Судебная коллегия по гражданским делам ФИО1 областного суда в составе:
председательствующего судьи: Кутырёвой Е.Б.
судей: ФИО9, ФИО4
при ведении протокола судебного заседания секретарем: ФИО5
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО6
на решение Борского городского суда ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ по иску ФИО6 к администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" об обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" об обязании признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставить земельный участок, указывая, что она является инвали "адрес" группы бессрочно, проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: ***, площадь квартиры составляет *** кв.м., в которой зарегистрировано 5 человек, какого-либо другого недвижимого имущества на праве собственности она не имеет. В соответствии с Федеральным законом РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она является нуждающейся в улучшении жилищных условий (менее 12 кв.м. на человека) и имеет право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства. По данному вопросу в феврале 2015 года она обращалась в администрацию "адрес" и просила предоставить ей земельный участок под индивидуальное жилищное строительство и поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ответу администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N *** ей было отказано и в предоставлении земельного участка, и в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Считает, что администрацией "адрес" нарушено действующее жилищное законодательство и ее жилищные права. На основании изложенного ФИО6 просила суд обязать администрацию "адрес" предоставить ей в собственность земельный участок на территории "адрес" под индивидуальное жилищное строительство жилого дома без проведения торгов (в первоочередном порядке) в соответствии с действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела ФИО6 в порядке ст. 39 ГПК РФ изменила свои исковые требования, просила суд: обязать Администрацию городского округа "адрес" признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ч. 14 ст. 17 ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ; обязать Администрацию "адрес" предоставить ей земельный участок на территории муниципального образования "адрес" под индивидуальное жилищное строительство жилого дома без проведения торгов в первоочередном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Впоследствии представитель истца ФИО7 от исковых требований об обязании администрации "адрес" предоставить в собственность земельный участок на территории "адрес" под индивидуальное жилищное строительство жилого дома без проведения торгов в первоочередном порядке отказался, указанный отказ принят судом, в связи с чем производство по делу в указанной части прекращено.
ФИО6 в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, воспользовалась правом вести дело в суде через представителя.
Представитель истца ФИО7, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО8, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что ФИО6 не является малоимущей, в связи с чем не может быть принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. ФИО6 не был соблюден административный порядок постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также порядок предоставления земельного участка.
Представитель третьего лица - департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Борского городского суда ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО6 к администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе ФИО6 поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, необоснованного и постановленного при неправильном применении норм материального права.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО1 областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
По смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО6 является инвали "адрес" группы, зарегистрирована в квартире по адресу: ***, площадь квартиры составляет *** кв.м. В данной квартире, кроме истца, проживают еще 4 человека (***).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в администрацию городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" с заявлением, в котором просила предоставить ей земельный участок по адресу: *** (согласно прилагаемой схеме) под индивидуальное жилищное строительство жилого дома без проведения торгов в соответствии с действующим законодательством, в случае необходимости для этого, поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заключением межведомственной комиссии по рассмотрению заявлений в сфере земельных отношений на территории городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N *** в предоставлении земельного участка заявителю было отказано, поскольку ФИО6 на учете как нуждающаяся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, при администрации городского округа "адрес" не состоит и не имеет права на первоочередное приобретение земельного участка для строительства жилого дома без проведения аукциона.
Кроме того, как следует из заключения комиссии, предоставление запрашиваемого участка не представлялось возможным, поскольку на испрашиваемой территории расположены земельные участки не свободные от прав третьих лиц.
Также письмом департамента имущественных и земельных отношений администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N *** ФИО6 в целях решения вопроса о признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения, а также малоимущей, было рекомендовано обратится в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг "адрес", в порядке, установленном Законом ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений ФИО1 "адрес" учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма", с приложением необходимых документов.
ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО6 - ФИО7 обратился с заявлением в администрацию городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" о постановке ФИО6 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Письмом администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N *** ФИО7 было сообщено, что администрация городского округа "адрес" не может рассмотреть заявление о принятии ФИО6 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, поскольку среди представленных документов отсутствовал документ, позволяющий отнести ее к категории малоимущих, не приложена доверенность на представление интересов ФИО6 в органах местного самоуправления, а также в нарушение пункта 7.1. Регламента по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в городском округе "адрес" ФИО1 "адрес"" заявление с документами подано непосредственно в администрацию городского округа "адрес", а не в МАУ "МФЦ "адрес"".
Обращаясь в суд с требованиями об обязании Администрации городского округа "адрес" признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, ФИО6 указала, что на нее и членов ее семьи приходится менее 12 кв.м. общей площади квартиры на каждого, что указывает на их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности признать ФИО6 нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку истец не представила ни в администрацию городского округа "адрес", ни в материалы настоящего дела документы, подтверждающие ее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Выводы суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными в процессе рассмотрения дела доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Доводы апелляционной жалобы не являются основанием к отмене решения суда в силу следующего.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем статья 17 указанного Федерального закона поименована как "Обеспечение инвалидов жилой площадью" и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов,
нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями названных Правил.
