспортное средство Мицубиси L200 мощностью двигателя 136 л.с. относится к категории легкового, на который в соответствии Законом ХМАО от 14.11.2002 N 62-оз ставка транспортного налога в 2012-2014 годах составляла 0 рублей, Зарубин С.В. обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая требования административного истца и приходя к выводу об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из правомерности действий налогового органа, производившего начисления транспортного налога на транспортное средство Зарубина С.В. как на грузовой автомобиль.
Судебная коллегия находит выводы суда правильными.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации.
Исходя из положений ст. ст. 358, 361 НК РФ, а также ст. 2 Закона ХМАО от 14.11.2002 N 62-оз "О транспортном налоге в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" объектом налогообложения признаются как легковые, так и грузовые автомобили, а налоговые ставки устанавливаются, в том числе в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Суд первой инстанции правильно указал, что при определении категории транспортных средств в целях применения ставки по транспортному налогу следует руководствоваться Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене 08 ноября 1968 года, которая помимо прочего предусматривает такие категории транспортных средств, как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы, и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров.
Кроме того, при определении категории транспортного средства также необходимо учитывать, что в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно пункту 7 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", к регистрационным документам относятся свидетельства о регистрации транспортных средств, а также технические паспорта (технические талоны) транспортных средств.
Под паспортом транспортного средства понимается документ, действующий на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства, что следует из положений разд. 1 гл. 1 Правил по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов, утвержденных Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 N 19.
Следовательно, тип транспортного средства, указанный в паспорте транспортного средства, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства (сертификате соответствия).
С учетом изложенного, паспорт транспортного средства является основным документом, содержащим в себе полные сведения о характеристиках и конструктивных особенностях автомобиля, включая и тип транспортного средства.
Как указано выше, согласно паспорту транспортного средства автомобиль Мицубиси L200 с мощностью двигателя 136 л.с. относится к категории "В", типу грузового-бортового.
Таким образом, производя начисления транспортного налога Зарубину С.В., налоговый орган правомерно исходил из налоговой ставки на грузовой автотранспорт, согласно указанному в ПТС и свидетельстве о регистрации ТС типу транспортного средства "грузовой-бортовой".
Довод жалобы о том, что автомобиль Мицубиси L200 по классификации Конвенции о дорожном движении относится к категории "B" - легковых, верные выводы суда не опровергает.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 в строке "4" категория ТС (A, B, C, D, прицеп) паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно указанному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в Приложении 3 к данному Приказу).
Согласно Приложению 3 к Положению к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые).
Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории "B" не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковому либо к грузовому транспортному средству.
Таким образом, действия налогового органа при исчислении транспортного налога по ставке для грузовых транспортных средств, согласно представленной информации из регистрирующих органов, соответствуют требованиям закона и являются обоснованными.
Следует отметить, что налоговый орган при исчислении транспортного налога основывается на информации, представленной регистрирующими органами, и компетенцией внесения корректирующей информации в документы регистрационного учета транспортных средств не обладает.
Довод автора жалобы о том, что в силу п. 7 ст. 3 НК РФ неустранимые сомнения, противоречия и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика несостоятельны, поскольку по настоящему делу наличие таких сомнений не установлено.
Также подлежат отклонению ссылки апеллянта на судебные акты по иным делам, поскольку касаются иной совокупности обстоятельств и преюдициальным значением по данному делу не обладают.
Иные доводы жалобы основаны на ошибочном толковании административным истцом норм материального права, иной оценке обстоятельств данного дела, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 311 КАС РФ судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Советского районного суда от 27 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи коллегии: Симонович В.Г.
Степанова М.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.