Исходя из системного анализа приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и не на все семьи, имеющие в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, которые состоят на жилищном учете или имеют основания для постановки на жилищный учет.
С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Установление факта нуждаемости истца в улучшении жилищных условий включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида права состоять на таком учете.
Основания и порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий предусмотрены жилищным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Кроме того, для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ст. 49 ЖК РФ необходимо не только отсутствие у этого гражданина жилого помещения по договору социального найма или на праве собственности, и права пользования таким жилым помещением в качестве члена семьи нанимателя или собственника, а также тяжелое материальное положение гражданина, поскольку для признания нуждающимся он должен являться еще и малоимущим.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Законом ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-З "О порядке ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений ФИО1 "адрес" учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" в соответствии с ЖК РФ установлен единый порядок ведения органами местного самоуправления городских округов и поселений ФИО1 "адрес" учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Статьей 5 указанного Закона установлено, что основанием для принятия на учет является заявление гражданина о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, поданное в орган, осуществляющий принятие на учет, либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
Гражданин подает заявление по форме, установленной Правительством ФИО1 "адрес". Заявление подписывается проживающими совместно с ним членами семьи, желающими получить другое жилое помещение по договору социального найма вместе с заявителем.
4. С заявлением представляются:
1) решение о признании граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (для граждан, признанных малоимущими);
2) документы, подтверждающие отнесение заявителя к категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений по договорам социального найма в соответствии с частью 3 статьи 49 ЖК РФ, перечень которых определяется Правительством ФИО1 "адрес", если иное не установлено федеральным законодательством (для иных категорий граждан, определенных федеральными законами и законами ФИО1 "адрес");
3) документы, подтверждающие право заявителя быть признанным нуждающимся в жилом помещении, а именно:
а) документы, подтверждающие состав семьи (паспорт, иные документы, удостоверяющие личность и степень родства членов семьи заявителя: свидетельство о рождении (для несовершеннолетних), свидетельство о заключении (расторжении) брака, судебное решение о признании членом семьи);
б) выписка из домовой (похозяйственной) книги и выписка из финансового лицевого счета;
в) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор найма (поднайма), в том числе договор социального найма, договор безвозмездного пользования, судебное постановление о признании права пользования жилым помещением, иной документ, подтверждающий законные основания пользования жилым помещением);
г) документы об имевшихся и имеющихся правах заявителя и каждого члена его семьи на недвижимое имущество, выданные органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
д) документ, подтверждающий несоответствие помещения, в котором проживает заявитель, установленным для жилых помещений требованиям (для граждан, проживающих в таких помещениях);
е) документы, подтверждающие наличие предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях (при наличии таких оснований).
5. Документы, указанные в подпунктах "а" и "в" пункта 3 части 4 настоящей статьи, представляются в копиях с одновременным представлением оригинала. После проверки соответствия копий оригиналу они заверяются лицом, принимающим документы, после чего оригинал возвращается заявителю.
Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы, необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами ФИО1 "адрес", муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
В силу ст. 8 Закона ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-З отказ в принятии граждан на учет в соответствии с частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации допускается в случае, если:
1) не представлены предусмотренные частями 3 и 4 статьи 5 настоящего Закона документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Закона, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете;
2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете;
3) граждане с намерением приобрести право состоять на учете в течение пяти лет до дня подачи заявления совершили действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела, ФИО6 в установленном законом порядке не обращалась в МАУ "МФЦ "адрес"" с заявлением по форме, установленной Правительством ФИО1 "адрес", о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Документы, подтверждающие ее право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, решение о признании ее малоимущей, в многофункциональный центр не предоставляла.
Таким образом, ФИО6 не соблюдена предусмотренная законом административная процедура постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указанное обстоятельство правомерно послужило основанием для отказа в удовлетворении ее исковых требований об обязании администрации городского округа "адрес" ФИО1 "адрес" признать нуждающейся в улучшении жилищных условий, тем более что истцом суду также не были представлены документы, подтверждающие ее нуждаемость в улучшении жилищных условий.
При этом отмечается, что сам по себе факт обеспеченности членов семьи ФИО6 жилым помещением меньше учетной нормы, в силу ст. 49 ЖК РФ не свидетельствует о том, что ФИО6 является нуждающейся в улучшении жилищных условий при недоказанности того обстоятельства, что истец может быть отнесена к категории малоимущих.
Как правильно указано судом первой инстанции, право ФИО6 на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон, действующие на момент обращения истца в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не предусматривали иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда относительно необходимости признания истца малоимущей в целях принятия ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий подробно мотивированы, постановлены при правильном применении и толковании норм материального права, дополнительной аргументации не требуют.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Нарушений норм материального или норм процессуального права судом не допущено.
Решение суда соответствует требованиям ст.198 Гражданского процессуального кодекса РФ, основания к отмене решения суда, установленные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Борского городского суда ФИО1 "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО6 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.